И не только "Крик" — тема женщины в работах Эдварда Мунка
tamarajer — 06.12.2023Норвежского художника Эдварда Мунка (1863 -1944) называют типичным представителем экспрессионизма. Наиболее ярко выражен этот стиль в одной из его самых ранних работ — картине Крик (1893)
Освободившись от ученической точности рисунка, художник сосредотачивает свои усилия на движении цвета, призванного подчеркнуть драматичность темы, его захватывает тема женственности. Работа Мадонна (1894-1895), в которой художник открыто выражает двойственное понимание сущности женщины: соединение идеала женского образа и воплощение зла являются олицетворением мистических и эротических желаний художника.
Тогда же ( с 1894-го года) Мунк исследует тему женственности с двух различных точек зрения, образующих в его понимании два полюса — телесное и духовное развитие — Переходный возраст.
Картина Вампир — мужчина в объятиях женщины, с лицом, опущенным на ее грудь, в то время как она, склонившись над ним, кусает его в шею: образ вожделенной и отталкивающей, привлекательной и разрушительной женщины внушал Мунку ужас, годами превращавший его жизнь в ад.
Известны многочисленные рисунки художника, в которых женская фигура предстает в виде скелета.
Противоборствующие инстинкты жизни и смерти прочно поселились в сознании художника, его на протяжении многих лет преследует мечта о некой счастливой связи между любовью и смертью: офорт Девушка и смерть (1894) — прекрасная юная девушка нежно обнимает скелет.
Поцелуй — 1895 — сухая игла и акватинта