Две Ларисы, две актрисы, пропасть между ними
kino_sssr — 19.04.2023 Если после многих просмотров знаменитого "Жестокого романса" увидеть телеспектакль 1974 года "Бесприданница" Константина Худякова, то может случиться культурный шок)))Лариса (Татьяна Доронина), кадр из фильма-спектакля "Бесприданница" (1974)
И в самом деле - Лариса здесь не хрупкая и трепетная, а корпулентная (Доронина) с изрядным количеством макияжа на квадратном лице, огромными приклеенными ресницами и пышным шиньоном, вся в оборках и с блестящим маникюром;
Паратов не вальяжный красавец Михалков, а почему-то Гафт с внешностью и манерами какого-нибудь постаревшего Остапа Бендера, набивающегося в кавалеры к мадам Грицацуевой. А Карандышев-то - боже ж мой, сам Джигарханян! Этакий джигит с горящими глазами, резкий, громогласный и требовательный. Куда там Андрею Мягкову с его мягкостью...
Паратов (Валентин Гафт) и Харита Игнатьевна (Вера Капустина), кадр из фильма-спектакля "Бесприданница" (1974)
Далее тот же глюк в файлах - мадам Огудалова выглядит всего лет на пять старше своей дочери, зычный голос и повадки у нее торговки с одесского привоза, объемный парик убойно-черного цвета, талия в рюмочку затянута, похоже, настоящим корсетом. Интеллигентная Фрейндлих рядом с этой решительной теткой наверняка потерялась бы и не смогла проговорить свою роль...
Конечно-конечно, Островский вряд ли вспоминал слово "интеллигентность", творя сие произведение, он описывал людей простых и незамысловатых, купцов да торговцев, но в таком случае откуда в такой среде могла вырасти Лариса, в которой "ничего этого земного вовсе нет"?
Да куда там, именно в исполнении Дорониной Лариса выглядит максимально неестественной, не соответствующей своей роли, особенно когда делает вид, что играет на гитаре и что поет. К визиту Паратова ей срочно меняют парик, и вот она уже с гладкой прической, этакая скромница-гимназистка.
Когда же Паратов объявляет ей, что не станет на ней жениться, она уже похожа на маркизу - синтетические пышные локоны в живописном беспорядке летают вокруг головы, приколотые шпильками...
Лариса (Татьяна Доронина) и Паратов (Валентин Гафт), кадр из фильма-спектакля "Бесприданница" (1974)
Да и прочие артисты как статисты проходят туда и сюда, старательно выговаривают слова роли, и все это тоже выглядит чем-то искусственным, надуманным. Один только Дуров в роли Робинзона своими ужимками и прыжками оживляет унылое и тягучее действо. И всю дорогу интерьеры исполнены одними деревянными рейками с висящими кусками тюля.
Кстати на тему Ларисиных страданий - когда она называет себя вещью, то хочется тут же с ней согласиться. И впрямь - просто вещь, скажем, кукла или манекен. Или диванная подушка, которой вдруг пришла блажь что-то такое говорить и неуклюже передвигаться.
В спектакле не показаны ни перемещения по Волге в компании Паратова с цыганами, ни переговоры Кнурова и Вожеватова на тему стоимости "диванной подушки", ни даже цыганские песни и пляски. Тем страннее выглядит надрывное объяснение бедной девушки с коварным обольстителем в "золотых цепях" на фоне все тех же тюлевых занавесей.
Карандышев (Армен Джигарханян), кадр из фильма-спектакля "Бесприданница" (1974)
А затем еще ее нервная беседа с Карандышевым, где она упрекает его - ах, зачем вы не увезли меня отсюда, ах, это вы виноваты во всех моих бедах, потому я и поехала кататься с негодным обольстителем! И эта лицемерка называет своего жениха ничтожеством - прелесть что такое))
И тут - опачки! - джигит стреляет в неправильную невесту, да так, что всё вокруг немедленно воспламеняется, будто и не старый пистолет в руках "жениха", а какой-то огнемет.
Не иначе это Кнуров предварительно побрызгал интерьеры бензинчиком дабы отомстить малахольной Ларисе, если она напросится таки на смертоубийство - он вложил немалые деньги в ее украшения, а тут такой облом... Кого, спрашивается, в Парижи-то везти?
Сгорел сарай - гори и хата, кадр из фильма-спектакля "Бесприданница" (1974)
Ну и вот, и всё такое горит-полыхает, а Лариса такая свалилась и лежит в огне и пламени, а джигит так растерян, что и не думает спасаться. Вот такая беда-беда, огорчение - сгорел сарай, гори и хата.
Автор - Елена Д.
ЗЫ. от себя лично: но ведь и правда - нет мочи смотреть этот страннейший фильм-спектакль ((( Увы, это тот случай, когда замечательные актёры из-за полного несовпадения с типажами героев не смогли вытянуть спектакль... Я, наверное, верю, что в театре это выглядело по-другому... но, на самом деле, не верю, конечно. Невозможно поверить.
|
</> |