И об опере. "Набукко"

топ 100 блогов dandorfman11.01.2024 Мы сегодня слушали оперу Верди "Набукко", трансляцию из Метрополитен Опера в кинотеатре.
МЕТ во многих странах мира предлагает эти трансляции прямо из зала, но по поводу России, я не уверен, что сейчас это возможно.
Когда мы вернулись, бросились в подвал, сутки шел проливной дождь. Там вот весь подвал превратился в озеро, вода кое-где доходила до 10 см глубиной.
Поэтому мы сейчас черпаем воду и выливаем её. А пока я ставлю отчет Журбина об этой же опере. Я кое с чем не согласен, но после сражения с наводнением, наверное уже завтра, расскажу о своих впечатлeниях.
Ставлю отрывки из оперы в постановке МЕТ перед Журбиным.


Сначала, знаменитый хор, а потом приветствия с выходом всех исполнителей. Самое любопытное, что цветы дали только Марии Бараковой. Могу с такой оценкой согласиться. Но подробности - завтра.



Напоминаю, что дальше текст Журбина.


Перед самым Новым годом мы пошли на оперу «Набукко».


Было невероятное скопление народа. Уж не знаю чем это объяснить – то ли праздниками и нахлынувшими туристами, то ли любовью публики именно к этой опере Верди.

Впрочем, в зале было много русскоговорящих людей. И для этого есть объяснение.

4 главные роли в этом спектакле пели артисты из бывшего СССР. Сейчас все они – из разных стран. Людмила Монастырская – из Украины, Мария Баракова – из России, Георгий Гагнидзе – из Грузии, и, наконец, Дмитрий Белосельский – родился в Украине, но часто поет в Москве, в Большом Театре.

Но сейчас вообще довольно сложно понять, к какой стране относится оперный артист…

По чему судить?

По паспорту? Но паспортов может быть несколько.

По контрактам? Но их может быть множество.

По месту рождения? Но это вообще ни о чем не говорит. Называть Анну Нетребко краснодарской певицей, а Густаво Дудамеля – венесуэльским дирижером просто глупо.

Большие оперные звезды (так же впрочем, как большие дирижеры, пианисты, звезды кино или балета и т.д.) живут везде… У них, возможно, есть квартиры и в Париже, и Лондоне, и Нью-Йорке, а также загородные дома на юге Франции, или на западе Лонг-Айленда. Это нормально, и дай им бог здоровья! И этому не надо завидовать, а только восхищаться!

Но вернемся к «Набукко». Это фактически первая опера Верди, которая утвердила его имя, и открыла ему ворота к мировой славе и всемирному признанию. Хотя он написал до этого две оперы, и они с треском провалились. И молодой композитор твердо решил, что больше не будет писать опер.

И тут неожиданно ему предлагают либретто оперы о вавилонском царе Навуходоносоре (он же по-итальянски Набукко). Верди открывает это либретто, и оно открывается как раз на той странице, где хор Рабов « Va, pensiero». У него сразу рождается та самая, знаменитая мелодия, и он бежит домой чтобы ее записать… И опера начинает рождаться. И через год премьера в Ла Скала. И тут начинается путь Верди на оперный Олимп, где он и остается по сей день. Хотя со дня его смерти прошло уже 122 года, ни один композитор не смог даже близко приблизиться к божественному Верди.

Не знаю, насколько эта история правдива. Возможно это апокриф, или просто легенда… Но звучит красиво, и похоже на правду.

Надо сразу отметить, что эта опера хоть и считается исторической, но на самом деле вся эта история выдумана от начала до конца, и все действующие лица этой оперы, кроме самого царя Набукко-Навуходоносора – плод воображения либреттиста Темистокля Солеры. Хотя похожие события были в действительности, и первый храм в Иерусалиме был разрушен в 586 году до нашей эры, до Рождества Христова.

Впрочем, какое это имеет значение? Практически все исторические оперы являются квази-историческими, начиная от «Князя Игоря» и кончая «Моисеем и Аароном». Даже опера «Никсон в Китае», как утверждают исследователи, не соответствует реальным событиям происходившим в Китае в 1972 году, хотя на свете живет масса людей досконально помнящих те события.

Но кого это волнует?

Это нормально, и вполне себе закономерно. Опера – это не учебник истории, и не должна в точности воспроизводить исторические события, жизни королей и полководцев… Тем более когда речь идет о событиях совсем давних времен, когда еще не было на свете бумаги, а все папирусы были уничтожены временем.

Кстати о бумаге. В одном из ключевых моментов этой оперы Абигайль — главная героиня оперы, приносит своему псевдо-папаше Набукко бумагу, в которой сказано, что она дочь рабов, которая никак не может быть Царицей… И на глазах у всех Абигаль рвет эту бумагу и таким образом становится царицей. Здесь все неправдоподобно, но особенно бумага. Бумагу изобрели в Китае в 105 году нашей эры, то есть примерно через 600 лет после событий, которые описаны в опере «Набукко». Конечно, в то время не было никаких документов, не было никаких подписей и печатей… А тем более для доказательства того, что эта девушка вышла из семьи рабов. Еще могу поверить, что у принцессы или царицы было какое-то «свидетельство о рождении» сделанное из золота или из бронзы, но у рабыни… свидетельство, написанное на листке бумаги американского стандарта, который называется legal paper, 8,5 на 14 дюймов.

Но не будем придираться… Раз в либретто написано, что была бумага — значит постановщики делают, то, что написано… И никого это не волнует.

Кстати, если говорить о постановщике – это прекрасная постановка… Не зря же она идет 23 года, и кажется, никто ее на собирается заменять. Ею дирижировал на премьере великий Джеймс Ливайн, солистами тогда была Мария Гулегина и Сэмюел Рэми. А постановщиком был английский режиссер Элайджа Мошински, я с ним давно знаком. K сожалению, он умер 2 года назад, в возрасте 75 лет. Когда-то в 2008 году он поставил в «Новой Опере» в Москве блистательного «Севильского Цирюльника», и он там идет до сих.

В «Набукко» режиссура простая и очень понятная. Художник Джон Напье, который оформлял такие спектакли, как «Отверженные» и «Мисс Сайгон» на Бродвее, придумал простую конструкцию. Поскольку действие в опере происходит в двух местах, а именно в Иерусалиме и в Вавилоне, то и декорация состоит из двух частей: одна сторона – Иерусалим, вторая - Вавилон. В опере 4 действия, (идет она с одним антрактом) и сцена все время поворачивается к зрителям то одним лицом, то другим… Вы не перепутаете: с одной стороны мы видим какое-то вавилонское чудище, возможно, это их царь, их идол Баал, а с другой стороны видим Иерусалимский храм, который будет разрушен.

Дирижер был хороший, итальянец Даниель Каллегари. Главное хорошее качество дирижера – когда мы его не замечаем… Дирижеры, которые выпячивают себя, даже стоя в оркестровой яме, которые пританцовывают и приплясывают – это ненастоящие дирижеры. Настоящий дирижер думает только о музыке, а не о тех людях, что у него за спиной. «Любите музыку в себе, а не себя в музыке» — это девиз настоящего дирижера. Даниэль Калегари — именно такой дирижер.

Ну а про певцов нечего и говорить. Все были хороши. Особо отмечу Людмилу Монастырскую, блистательную Абигайль. Прекрасно спела и сыграла свою партию Мария Баракова. Как всегда был хорош Георгий Гагнидзе, мастер исполнения всех отрицательных и возрастных персонажей (Скарпиа, Риголетто, Амонасро). Здесь он играет титульную роль, играет ярко, мощно и сочно. В МЕТ-опера Георгий свой человек, мы его видим здесь довольно часто.

Некоторые претензии есть к Дмитрию Белосельскому. Он – великолепный бас, я его слышал много раз, и в Большом театре, и в Мет. На этот раз он был, наверное, не в голосе, и нижний регистр немного похрипывал, а то и вообще не брался… Но образ духовного лидера Израильтян Захарии все равно удался артисту Белосельскому.. А голос — вернется, такое бывает у всех.

И два слова о хоре который по-итальянски называется «Va, pensiero» (русский перевод « Лети, мысль, на золотых крыльях»). Действительно удивительное явление…. Как говорят, Верди сочинил эту мелодию минут за 10. Мелодия на первый взгляд совсем простая, однако она не совсем простая, а может, и совсем не простая. В ней две части, и каждая идет по свое линии, а при этом ни одна часть без второй существовать не может. Однако народ ее подхватил, и уже на втором - третьем представлении ее распевали в зале, и бисировали, а потом бисирование стало традицией, и во всех оперных театрах мира этот Хор поют дважды. Во вчерашнем спектакле МЕТ этого не было, все бисы в этом театре запрещены. (Разрешены, по моим сведениям только одному человеку – тенору Хавьеру Камарене.)

Интересная деталь, которой я не знал, и которую сообщил мне ФБ* френд Борис Фельдман. Оказывается, в 90-е годы 20 века поклонники Верди хотели сделать этот хор Гимном Италии. И все уже шло к этому. Однако в последний момент одумались. Причиной послужило то, что Вавилоняне держали израильтян в плену, и разрушили Иерусалимский храм. Делать эту песнь гимном страны, которая уважает Израиль, и против рабства, было неприлично. Так Верди остался без гимна, автором гимна Италии остался малоизвестный Микеле Наваро.

А Верди остался великим композитором на все времена, во всяком случае, до тех пор, пока существует жанр оперы.

Вива, Верди!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ученые Даремского университета в Великобритании раскрыли, что около 15 тысяч лет назад уровень моря быстро поднялся по всему миру на 18 метров. Причиной стало катастрофически ...
Темная энергия не только раздвигает пространство, но связывает его объекты в единые системы. Сокращает системам варианты поиска в выстраивании каждого события. Поле Темной энергии - функция, обнуляющая скаляр в каждой точке посредством нейтрино. Ведь нейтрино имеет очень маленькое ...
Велкам на наш "унылый" стенд с концептиками Паджеро и ASX на MIAS-14 Что да как спрашивайте для экономных и берегущих семейные бюджеты в личку. Отвчаю на вопрос: 1) трусы у девок видны, да) 2)протестить первый электровнедорожник тоже можно. Желающих катают инструктора экстремального вожд ...
Как и обещала, начинаю розыгрыш планшета PocketBook SURFpad 3 (7,85″) Основными преимуществами этого планшета является удобство и высокое качество при доступной цене (7,8’’ – оптимальный размер для любого типа работы), наличие уже предустановленных заранее программ, выбрать которые м ...
Всем давно известно, чтобы не повышать достойную зарплату, в России придумали схему: работающий пенсионер имеет низкую зарплату, но высокую пенсию. Молодежь не конкурент такому пенсионеру и тихо отступает в круговорот менеджмента и бродячего ...