И опять - о гендере

топ 100 блогов ljwanderer06.03.2023 Цикл "Читаем Урсулу Ле Гуин". Ранее: О правде и лжи     О настоящем и будущем

Оказалось, что по прошествии стольких лет самой значимой из рассматриваемых тем в книге для современного читателя оказалась тема гендера. В далеком технологически развитом будущем, которое описала Ле Гуин,  роль мужчины оказалась по-прежнему, гораздо интереснее и важнее, чем  женская, поэтому решение гендерной проблемы равенства на планете Гетен, где нет ни мужчин, ни женщин, а значит - все вроде бы равны, подвергается тщательному исследованию, этому посвящен аналитический отчет. Далее - цитирую книгу.

И опять - о гендере


О кеммере и мужской свободе - из исследовательского отчета первопроходческой группы:

....Обычно люди не имеют предрасположенности ни к одной из сексуальных ролей в кеммере; они не знают, станут ли они мужчиной или женщиной, и у них нет выбора в этом вопросе...

Как только пол определен, он не может измениться в течение периода кеммера. Кульминационная фаза кеммера (Karh. thokemmer) длится от двух до пяти дней, в течение которых половое влечение и способность достигают максимума. Все заканчивается довольно резко, и если зачатие не произошло, индивидуум возвращается в течение нескольких часов к обычному фазе соммера, и начинается новый цикл.

Если особь была в женской роли и была оплодотворена, гормональная активность, конечно, продолжается, и в течение 8,4-месячного периода беременности и 6–8-месячного периода лактации эта особь остается женской. Мужские половые органы остаются втянутыми (как это происходит в сомере), груди несколько увеличиваются, а тазовый пояс расширяется.
С прекращением лактации самка снова входит в сомер и снова становится совершенным андрогином.

Физиологическая привычка не устанавливается, и мать нескольких детей может быть отцом еще нескольких.»

Гетенианцы, как правило, рожают детей молодыми; большинство из них после двадцати четырех лет или около того используют противозачаточные средства и  перестают быть фертильными в женской фазе примерно к сорока годам.

Тот факт, что каждый человек в возрасте от семнадцати до тридцати пяти или около того может быть… «привязан к деторождению», подразумевает, что никто здесь не «привязан» к этому настолько, насколько привязаны женщины в других местах... психологически или физически.

Бремя и привилегии распределяются примерно поровну, у каждого есть одинаковый риск, от которого нужно бежать, или выбор, который нужно сделать.

Следовательно, никто здесь не свободен в той мере, в которой где-либо еще существует свободный мужчина .

Подумайте только: у ребенка нет психосексуальных отношений с матерью и отцом. На планете Зима нет мифа об Эдипе.

Учтите: здесь нет секса без согласия, нет изнасилования. Как и у большинства млекопитающих, кроме человека, половой акт может совершаться только по обоюдному приглашению и согласию; иначе он невозможен. Соблазнение, конечно, возможно, но оно должно быть четко привязано ко времени.

Задумайтесь: нет деления человечества на сильные и слабые половины, защищающие/защищаемые, доминирующие/покорные, собственники/имущество, активные/пассивные.

На самом деле, на планете Зима вся тенденция к дуализму, пронизывающая человеческое мышление, может быть ослаблена или изменена .

Здесь уважают и судят только человека. Это потрясающий опыт.

Еще одна догадка относительно объекта гипотетического эксперимента: устранение войны...

Дело в том, что гетенианцы, хотя и очень конкурентоспособны (о чем свидетельствуют сложные социальные каналы, предусмотренные для конкуренции за престиж и т. д.), по-видимому, не слишком агрессивны; по крайней мере, у них, по-видимому, еще никогда не было того, что можно было бы назвать войной.

Они легко убивают друг друга поодиночке и по двое; редко - десять или двадцать; никогда - сотнями или тысячами.

Зимняя погода так безжалостна, так близка к пределу терпимости даже для них, учитывая их адаптацию к холоду, боевой дух противостоит этому холоду.

Маргинальные народы, расы, которые просто выживают, редко бывают воинами. И, в конце концов, доминирующим фактором в жизни гетенианцев является не секс или что-то еще человеческое,а  их окружение, их холодный мир.  Здесь у человека есть более жестокий враг, чем он сам.

От четверти до трети взрослого городского населения все время занято воспитанием и образованием детей. Здесь весь клан заботится о своих детях; ответственность за них несут, никто и все.

Родительский инстинкт варьируется в Гетене так же широко, как и везде. Обобщать нельзя. Я никогда не видел, чтобы в Кархайдере кто-нибудь ударил ребенка. Я видел, как кто-то очень сердито говорил с ребенком. Их нежность к своим детям показалась мне глубокой, действенной и почти полностью лишенной собственничества.

Только отсутствием детей в  собственности, пожалуй, это отличается от того, что мы называем «материнским» инстинктом. Я подозреваю, что едва ли стоит проводить различие между материнским и отцовским инстинктом; родительский инстинкт, стремление защищать, способствовать развитию не является сцепленным с полом признаком…»


***

Не известно, есть ли у главного героя, Дженли Ая, семья и потомство, или опыт общения с женщинами. Похоже, что - нет, так как он проводит свою жизнь в межзвездных пространствах, в опасных контактах с неоткрытым и непознанным. Он даже не может четко описать Эстравену суть и роль женщин. Однако, трудно не заметить, что он все же находится во власти предрассудков, касающихся женского пола.

Дженли Ай, воспринимает окружающих андрогинных людей, как  мужчин, ожидает от них соответствующего мышления и поведения  и недоверяет тем, у кого находит малейшие признаки женственности, ибо женщина в традиционном смысле укорененном вековыми предрассудками  увязывается с обманом и отсутствием доверия. Эта двойственнось местных жителей  все время сбивает Дженли Ая с толку

Прилетевший из "мужского мира" Дженли Ай по привычке воспринимает гетенианцев, как мужчин, лишь временно вынужденных исполнять роль женщин. Но ведь на самом деле это не так, гетенианцы не имеют пола. Но привычка сильнее, и недостаток маскулинности в собеседнике вызывал недоверие.


«Хотя я провел на Зиме почти два года, я все еще был далек от того,
чтобы увидеть людей планеты их собственными глазами.
Я пытался, но мои усилия вылились в сознательное видение гетенианца
сначала как мужчину, а затем как женщину,
принуждая его к тем категориям, которые так неактуальны для его натуры
и столь существенны для моей».

—.Урсула Ле Гуин «Левая рука тьмы»

«Я думал, что за столом Эстравен вел себя женственно,
со всем обаянием, тактом и бессодержательностью, благовидностью и ловкостью.
Может быть, дело было в этой мягкой, податливой женственности,
которую я не любил
и потому не доверял ему?
Ибо невозможно было думать о нем как о женщине,
об этом темном, ироничном, могучем присутствии рядом со мной
в освещенной огнем темноте,
и все же, всякий раз, когда я думал о нем как о мужчине,
я чувствовал фальшь, обман:
в нем или в моем отношении к нему?
Голос у него был мягкий и довольно звонкий, но не глубокий,
вряд ли мужской голос, но и вряд ли женский...

—.Урсула Ле Гуин «Левая рука тьмы»

«Он был единственным, кто вполне принял меня как человека:
кто любил меня лично и проявлял ко мне полную личную лояльность:
и кто поэтому требовал от меня равной степени признания, принятия.
Я не был готов его дать.
Я боялся его дать. Я не хотел отдавать свое доверие, свою дружбу мужчине,
который был женщиной, женщине, которая была мужчиной».
—.Урсула Ле Гуин «Левая рука тьмы»

Исполняющие роль женщин гетенианцы, и вправду, могут проявлять женскую мягкость и слабость

«Когда был зачат ребенок, лорд Шат приказал им нарушить свой обет
и никогда больше не встречаться в кеммере.
Услышав это повеление, один из них, тот, что родил ребенка,
отчаялся и не слушал ни утешения, ни совета,
и, добыв яд, покончил жизнь самоубийством».

—Урсула Ле Гуин «Левая рука тьмы»

Чувства недоверия к иному типу человеческого существа и шаблонное мышление помешали  Дженли прислушаться к советам Эстравена, что почти привело его к провалу миссии.
Но и для гетенианцев Дженли Ай - странный чужак, для некоторых  - "извращенец", находящийся в постоянном кеммере.   А вот Эстравен ( Терем Харт рем ир Эстравен) открыт для всего нового, он хочет лучше понять расу Дженли Ая.
Эстравен:
«— Скажи мне, чем другой пол твоей расы отличается от твоего?
Они сильно отличаются от твоего пола по ментальному поведению?
Они как другой вид?


Дженли Ай:
— Нет. Да. Нет, конечно, нет.
Но разница очень важная. Я полагаю, что самое важное,
самый тяжелый фактор в жизни человека
— это родиться мужчиной или женщиной.

В большинстве обществ оно определяет ожидания, деятельность,
мировоззрение, этику, манеры — почти все.
Запас слов. Семиотические употребления. Одежда. Даже еда.

Женщины… женщины склонны меньше есть…
Чрезвычайно трудно отделить врожденные отличия от приобретенных.
Даже там, где женщины наравне с мужчинами участвуют в жизни общества,
они все же несут ответственность за деторождение,
а значит, и большую часть воспитания детей…


Эстравен:
Значит, равенство не является общим правилом?
Они умственно отстают?


Дженли Ай:
Не знаю. Нечасто встречаются математики, или композиторы,
или изобретатели, или абстрактные мыслители.

Но дело не в том, что они глупы.
Физически они менее мускулисты, но немного более выносливы, чем мужчины.
Психологически - ...

Эстравен:
После того, как он долго смотрел на пылающую печь, он покачал головой.
Харт, — сказал он, — я не могу сказать тебе, какие женщины.
—Ты знаешь, я никогда не думал об этом абстрактно, и — Боже! — я уже почти забыл.
Я здесь два года…
Ты не знаешь. В каком-то смысле женщины мне более чужды, чем ты.
С тобой у нас все равно один пол
 Он отвел взгляд и рассмеялся, грустно и беспокойно.
Мои собственные чувства были сложными, и мы оставили этот вопрос без внимания».

—Урсула Ле Гуин «Левая рука тьмы»

***

Тяжело быть женщиной в мире мужчин, но мир мужчин, где женщины - лишь временное явление, тоже не слишком приятен для женского восприятия, верно? И тем не менее, представленное в книге решение проблемы неравенства на выдуманной планете Гетен так вдохновляет читателей.

Сложности современной жизни и отсутствие решений социальных проблем,  приводят к тому, что представители современного западного мира  стремятся уйти от навязываемых обществом социальных ролей, традиционно привязанных к полу, и от связанной с этим социальной ответственности.

Для этого они размывают понятие пола, придумывая альтернативу и меняя половую принадлежность или отказываются следовать гендерным ролям, не хотят создавать семьи и иметь потомство. Все это неизбежно ведет отнюдь не к прогрессу, а к упадку, угрожающему существованию самой цивилизации.

Другая часть современного общества, напуганная набирающей силу "гендерной революцией", стремится вернуться к патриархальной иерархии, но одним убеждением это сделать невозможно. И вместо того, чтобы отделить зерна от плевел и найти новый здоровый путь, они объявляют борьбу женщин за улучшение условий своей жизни, атакой на "традиции" и устои общества, провозглашая  феминизм чуть ли не сатанизмом.

Возврат в прошлое и отказ от стремления к женской независимости вызывает протест и недоумение современной женщины, которая пытается удержать достигнутое многолетней борьбой.

Между  феминизмом и традиционализмом существует разумная середина, которая может определиться лишь в борьбе.
При этом, западный феминизм, представляющийся многим, как злобная сила, является отнюдь не монолитным движением, он бурлит от идейной борьбы различных течений и групп, среди которых есть радикалы и вполне разумные представители.

Одной из таких умеренных, попадающих под огонь своих же сестер по борьбе, и является Кристен Годси, предлагающая изучить социалистический феминизм, изучить и применить то, что  работало и приносило плоды.
.
.
И опять - о гендере
Кристен Рогех Годси (Kristen Ghodsee; родилась 26 апреля 1970 г.)
 — американский этнограф и профессор российских и восточноевропейских исследований
в Университете Пенсильвании.
Известна, в первую очередь, своими этнографическими работами
по посткоммунистической Болгарии,
 а также вкладом в области постсоциалистических гендерных исследований.

.
Вот, что пишет Кристен по поводу гендерного неравенства:


«Восприятие относительной неполноценности женщин как работников,  связано с их биологической способностью вынашивать и кормить грудью, а также с сопутствующим социальным ожиданием того, что женщины будут в первую очередь ухаживать за младенцами и маленькими детьми. И в каком-то патриархальном фантастическом мире наша якобы врожденная заботливая природа также делает нас идеально подходящими для ухода за другими больными, слабыми или престарелыми родственниками.

А так как женщины в любом случае находятся дома, то мы можем делать все покупки, готовить, убирать и выполнять эмоциональную работу, необходимую для ведения домашнего хозяйства, верно?

Кто-то должен это делать, и этим кем-то почти всегда является женщина,
отчасти потому, что эти задачи совпадают, но также и потому, что женщина с младенчества была так социализирована, чтобы верить, что это ее естественная роль...

Работодатели дискриминируют тех, чьи тела могут производить детей, потому что общество приписывает владельцам этих тел определенные характеристики.

Когда ученые говорят о мужчинах и женщинах, они часто проводят различие между терминами «пол» и «гендер».

Слово «пол» означает биологическую разницу между мужчинами и женщинами, а слово «гендер» означает социальные роли, которые, согласно культуре, должны соответствовать биологии.

Например, по полу я женщина, потому что у меня есть физиологические возможности, необходимые для производства детей, но мой пол также женский, потому что во многих отношениях я соответствую представлениям современного американского общества о том, какой должна быть женщина: у меня длинные волосы; я ношу юбки, украшения и макияж; я люблю романтические комедии и хорошие средства для душа...

Однако в остальном моя гендерная идентичность более мужская: я всегда работала полный рабочий день и зарабатывала собственные деньги; Мне нравится смотреть футбол, научную фантастику и боевики; Я люблю хорошее пиво...

...Раньше я проводила со своими учениками упражнение в классе, чтобы заставить их задуматься об отношениях между полом и гендером.

Я позаимствовала сценарий из классического научно-фантастического романа Урсулы Ле Гуин «Левая рука тьмы», где человека с Земли отправляют работать на планету «двуполых гермафродитов». Это означает, что у всех людей есть как мужские, так и женские половые органы и гормоны.

В течение месяца есть семидневные периоды, когда часть населения испытывает нечто вроде горячки: непреодолимое желание совокупляться. При инициации полового контакта один из членов пары становится самцом, а другой — самкой. В любом сексуальном контакте человек случайным образом становится либо мужчиной, либо женщиной.

Член пары, который становится женщиной, может забеременеть, и тогда у него будет девятимесячный период беременности до наступления родов. Когда человек не совокупляется и не беременеет, он возвращается в нейтральное состояние до следующего полового акта, когда процесс повторяется.

Таким образом, каждый человек может быть и отцом, и матерью, и все в равной степени «рискуют» пройти через беременность и роды.

Я попросила своих студентов попытаться представить, как будет устроено общество на этой вымышленной планете по сравнению с нашим обществом в Соединенных Штатах.

Во-первых, чего не будет, это - дискриминации по половому признаку, так как все будут биологически идентичны. Все люди — «гермафродиты», поэтому биологический пол нельзя использовать для создания иерархий.

Конечно, более привлекательные «двуполые гермафродиты» могут пользоваться большими привилегиями, чем уродливые, а старики могут иметь больше власти над молодыми, но дискриминация будет основываться не на том, можете ли вы рожать детей. Точно так же социальные роли, связанные с биологией, будут одинаковыми для всех, поскольку большинство членов этого общества будут и матерями, и отцами нескольких детей.

Мои студенты также представляли себе, что общество на этой вымышленной планете будет организовано так, чтобы удовлетворять потребности беременных и рожениц, поскольку каждый член этого общества получит пользу от коллективно организованных форм поддержки.»


Здесь мне хочется заметить, что вопреки сказанному Кристи, равенства, на мой взгляд, все равно, не будет. На вымышленной планете существует случайность факта получения женской роли, но сами роли остаются, а значит - остается неравенство. По той же случайности в современном обществе зачатые младенцы рождаются мужчинами или женщинами.

На планете Гетен  не повезет тому, кто будет вынужден на какое-то время переключиться на роль матери в ущерб основному занятию.

Отсутствие гендерных иерархий, при которых мужчина воспринимается по положению  выше женщины и имеет преимущество по работе, зарплате, карьере, никак не влияет на необходимость поддержки тех, кто  какое-то время будет выполнять роль женщины. Но вот в этом и заключается особенность планеты Гетен

На Гетен такая поддержка оказывается, а выращивание потомства является ответственностью всего общества, .

На самом деле проблема современного общества не в желании  его членов сменить гендер ( это - лишь следствие), а в отсутствии серьезной поддержки семьи ( отца и матери) тех, кто оказывается в худшем, зависимом, положении, кто занимается  вынашиванием, рождением и выращиванием потомства. Но ведь, если первые две функции может выполнять  только женщина, последнюю в современной семье уже выполняют оба родителя, а еще этим может заниматься общество и государство, которое особенно заинтересовано в новых гражданах.

Кристен Годси и ее книга с провокационным названием "Почему у женщин секс лучше при социализме и другие аргументы в пользу экономической независимости" ( Why Women Have Better Sex Under Socialism And Other Arguments for Economic Independence by Kristen R. Ghodsee) отрывки из которой я и процитировала здесь,  будет темой следующего цикла постов.

Далее: Читаем Кристен Годси. Предисловие

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
" Недавно Порошенко мне звонил, что принять статус Донбасса и второго региона, который там есть, не позволяет (отсутствие) у него большинства в Раде. Надо решить по другим вопросам. То есть тоже, я думаю, (он) склонен находить компромиссы, но почему-то ...
Недавно я рассказывал о своих встречах с непонятным. Хочу поведать теперь о том, чему я сам свидетелем не был, но слышал от заслуживающих доверия людей. Два из нижеприведённых рассказов я уже выкладывал когда-то в МП, но в ином сообществе, однако повторяю их в надежде, что они будут ...
1 травня 2011 року відбудеться марш лівої молоді та незлаежних профспілок проти хижацької неоліберальної політики. Ставай на боротьбу, поки є, що захищати! Врятуй майбутнє від капіталізму! Соціалізм працює без криз! 1 травня, 13-00, Київ, станція ...
Многим из вас понравилась фраза, которую я написала в конце прошлого поста, и я решила написать её предысторию. Этим летом, в один из наших с мужем визитов к родителям, папе приспичило ехать смотреть земельные участки. Как назло, солнышко, радовавшее наше бледные тельца весь день, исчезло ...
Анимированный АВАТАР из вашего фото за несколько секунд. Очень большое количество разных анимированных эффектов.                                             На сайте все очень просто. Заходите и выбираете понравившийся вам ...