И.C. Тургенев «Вешние воды»
chto_chitat — 03.11.2011 И.С. Тургенев (1818-1883), новелист и рассказчик, адвокат вестернизации Руси. В период с 1850 по 1860 г.г. автор проживал в западной Европе, где написал особенно много произведений: Рудин, Дворянское гнездо, Накануне. Автора беспокоят социальные вопросы. Его шедевр, Отцы и Дети (1862) целиком посвящен философии нигилизма и бунта. Однако обратим внимание на произведения, рассказывающие об отношениях мужчин и женщин. Например, «Вешние воды».Это короткая повесть про русского помещика по фамилии Санин. Перед тем, как окончательно осесть в родном селе и заняться менеджментом крепостных, герой много путешествует по Европе. В Германии он встречает девушку Джемму, молодую и красивую дочь итальянского кондитера. Санин влюбляется. Однажды вечером к девушке пристает немецкий офицер Барон Фондонгофф, и вскоре оба стрелляют друг в друга на дуэли. В ответ на выстрел промахнувшегося Санина, Барон стрелляет вверх. Джемма соглашается выйти за муж (за Санина).
Свадебные расходы велики. Санин хочет продать свое имение в России, не выезжая из Германии. Для этого он встречает Ипполита Полозова, соотечественника, тоже живущего среди немцев. Жена Полозова, Мария, коварная женщина. Она управляет финансами, не доверяя мужу. Кажется, что Мария соглашается помочь Санину, но на самом деле женщина таким образом намекает Санину на интересы интимного плана.
Вскоре Санин самым непостижимым образом оказывается настолько привязан к Марии, что объяснить подобное явление можно только ее сексуальностью. Попав в сети, Санин пишет Джемме, что больше ее не любит. Вы понимаете? Теперь он унижен и порабощен Марией, ее мужем, и даже своим недавним врагом – Барон Фондонгоффом, который, кстати, также сексуально зависим от Марии!
Проходит тридцать лет. Санин так никогда и не женится, но все время тоскует по Джемме. Он пытается разыскать ее, давно вышедшую за муж за соседа-кондитера и уехавшую в НьюЙорк.
Дмитрий Санин показан во всех отношениях положительным персонажем. Автор отождествляет себя с ним. Сожалея о разрушенной судьбе Санина, автор подразумевает себя. Ход его жизни определялся встречей с двумя женщинами. Первая – идеальная Джемма. Она никогда не ставит себя выше мужа и не расстраивает мужчину.
Вторая женщина - Мария. Под свободными взглядами Марии, в том числе и на адьюльтер, скрывается пародия на свободу, направленная на порабощение других. Символически она одевает железное кольцо на палец каждого из своих поклонников. Наслаждение унижением мужчины – ее кредо.
Обе женщины красивы и длинноволосы. Но там, где Мария, распущенными волосами соблазняет Санина, Джемма ненавязчиво подчеркивает свою скромность.
Мария определяет объем и качество сексуальных отношений в паре, лишая Санина свободы. Джемма –наоборот.
Мария решает за мужчину, унижая его достоинство и самооценку. Джемма – соблазняет его как бы против своей воли, наполняя чувством гордости и отваги.
Но основное различие между женщинами в следующем. Джемма не хочет близости. Очевидно, она не получает удовольствия. Ее аппетиты не больше мужских, она слаба и нуждается в поддержке, давая мужчине стимул к реализации генетической установки. Чем Джемма беспомощнее, тем мужественнее Санин.
Мария – наоборот. Она хочет и инициирует, получая наслаждение. Мужчина подсознательно лишает своей роли в жизни. Мария становится мужчиной, тем самым обращая мужчину в женщину. Более того, достигнув цели, Мария, вслучае если мужчина пытается встать с колен, унижает его еще больше, губя и разрушая.
Укрепление мужского Я, уважение к его сущности – вот рецепт межличностных отношений. Попытка встать над мужчиной приводит к трагедии, подобной в «Дьяволе» Толстого, где Евгений убивает Степаниду. Но если Евгений был опытным ловеласом, то Санин всего лишь новичок, не осознающий опасности. Мария наслаждается и господством над мужем, который опускается до роли сводника. Полосов мужчина только внешне. Он сросся с ролью «любимой жены» в гареме Марии.
Санин переживает трагедию. Он дезориентирован, и терпит фиаско. В его жизни больше не будет женщин. Пытаясь вернуть утерянное, он, через тридцать лет после событий, ищет Джемму.
В оправдание Марии скажем, что она не всегда была такой. Все началось с ее первого опыта со своим учителем, которого она боялась и уважала – факторы, определяющие идеальную женщину. Став со временем агрессивным, Мария трансформировалась в мужчину. Санин считает ее змеей, этим фаллическим символом, переворачивающим ролевые направляющие с ног на голову. Она насилует мужчину, как проникающая в нору змея, а потом бросает, как змея, скидывающая кожу. Даже Мария вынуждена признать свою колдовскую силу, сосущую силы из окружающих. Она не дьявол, нет. В лучшем случае ученик, способный на элементарное: уничтожение мужской личности через его физиологические стремления.
Дочитал с трудом, но не зря.
|
</> |