"И это всё о нем" - и чего хотел Столетов? За что жизнь-то отдал?
kino_sssr — 21.04.2023 Как при советской власти, так и поныне умудряются наши люди плотно и неразрывно смешивать проблемы на работе с личными отношениями. И если раньше передовик производства не смел даже подумать о том, чтобы увлечься прогульщицей или бездельницей, то теперь принятые "по блату" родственники начальства легко сваливают свои огрехи на тех, кто вынужден вкалывать безо всякой поддержки сверху. Честные труженики запросто вылетят с работы лишь за то, что не оказали должного почтения блатным - даже если в итоге пострадает производственный процесс.А мы переносимся в благословенный застой - конец 70-х прошлого века...
Сибирь, рабочий поселок, тайга, тяжелая работа по валке огромных сосен и кедров, которые мало спилить, так еще необходимо аккуратно уложить на огромные машины и вывезти прочь, ни одного бревна не потеряв и выполнив план по принципу "кровь из носа".
Женя Столетов (Игорь Костолевский), кадр из фильма "И это всё о нём" (1977)
За нелегкий труд полагались повышенные оклады, премии, грамоты и прочие вымпелы, а также почет от всего коллектива. Разумеется, пламенные комсомольцы трудились на совесть - по-другому они в советских фильмах и не могли - перевыполняли план, весело и задорно распевали песни в клубе по вечерам, любили девушек, и жизнь их была как на картинке, лакированная и яркая.
Но самым стерильным и идеологически выдержанным среди лесорубов числился Женя Столетов, заводила, активист и вожак всей комсомольской стаи.
Глядя на Игоря Костолевского, исполняющего эту пролетарскую роль, легко впасть в недоумение - данный породистый красавец прежде всего ассоциируется с образом душки-гусара, сводящего с ума княгинь и баронесс, весь такой благородно-безупречный, в изящной позе посреди какого-нибудь великосветского собрания... А тут вдруг на стройном теле болтается телогрейка, длинные ноги обуты в кирзачи, а на лице лишь два выражения - неистовая радость или легкая грусть-печаль.
Пётр Гасилов (Леонид Марков) с дочерью Людмилой (Лариса Удовиченко), кадр из фильма "И это всё о нём" (1977)
Ну вот, трудятся наши комсомольцы, не зная горя, и вдруг выясняется, что начальник у них - хитромудрый тип, чего-то там мухлюющий с отчетными бумагами, на которых не совсем честно отражены трудовые достижения лесоповальных бригад.
Чего-то там гражданин Гасилов - фу, даже фамилия-то у него несоветская - то припишет, то исправит, да все этак будто в детективе, не сразу и разберешься. А в итоге некоторые блатные лесорубы исправно выходят в передовики, получают свои премии и, не проливая трудового пота, красуются на доске почета как приличные стахановцы.
Что самое невыносимое - проклятый Гасилов не обижал и себя, а потому имел роскошную усадьбу, плотно набитую тогдашними достижениями в создании крутой бытовой техники, дорогущей мебелью и дивными импортными вещицами из серии бытовых удобств. Ко всей благодати прилагались ухоженная супруга и балованная красотка-дочь. Словом, упакован был буржуй Гасилов на уровне министра лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Аркадий Заварзин (Эммануил Виторган), кадр из фильма "И это всё о нём" (1977)
Разумеется, наш переодетый гусар этакого вопиющего кощунства и надругательства над социалистической справедливостью потерпеть не мог, а потому объявил гражданину Гасилову войну. Буду, сказал, биться-бороться с затаившимся врагом строителей коммунизма до конца своих дней.
Это выглядело в духе тогдашней выверенной стилистики книг и фильмов, банально и скучно. А чтобы зритель не потерял интересу, вокруг Жени закружились некоторые девушки, как истовые комсомолки, так и разные прочие. С кем-то целовался наш борец, кому-то морочил голову, у кого-то ночевал...
Все вместе они обожали Женечку за его резвость и непоседливость, а до непримиримой борьбы им не было никакого дела. Что самое ужасное - красовалась среди них сама дочка самого Гасилова, вот такая незадача.
Хуже того - Женечка намеревался на ней жениться, хотя как бы это у него вышло, совершенно непонятно. Видимо, ради счастья единственной дочери Гасилов-папа должен был срочно перековаться, посыпать голову пеплом и добровольно пойти под суд? Увы-увы, папа отнюдь не собирался произносить покаянные речи, бия себя в грудь кулаком и требуя конфискации буфетов из карельской березы...
Гасилов, будучи мудрым яко змий и умиротворенным подобно Будде, играючи расправился с пламенным комсомольцем.
Погибель Женечки была абсолютно нелепой, причем произошло всё настолько ловко, что никакие следователи с прокурорами не сумели бы провести параллель между комсомольским кенгуриным скачком с мчащегося поезда и улыбающимся Гасиловым.
Следователь Прохоров (Евгений Леонов), кадр из фильма "И это всё о нём" (1977)
Конечно, в конце фильма произносятся некоторые фразы из серии "мы этого так не оставим", но показать Будду остриженным под ноль и спрятанным за решетку никому и в голову не пришло.
Что характерно - таких фильмов без конкретного завершения наснимали тогда какое-то дикое количество. Вроде бьются-борются всякие Зинули и Женечки с несправедливостью и нарушениями социалистической законности, а как дело достигает наивысшей точки кипения, так тут же и конец.
И зритель вновь и вновь мотал на ус - глупо бороться с теми, кто сильней, кто в жизни справится с тобой одной левой, а кино оно кино и есть, обычное развлечение...
Автор - Елена Д.
ЗЫ. Елена, конечно, ерничает, но по сути-то она права!
Хочу сказать Елене огромное спасибо за наводку - давно я фильм не пересматривал и, посмотрев сейчас, пришел в изумление - по-моему, он вовсе не о том, о чем мне казалось ранее (тогда, в конце 70-х).
Я и книгу читал тогда, и фильм смотрел, конечно, и искренне считал Столетова героем, с "высоты" своего старшего школьного возраста не понимая ровно ничего. Сейчас - вообще другие впечатления, но в короткий комментарий это не уложить - боюсь, что и в одну статью не уложусь :)
И обращаюсь к вам, уважаемые читатели!
Ой, не спешите обвинять Елену, что у неё слишком критический взгляд, - особенно, если вы давно-давно не пересматривали. Ибо при пересмотре такие бездны открываются, что страшно становится...