
Тома Шлессер. Глаза Моны

Книга Тома Шлессера меня заинтересовала прежде всего тем, что она об искусстве.

Все так. Все начинается с того, что десятилетняя девочка Мона на несколько минут потеряла зрение. Это было тем страшнее, что даже уважаемый врач по глазным болезням не смог определить причину. Физиологически все с девочкой было в норме. Поэтому он посоветовал родителям обратиться к детскому психологу.
Но любимый дедушка Моны решил "лечить" девочку своим способом - красотой. Каждую среду он вел Мону в музей и знакомил ее с величайшими произведениями мирового искусства.
52 недели, 52 произведения искусства... И читатель вместе с героями книги проходит этот путь. Рассматривает картину (в книге приводятся не только репродукция произведения, но и краткое описание того, что оно собой представляет), узнает краткую биографию художника и получает представление о времени, в котором творил мастер), подробно разбирает детали картины или скульптуры (дедушка обращает внимание на самое главное) и получает жизненный урок (вывод, выносимый дедушкой или даже самой внучкой).
Так что автор дает возможность читателям познакомиться с величайшими произведениями, хранящимися в парижских музеях, начиная с фрески прекрасного Сандра Боттичелли и заканчивая картиной Пьера Сулажа, непревзойденного "мастера черного цвета".
Вместе с героями книги читатель посетит три самых известных музея Парижа - Лувр, Орсе и Бобур. Поэтому и книга состоит из трех частей.
Если первые две части "показывают" Моне и мне, как читателю, картины более-менее известные, то третья, посвященная Бобуру (или иначе Центру Помпиду), где хранятся произведения современного искусства, стала для меня настоящей жемчужинкой,
Увидеть произведения таких сложных художников, как, например, Жан-Мишель Баския или тот же Пьер Сулаж, без объяснения специалиста - это значит, ничего не увидеть. А когда тебе разъясняет умный человек. то и смотришь на "каляки-маляки"(да простят меня художники и знатоки их творчества) совсем по-другому.
В третьей части книги неискушенного (такого, как я) зрителя ждет встреча с 18 художниками. Если имена некоторых (например, Кандинский, Дюшан, Пикассо и др.) хотя бы известны, то несколько имен для меня оказались совершенно новыми.
И ценность книги в том, что я захотела узнать больше. Спасибо автору, что он сумел показать, что и "в каляках-маляка" имеется смысл.
А Тома Шлессер знал, о чем пишет. Сам он француз, историк искусств, писатель, защитил докторскую диссертацию, долго работал журналистом, публикуя эссе по искусству в известных французских журналах по искусству.
"Глаза Моны" -это второй роман Тома Шлессера. Он получил высокую оценку при выходе. Недаром критики его назвали "одой красоте и великолепным уроком человечности".
И это неспроста. Ведь этот роман состоит не только из эссе по искусству. В нем рассказывается и история маленько Моны, о ее семье, с непростыми отношениями, о школьных подругах, готовых поддержать всегда, о первой робкой любви, о тех страданиях, что наваливаются на девочку. И о тайне ее бабушки, которая раскроется в самом конце романа.
Достойная книга, которую следует прочитать всем, кого интересует искусство. Да, книга не слишком простая. Ее не прочитаешь "влет". Ведь в ней столько информации, что получать ее лучше небольшими дозами. Но если вам удастся дойти до финала, уверена, на окружающий мир вы будете смотреть уже по-другому.