И снова странность...Военно-морские френды, выручайте!:)
nick_55 — 03.02.2021Только не подумайте, что это попытка разинуть пасть на классика и в очередной раз продемонстрировать заклёпочничество. Но, будем надеяться, с вашей помощью придём к истине.
Берем рассказ "Ледяной шторм" (1900) и цитируем:
Никифор Андреевич с ужасом видел, что шторм крепчал, и через несколько часов после выхода из Ялты понял, что идти прежним курсом, в Феодосию или в Керчь, нельзя. При громадной боковой качке волны нападали на груженый пароход с обеих сторон, поминутно вкатываясь и на палубу, и на корму, и на бак. И вода, застоявшаяся на палубе и беспрерывно обрызгивающая бугшприт и борты, быстро замерзала, покрывая их льдом. Матросы и пассажиры то и дело скалывали лед, но новые волны снова наносили новый лед. И матросы зябли, изнемогали и снова работали, в исступлении невольного ужаса, охватывающего при мысли о неминуемой опасности, и испуганно взглядывали с мольбой и вопросом на укутанного капитана, дождевик на котором обледенел. А капитан, придумывающий средства спасения от гибели, думал: "Волны зальют, и лед будет лишней тяжестью - она нас увлечет ко дну. Надо повернуть и пойти полным ходом по волне - и, бог даст, дойдем до Новороссийска или Батума, куда попутно". (С)
Но Новороссийск и Батуми по отношению к Ялте тоже на востоке, хотя и южнее Керчи и Феодосии. Ну вот, пароход поворачивает на Юг, волны уже не бьют в борт, но потом, чтобы зайти в Новороссийск или Батуми, которые гораздо дальше, ему снова придется разворачиваться. Правда, и в этом случае волны уже бить в борт не будут, и есть шанс прорваться. Или всё сложнее? Поясните, пожалуйста.
Берем и цитируем дальше, тут уж совсем запутался.
"Придерживаясь за поручни, чтобы не быть снесенным в море, капитан подошел к штурвалу, помещенному в маленькой рубке, и приказал Антону:
- Лево на борт!
И, выйдя из рубки, он смотрел, как покатил нос вправо, и... и...вдруг... закрыл глаза, опять их открыл и секунду-другую ждал гибели...Правый борт кренился все ниже и ниже, все ближе и ближе к волнам. Они уже вливались и покрывали словно смертным покровом..." (С)
Насколько я понимаю, команда "Лево на борт!", а по-английски "Full port!", если пересказать ее словами школьной физики, означает "поставить руль в такое положение, при котором угловая скорость поворота влево будет максимальной". Так или не так? Но, если так, то почему же "покатил нос вправо"? Неудобно, конечно, "варежкой" выглядеть, но истина дороже:)
ОК, давайте, ещё до прихода военно-морских френдов, заглянем в специальную литературу:
"ЛЕВО НА БОРТ"— команда рулевому, означающая: положить перо руля влево до угла перекладки, установленного для данного судна. По этой команде нос судна при перекладке руля должен катиться влево.
Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941
Получается, что и "лыжи не едут", но и ваш покорный слуга не совсем описывается прилагательным в конце этого всем известного четверостишия.)
Дальше процитируем:
"А у капитана, напротив, прежней надежды уже не было.
- Стоп машина! - крикнул Никифор Андреевич. Якорь упал на глубине двадцати сажен."
То есть, примерно 40 метров."
Это где же корабль шёл?
В общем, военно-морские френды, остаётся только и надеяться на ваш опыт, знания и мудрость:)
Да, и феномен оледенения корабля в зимний шторм описан в книге Алистера Маклина "Корабль Его Величества Улисс". Но там место действия - вблизи Исландии. А у нас на Балтике, Черном море и Дальнем Востоке часто ли это бывает, как с этим боролись раньше и как борются сейчас? Используется ли сейчас при этом тепло от ГЭУ? Приходилось ли, военно-морские френды, вам самим с этим сталкиваться, и что тогда делали вы и ваши экипажи?
|
</> |