Про старейший город на Урале, звериный стиль и «пермских богов»
tata_lind — 01.10.2025
Попробуем в этом посте разобраться, где была столица Перми Великой, правда ли Пермь и есть таинственная скандинавская Биармия, кто такой человеколось и почему уральские священники, невзирая на запреты, мирились с деревянными скульптурами святых в храмах.
Эх, похоже, замахнулась я на слишком объемную тему. Но что же, будем пробовать. Итак, что такое Пермь Великая, а не просто Пермь? Начнем с самого слова. На языке вепсов далекая земля или земля за рубежом называлась "Перамаа". Ну и, видимо, вепсы, живущие между Онегой и Ладогой так рассказывали вездесущим новгородцам про дальние, еще более северные земли.
Соответственно, Пермий было несколько: Малая – или Соль Вычегодская, Старая – в районе реки Вычегды, ну и собственно Великая. И название это, похоже, впервые появляется в житии Стефана Великопермского, который в Перми Великой никогда не был, а жил в Перми Старой. Т.е. получается, что Пермь Великая - это обширная земля на северо-востоке.
Но есть версии и о том, что Пермь Великая – город, который, кстати, отмечен на картах европейских путешественников по Руси. Есть версия и о том, что Пермь Великая – нынешний город Чердынь, который был тогда столицей этих земель, и на картах город так через запятую и подписан. А вот на некоторых картах есть и Пермь Великая, и Чердынь. В общем, путаница та еще.
А сейчас о еще большей загадке - Биармии. Это скандинавское название древней страны в восточной Европе, куда викинги совершали путешествия и торговали с местными жителями. Чаще всего Биармию помещают в Карелии, на Кольском полуострове или на Северной Двине, но некоторые историки распространяют ее и на более далекие земли, в частности на пермские. В общем, история интересная, спорная, включая и дискуссии Ломоносова и Миллера.
В общем, Пермь – территория необычная, и загадки связаны не только с названием.
Поразгадываем?
И много необычного мы увидели в Чердыни – древней столице этого края.
Про прогулку по Чердыни и ее историю расскажу в следующий раз, а сейчас о чудесных находках в этих землях. А именно о зверином стиле и «пермских богах».
Понятно, что начало начал для народов, живших здесь, это язычество. А язычество - это идолы и всяческие амулеты и обереги. Древних курганов на Пермской земле множество, и крестьяне и охотники частенько находили на полях и в лесу странные предметы. Называли их «чудскими богами», «образками» и «идолами». Это удивительно красивые металлические изделия, чаще всего бронзовые или медные, причем в большинстве своем изображающие животных, поэтому и назвали это Пермский звериный стиль. Создавались эти фигурки в 6-12 вв. Их крепили к одежде, украшали предметы быта, вплетали в косы женщинам и т.д. Чаще всего это медведь, лось, бобр-ящер, конь, лебедь, утка, змея.
Культ медведя был широко распространен на Урале. Медведь был сыном божества верхнего мира. Спустившись на землю, к людям, медведь нарушил запреты богов и погиб. Убитый людьми, зверь возродится снова, а его дух после медвежьего праздника отправится на небо, к отцу. Медведь спустился с небес, побывал на земле, а потом попал в нижний мир мертвых. Поэтому медведь может быть изображен над человеком, как сын божества, или под ящером, в мире мертвых. Бляхи с изображением медведя служили мощными оберегами.
Из статьиВарвары Гусевой «Загадки и мифы Пермского звериного стиля» на сайте проекта «Двигаем Урал в России и в мире». Не вижу необходимости как-то пересказывать этот текст, по-моему, написано интересно и понятно.
Птицы - начало всех начал, не случайно землю по пермской легенде создала утка, нырнув и достав со дна горсть земли. Существовали птицы с тремя головами — вестницы богов, летающие в трех мирах (надземный, земной и подземный) Птицы с личиной на груди — это первопредки народа создателей звериного стиля.
Причем это могут быть и фантастические птицы, и совершенно узнаваемые: утки, лебеди, гуси.
Еще есть чуднЫе гибриды, которых исследователи называют ящерами. Например, щука с лапами выдры, собака с хвостом бобра, которые охраняли вход в подземный мир.
Еще круче гибриды животных с человеком. Самый загадочный образ и одновременно самый распространенный сюжет пермского звериного стиля - это человеколось. У многих раздвоенные копытца, что в общем объединяет их с фавнами, лешими, а дальше и с чертями. Человеколоси встречаются только в Пермском крае и Коми и нигде больше. Как правило, человеколоси расположены на ящерах, охраняющих вход в подземный-подводный мир, они находятся в земном среднем мире.
Есть также фигурки людей-птиц. А самый апофеоз - «Люди-лоси-птицы», которые занимает промежуточное положение между небом и землей. А если соединить в одной фигурке крылья и копытца - ангел и черт - то это что вообще что-то очень странное.
И, наконец, существа в человеческом обличье.
Божество-хозяин - посредник между людьми и высшими богами. Часто изображается в виде "хозяина" - в позе "руки в боки".
Манси называли это божество Светлым мальчиком, ханты Мось-хумом, Тарпыгом, Ас-тый-ики. По сути он ребенок, но очень талантливый. Давал умные советы отцу - богу. Едва выйдя из колыбели совершал подвиги, догнал и убил шестиногого лося, отрубив ему пару ног. Шкуру прибил к небу, создав созвездие Лося (наша Большая Медведица). Стал покровителем людейлосей.
Есть и изображения Богини. Причем часто изображаются три мира. Или в виде 3 уровней: на небесном птицы, на среднем сама богиня с людьми, граница подземного мира, к примеру, ящер. Или 3 мира – богиня с тремя головами.
И, наконец, всадники на животных: на конях, ящерах, лосях. И в зависимости от того, на ком сидит всадник, можно понять его роль. На лосе – всадник следит за небесным миром, на ящере – за подземным.
Символика звериного стиля так широка и интересна, что в одном посте совершенно невозможно все описать. Надеюсь, мне удалось заронить в вас искру интереса к этому миру?)
В теперь пойдем дальше по истории Пермского края и поговорим о пермских богах. Судя по названию можно решить, что это что-то из язычества. Но нет, речь пойдет о деревянных скульптурах православных святых, и как ни странно, здесь получается соединение православия, язычества и даже католичества, еще и приправленное эпохой барокко. Звучит, конечно, очень странно, но попробуем разобраться.
Для новокрещенных пермяков священные изображения «в объемном» виде были понятнее и ближе, чем иконы. По мнению Николая Серебренникова – «открывателя» Пермской скульптуры, «пермяки часто не видят разницы между божеством и его изображением». Причем довольно часто святых изображали с чертами местных жителей: монгольскими скулами и даже раскосыми глазами. Их пытались нарядить и даже обуть. Особенно Николая Чудотворца, поскольку считали, что он главный защитник и по ночам обходит деревню дозором. Именно из-за такого особого отношения исследователи стали называть скульптуры «богами».
Немного это напоминает фигуры святых в католических церквях, которых тоже одевают по праздникам. И это неслучайно. Во-первых, среди священников были выходцы из западнорусских областей, да и управляли Пермской епархией епископы, учившиеся в Киево-Могилянской академии. А во-вторых, в первой четверти 18 в, после Северной войны, сюда было сослано большое количество пленных литовцев, поляков и шведов, которых иногда привлекали для строительства церквей.
Постановление Святейшего Синода от 21 мая 1722 года запретило «иметь в церквах иконы резные, или истесанные, издолбленные, изваянные». Но уральские священники предпочитали мириться с присутствием в храме скульптур, которые были практически родными для прихожан. И даже уже в 20 в., когда скульптуры собирали в музей, местные жители провожали их со слезами.
Вот такие вот удивительные истории происходили в Пермском крае. Надеюсь, что я немножко познакомила вас с пермскими богами и со звериным стилем. А дальше будет рассказ о Чердыни – столице Перми Великой.
|
|
</> |
Зажать и присосаться: сравниваем эффективность механических и вакуумных захватов
Верификация данных из интернета
Широков Евгений Николаевич
Котики дарят тепло. В 288 раз.
Прогулка на Искитимку
Россияне столкнулись с суррогатами на полках магазинов
Грошовые зарплаты и недосягаемые «Жигули»: как советский инженер мог купить и
Что посмотреть в Туле. Площадь и проспект Ленина
Мой воскресный рисунок. Скамейка у красного куста

