... и маленькую собачонку

топ 100 блогов dinasovkova26.05.2023

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

 ... и маленькую собачонку

Самуил Маршак «Багаж»
Художник Владимир Лебедев
Детгиз, 1959

 ... и маленькую собачонку
 ... и маленькую собачонку
 ... и маленькую собачонку
 ... и маленькую собачонку
 ... и маленькую собачонку
 ... и маленькую собачонку
 ... и маленькую собачонку
 ... и маленькую собачонку
 ... и маленькую собачонку
 ... и маленькую собачонку
 ... и маленькую собачонку
 ... и маленькую собачонку
 ... и маленькую собачонку

26 мая родился художник Владимир Васильевич Лебедев (1891-1967), сегодня 132 года со дня его рождения.


Однажды молодой Маршак пришёл по делу в типографию маленького издательства «Радуга», выпускавшего детские книжки. На полу валялась бумажка — случайно упавший оттиск с рисунком незнакомого автора. Маршак поднял листок и тут же сказал директору издательства, стоявшему рядом: «Я хочу, чтобы мои стихи иллюстрировал этот художник».

Так началось многолетнее содружество, из которого, как из крепкого корня, выросла и расцвела наша новая детская литература первой половины минувшего века. Маршак и Лебедев были почти ровесники (Маршак всего на четыре года старше). Выпустив первую совместную книжку в 1924 году, они уже не расставались и работали вместе всю жизнь.

Но дело не только в этом. Владимир Лебедев оказался прекрасным союзником и соратником в «организации процесса»: Маршак искал новых литераторов, а Лебедев — новых художников; Маршак редактировал детские журналы и книги, обучая мастерству целый «полк» способной молодёжи, а Лебедев в роли редактора дет. отдела Госиздата собрал вокруг себя единомышленников (один талантливее другого), которые потом так и стали называться — «школа Лебедева» или «Ленинградская школа».

Это было время творческих побед. На обложках книг фамилии Маршака и Лебедева всегда были написаны шрифтом одинакового размера. Всё самое замечательное и любимое — «Багаж», «Цирк», «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой Рассеянный» — всё рисовал Лебедев, причём иногда рисовал, опережая стихи.
 ... и маленькую собачонку



Например, «Цирк». Сначала на белом листе бумаги появляется картинка — белый клоун вместе с распрекрасной негритянкой. И только потом Маршак «приделывает подпись»:

Спиридон Кузьмич —
Коренной москвич.
А его супруга Дарья —
Из другого полушарья.



А «Багаж»? Для первого издания Лебедев вообще не стал рисовать никакие «картины-корзины-картонки», а просто вырезал похожие предметы из старых рекламных объявлений и принялся жонглировать этими вырезками на каждой странице новой книжки. Потом вышло ещё четырнадцать изданий «Багажа» с иллюстрациями Лебедева, и чуть ли не каждый раз он что-то менял, переделывал, рисовал заново.

Не стоит думать, что этот щедро одарённый художник работал только в книге. Владимир Васильевич Лебедев был живописец, плакатист, карикатурист, один из основателей петроградских «Окон РОСТА» и тонкий мастер женского портрета. Но именно детская книга сделала его всенародным любимцем. С годами стиль иллюстраций Лебедева сильно изменился, они стали более мягкими, полезно-познавательными и… не такими свободными. Сам Владимир Васильевич позднюю свою графику не любил и часто повторял: «Чтобы понять моё творчество, нужно знать и помнить, что я художник двадцатых годов». Но честно говоря, большим и маленьким зрителям обширной галереи лебедевских рисунков совсем неважно, каких они годов, потому что всегда и обязательно эти рисунки несут, по словам режиссёра Козинцева, «радость ощущения жизни».

Ирина Линкова, «Библиогид»
 ... и маленькую собачонку
С. Маршак «Багаж», художник Владимир Лебедев. 5-е изд. ГИЗ, 1930
С. Маршак «Багаж», художник Владимир Лебедев. 5-е изд. ГИЗ, 1930
С. Маршак «Багаж», художник Владимир Лебедев. 5-е изд. ГИЗ, 1930
С. Маршак «Багаж», художник Владимир Лебедев. 5-е изд. ГИЗ, 1930
С. Маршак «Багаж», художник Владимир Лебедев. 5-е изд. ГИЗ, 1930
С. Маршак «Багаж», художник Владимир Лебедев. 5-е изд. ГИЗ, 1930
С. Маршак «Багаж», художник Владимир Лебедев. 9-е изд. Л.: Лендетгиз, 1935
С. Маршак «Багаж», художник Владимир Лебедев. 9-е изд. Л.: Лендетгиз, 1935
С. Маршак «Багаж», художник Владимир Лебедев. 9-е изд. Л.: Лендетгиз, 1935
С. Маршак «Багаж», художник Владимир Лебедев. 9-е изд. Л.: Лендетгиз, 1935
С. Маршак «Багаж», художник Владимир Лебедев. 9-е изд. Л.: Лендетгиз, 1935
С. Маршак «Багаж», художник Владимир Лебедев. 9-е изд. Л.: Лендетгиз, 1935
Владимир Лебедев. Пробный оттиск к книге С. Маршака «Багаж»
Владимир Лебедев. Пробный оттиск к книге С. Маршака «Багаж»


Статья о Владимире Васильевиче Лебедеве в журнале «Мурзилка»:

Мурзилка. 1964. № 05
Мурзилка. 1964. № 05
Мурзилка. 1964. № 05
Мурзилка. 1964. № 05
Мурзилка. 1964. № 05
Мурзилка. 1964. № 05

О рисунках для детей. Беседа с В.В. Лебедевым
С. Маршак «Замечательный художник»

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Путин дает понять , что силы, настаивающие сейчас на кардинальной смене власти, не имеют четкой программы действий на будущее. "Сегодня говорят о разных формах обновления политического процесса. Но о чем предлагается договариваться? О том, как ...
Про немецкую штурмовую пехоту времен Первой мировой войны знают многие. Но вообще похожие подразделения были и в других армиях мира. В том числе и итальянской. Поначалу Militare arditi - это саперы, которые прорывали линии загражения. Но в 1917 году появились штурмовики, известные как ...
Нужны ли ещё расследования по так называемой коррупции в России? Как вы считаете? Вроде больше не нужны. Так называемой — потому что это не коррупция. Это вымогательство под угрозой уничтожения, рэкет в масштабах 1/7 суши. Мы называем это коррупцией по той же причине, по которой ...
Спасибо всем, кто проголосовал за нашу схему! Она появится в метро в конце февраля. Это пиздец как круто. Всем похуй, а дня меня это, может, смысл жизни. Мы не зря еблись с сайтом metro.ru с 1996 года. И не зря еблись два года подряд над одной только схемой ...
Москва…Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось! А.С.Пушкин Москва не просто город. Москва — это начало, это принцип. Это не дома, люди, площади, машины. Люди уезжают и приезжают, меняются порядки, облик жизни. Остаётся  история и ...