"И про тебя там написано" Алины Бронски
fem_books — 09.09.2019 Народ нынче пошёл инфантильный. Взрослые любят детские книжки. Моя бабушка, например, уже наизусть выучила "Сумерки". При том, что отродясь ничего, кроме Библии, не читала.Немецкая писательница Алина Бронски [Alina Bronsky] родилась в Свердловске в 1978 году, в начале девяностых вместе с семьёй эмигрировала в Германию, после окончания школы поступила в медицинский институт, но после трёх курсов ушла в журналистику. Литературным творчеством она увлекалась со старших классов, но сама не ожидала, что первый роман "Парк осколков" [Scherbenpark] наделает столько шуму. Жёсткая, критичная, вызывающая Саша Нойман, эмигрантка из России, мечтающая отомстить отчиму за убийство матери, и её добрая, но наивная до глупости и растерянная тётя заинтересовали не только молодёжную аудиторию, но и серьёзную критику. В 2008-2009 гг. "Парк осколков" номинировали на престижные литературные премии, он стал бестселлером. А саму Алину Бронски (это, кстати, псевдоним, настоящее имя писательницы не раскрывается) назвали наиболее многообещающей дебютанткой года. Саму книгу я не читала, только экранизацию смотрела с Ясной Фритци Бауэр. Своеобразно.
Наверное, диалог культур можно называть основной темой Бронски. И этот диалог далеко не всегда ведётся в дружественной обстановке, спокойными и мирными голосами... Тому пример две подруги-одноклассницы, Ким и Петровна.
Петровну, конечно, зовут не Петровна, а Эрна, в честь старушки, которая врезалась на своей машине в их семейный драндулет (долгая история, боюсь наспойлерить), но её отца действительно зовут Пётр. Он иммигрировал из советской ещё Киргизии, работает поваром. С женой-турчанкой у них долгий, оживляемый скандалами брак и множество детей. Сама Петровна, словно бы подогревая неиссякающее любопытство аудитории, выдумывает фантастические истории о своих родителях и родных. То они её замуж выдают за бандита, то двоюродный брат "записался в террористы", то папа подторговывает наркотиками, то мама трупомойщица в морге и продаёт втихаря органы покойников, эт цетера, эт цетера. По контрасту с умной, предприимчивой и способной подругой Ким Йозефина -- обычная девочка. Таких двенадцать на дюжину, и как ни сложно ей даются жизненные перипетии, банальными от этого быть не перестают. Кому пожаловаться на то, что мама с папой расстались, если у всего класса родители давно в разводе или в разъезде. Одна Петровна исключение. Впрочем, Петровна всегда исключение...
вот, так и хочется написать шаблонное "ничто не предвещало беды", на рутинной встрече в районной библиотеке с малоизвестной и не слишком талантливой детской писательницей во время читки довольно банальной повести об обыкновенной, ничем не выделяющейся старшекласснице Ким с ужасом узнаёт в главной героине себя...
-- А он что? Опознал себя? -- осведомилась Петровна.
-- Не думаю. Иначе бы вряд ли заявил, что книжка не очень интересная.
-- Просто он не знает пока, что в конце умрёт.
Это мог быть мистический триллер, не уступающий лучшим образцам жанра. Я ставлю себя на место Ким, и мурашки по спине бегут. Ведь все её попытки вырваться из лап чужого, навязанного сюжета кончаются пшиком. Неужели я "незамысловатый подросток", сконструированный не самой, повторюсь, выдающейся романисткой? Неужели я не смогу совершить ничего неожиданного, не предусмотренного программой, внезапного, удивительного? Нет, нет и нет -- отвечает Ким сама себе. А в финале маячит безжалостная коса смерти, нависшая над ни в чём не повинным человеком.
-- Мне что душу продать и повиснуть у Яспера на шее? Наплевав на свои собственные желания?
-- Не продать. Подарить, -- поправила Петровна. -- Взамен ничего не получишь, зато совесть будет чиста.
Впрочем, великий мистический триллер о фатуме и самопожертвовании так и остался ненаписанным. Вопросы, которые ставит перед своими персонажами Бронски, гораздо глубже и насущнее, чем ответы, которые они дают. Кем лучше быть -- яркой звездой или серой мышкой? Как нас видят наши близкие и совпадает ли их восприятие с нашим? Может ли судьба стать результатом чьего-то творчества, например, своего собственного? Что такое вообще судьба?
-- Извини. Я не запомнила, как тебя на самом деле зовут. Как-то очень искусственно, мудрено, такое имя мне бы любой редактор велел заменить.
-- Как вы меня нашли?
-- Так разве не я тебя придумала?
|
</> |