"И с налета, с поворота..."
afirsov — 07.04.2020 Из опыта 243-й штурмовой авиадивизии рубежа 1942-43 гг. – «Ил-2, как ближний бомбардировщик»«Штурмовикам на Северо-Западном фронте приходилось работать в условиях сильного противодействия средств ПВО пр-ка, так как, 16-я немецкая армия организовала круговую оборону и передний край был особо насыщен зенитными средствами. Каждый опорный пункт имел свою противовоздушную оборону. Штурмовики несли потери на малых высотах от ЗА, ЗП, МЗА, от наземного огня пулеметных точек, от огня танков и даже от минометного огня противника…
Приходилось изыскивать новые способы атаки цели пр-ка… Мы решили сделать начало этого применения [как ближний бомбардировщик].
Действия штурмовиков мы начали со средних высот порядка 600-1000 м… Мы проделали целый ряд опытов на полигоне… [и] пришли к заключению, что лучшим способом бомбометания с горизонтального полета со средних высот, это бомбометание по выдержке времени и приступили к обучению летного состава…
Для выполнении бомбометания приходилось делать некоторые расчеты… Мы рассчитали таблицу [высота+скорость -> время задержки] и прикололи ее на козырьке.
Практика показала, что этот способ бомбометания хорошо применяется по скоплению войск и техники пр-ка, т.е. по площадным целям, а по точечным целям этот способ оказался мало эффективным.
… Для повышения эффективности действий штурмовиков по точечным целям пришлось опять менять тактику… Мы приступили к тренировке летчиков в отработке пикирования на Ил-2… Применение штурмовика, как пикировщика показало большой эффект, штурмовики приходили на поле боя на высоте 1100-1400 м и метко поражали точечные цели, зенитки пр-ка стали бояться штурмовиков, хорошо слетанные группы работали совершенно безнаказанно… Как только ЗА пр-ка открывала огонь[,] штурмовики немедленно набрасывались на нее и с пикирования метко поражали.
…На самолете Ил-2 возможно два способа определения момента перехода в пикирование:
1. С прямой по выдержке времени.
2. С разворотом на 90 гр.
…
Авторы – полковник Воинов, майор Литницкий
Тактика применения штурмовиков во время Великой Отечественной делилась как бы на «остроконечников» и «тупоконечников»: одни требовали применять Ил-2 с бреющего полета – так действовали в основном в начале войны, другие – с высот 1000-1500 м. У каждого приема были свои достоинства и недостатки. Казалось бы логичнее было сочетать оба тактических приема в зависимости от обстановки, но «начальство» довольно часто требовали придерживаться строго (или преимущественно) одного…
Подробный отчет для «заклёпочников» можно посмотреть в – ЦАМО, Фонд 20018, опись 1, дело 2, л 175 -…
|
</> |