Художества. Орловская иконография

топ 100 блогов cand_orel29.01.2022

Я уже писал о нашем Областном выставочном центре — https://cand-orel.livejournal.com/1278843.html, https://cand-orel.livejournal.com/1278843.html.

И опять — там же, выставка Аркадия Полевого и Татьяны Самариной

Художества. Орловская иконография

Некоторая информация об авторах:

Художества. Орловская иконография

В наши дни очевиден интерес к возвращению в экспозиционные залы произведений религиозного искусства, который казался невероятным несколько десятилетий назад. Активный поиск нового иконописного образа через переосмысление опыта, накопленного русскими иконописцами, делает современное иконописание особенно интересным и значимым. При этом современная иконопись все более и более приближается к творческому подходу в отличие от принципа копийности, характерного для традиционного средневекового подхода.

Художества. Орловская иконография

Орловский иконописец Аркадий Полевой не только внимательно изучает наследие прошлого, но и пытается понять, какие принципы были у наших предшественников, какими изобразительными средствами они пользовались, чтобы достигать конкретных результатов. Мастер работает, исследуя разные традиции, которые накопились за XI-XX века. Основой его творчества является опора на опыт церковной жизни. 

Художества. Орловская иконография

Он пишет конкретный образ святого так, чтобы был камертон с богослужением, сохранялся евангельский тон и ритм, чтобы икона сохраняла свое значение окна в Горний мир. На выставке есть и иконы традиционной иконографии, выполненные в подражание известным древним образцам иконописи. Есть и творческие произведения, разрабатывающие оригинальную иконографию новопреставленных региональных святых. Есть работы, отличающиеся стилизацией и своим, свойственным только Аркадию Полевому.

Агиосоритисса (греч. ἡ Ἁγιοσορίτισσα, происходит от названия часовни греч. Ἁγία Σορός (Агиа Сорос — святой Раки) при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе), Святорачица, Халкопратийская — один из типов изображения Богородицы без Богомладенца, обычно в повороте три четверти с молитвенным жестом рук. Известен по ряду византийских источников не позднее IX—X веков, получил широкое распространение в византийском искусстве XII—XV веков. Иконографически восходит к деисусной композиции, где Богородица обращается к Христу с молением (греч. деисис) за род человеческий, отсюда ещё одно именование — Заступница. Изображения Божией Матери из деисуса исследователи также относят к типу Агиосоритисса. В греческой традиции подобные иконы именуются Параклесис (Просительница), чаще всего этот эпитет присвоен изображениям Богородицы, держащей в руках свиток с текстом Своего моления к Сыну.
Агиосоритисса (греч. ἡ Ἁγιοσορίτισσα, происходит от названия часовни греч. Ἁγία Σορός (Агиа Сорос — святой Раки) при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе), Святорачица, Халкопратийская — один из типов изображения Богородицы без Богомладенца, обычно в повороте три четверти с молитвенным жестом рук. Известен по ряду византийских источников не позднее IX—X веков, получил широкое распространение в византийском искусстве XII—XV веков. Иконографически восходит к деисусной композиции, где Богородица обращается к Христу с молением (греч. деисис) за род человеческий, отсюда ещё одно именование — Заступница. Изображения Божией Матери из деисуса исследователи также относят к типу Агиосоритисса. В греческой традиции подобные иконы именуются Параклесис (Просительница), чаще всего этот эпитет присвоен изображениям Богородицы, держащей в руках свиток с текстом Своего моления к Сыну.

Прекрасно дополняют иконы письма Аркадия Полевого бисерные оклады, выполненные художником Татьяной Самариной. Бисерные и стеклярусные оклады икон - типичное произведение XVIII века, сейчас активно возрождается в русском искусстве. Традиционное шитье окладов в культуре Нового времени повторяло одежды священников различными материалами: бусами, запонами, гнездами со стеклами и прочими украшениями. 

Художества. Орловская иконография

Оклады, выполненные Татьяной, отличаются разнообразным набором бус, цветовая палитра которых выстроена в определенной гамме для каждой иконы. Мастер, который берет на себя ответственность выполнить подобное украшение иконы, обладает не только высокой степенью терпения и усидчивости (оклад даже на небольшую икону создается несколько месяцев), но и особой практикой молитвенного делания (каждый стежок – молитвенное упоминание имени Бога). Икона с таким окладом, украшенном жемчужинами, бисером и стеклярусом могла служить главным украшением храма.

Александр Ярославич Невский (др.-рус. Алеѯандръ Ꙗрославичь, в монашестве Алексий; ок. 13 мая 1221 года, согласно старой историографической традиции — 30 мая 1220 года, Переславль-Залесский — 14 ноября 1263 года, Городец) — князь Новгородский (1228—1229, 1236—1240, 1241—1252 и 1257—1259), великий князь Киевский (1249—1263), великий князь Владимирский (1252—1263), полководец, святой Русской православной церкви. Архангел Михаил, Архистратиг Михаил (др.-евр. מיכאל, ивр. מִיכָאֵל, Михаэль — «Кто как Бог?»; др.-греч. Ἀρχάγγελος Μιχαήλ) — ангел, упоминаемый по имени в ряде библейских книг (Иуд. 1:9, Откр. 12:7 и др.). Архангел Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых Архангелов в авраамических религиях. В православии его называют Архистратигом, что означает «глава святого воинства Ангелов и Архангелов».
Александр Ярославич Невский (др.-рус. Алеѯандръ Ꙗрославичь, в монашестве Алексий; ок. 13 мая 1221 года, согласно старой историографической традиции — 30 мая 1220 года, Переславль-Залесский — 14 ноября 1263 года, Городец) — князь Новгородский (1228—1229, 1236—1240, 1241—1252 и 1257—1259), великий князь Киевский (1249—1263), великий князь Владимирский (1252—1263), полководец, святой Русской православной церкви. Архангел Михаил, Архистратиг Михаил (др.-евр. מיכאל, ивр. מִיכָאֵל, Михаэль — «Кто как Бог?»; др.-греч. Ἀρχάγγελος Μιχαήλ) — ангел, упоминаемый по имени в ряде библейских книг (Иуд. 1:9, Откр. 12:7 и др.). Архангел Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых Архангелов в авраамических религиях. В православии его называют Архистратигом, что означает «глава святого воинства Ангелов и Архангелов».

В реставрационном труде Аркадий Полевой и Татьяна Самарина используют весь свой накопленный опыт в технологии и традиции иконописи для бережного воссоздания памятников религии и культуры. Вместе они продлили и дали новую жизнь сотням произведениям иконописи.

Паисий Святогорец (греч. Παΐσιος Αγιορείτης Паисий Агиорит, мирское имя Арсениос Эзнепидис, греч. Αρσένιος Εζνεπίδης; 25 июля (7 августа) 1924, Фарасы, Каппадокия — 12 июля 1994, Монастырь Иоанна Богослова, Суроти, ном Салоники, Греция) — схимонах Константинопольской православной церкви. Один из самых уважаемых греческих старцев и духовных лидеров греческого народа XX века, монах Афонской горы, известный своей подвижнической жизнью, духовными наставлениями и пророчествами. Паисия Святогорца широко почитают как старца во всем православном мире.
Паисий Святогорец (греч. Παΐσιος Αγιορείτης Паисий Агиорит, мирское имя Арсениос Эзнепидис, греч. Αρσένιος Εζνεπίδης; 25 июля (7 августа) 1924, Фарасы, Каппадокия — 12 июля 1994, Монастырь Иоанна Богослова, Суроти, ном Салоники, Греция) — схимонах Константинопольской православной церкви. Один из самых уважаемых греческих старцев и духовных лидеров греческого народа XX века, монах Афонской горы, известный своей подвижнической жизнью, духовными наставлениями и пророчествами. Паисия Святогорца широко почитают как старца во всем православном мире.

Иконописные и реставрационные работы мастеров находятся в Иверском, Успенском, Смоленском, Воскресенском, Свято-Троицком храмах г. Орла, в мужском монастыре св. Кукши в д. Фроловке,  в женском монастыре Иоанна Богослова в с. Корсунь, в Троицком Рождества Богородицы Оптином женском монастыре, Лавре Саввы Освященного в Израиле; в храмах Орловской земли, Москвы и других городов  России, частных коллекциях, монастырях и храмах России, Италии, Германии, Греции.

(http://orel-sh.ru/ot-zemnogo-k-nebesnomu-personalnaya-vystavka-arkadiya-polevogo-i-tatyany-samarinoy)

Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча (ивр. יוחנן המטביל, Йоханан бен Зехарья — «сын Захарии»; Йоханан ѓа-Матбиль [Хаматвил] — «совершающий ритуальное очищение водой»; греч. Ιωάννης ο Βαπτιστής (Ἰωάννης ὁ βαπτίζων) — Иоаннис о Ваптистис; Ιωάννης ο Πρόδρομος — Иоаннис о Продромос; лат. Io(h)annes Baptista; араб. يحيى, Yaḥyā, يوحنا, Yūḥanna; 6—2 годы до н. э. — ок. 30 года н. э.) — согласно Евангелиям: ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, проповедовал и совершал священные омовения/окунания для очищения от грехов и покаяния иудеев, которые впоследствии стали называться таинством крещения, омывал (крестил) в водах реки Иордан Иисуса Христа, совершив ритуальное погружение его в воды реки Иордан. Был обезглавлен по желанию иудейской царицы Иродиады, проводником её воли стала её дочь Саломея (Мф. 14:8, 9). Считается исторической фигурой; его упоминание во всех известных рукописях «Иудейских древностей» Иосифа Флавия большинство исследователей считают аутентичным текстом, а не позднейшей вставкой переписчиков-христиан. Крылья за спиной Иоанна Крестителя — это символ его равноангельского жития.
Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча (ивр. יוחנן המטביל, Йоханан бен Зехарья — «сын Захарии»; Йоханан ѓа-Матбиль [Хаматвил] — «совершающий ритуальное очищение водой»; греч. Ιωάννης ο Βαπτιστής (Ἰωάννης ὁ βαπτίζων) — Иоаннис о Ваптистис; Ιωάννης ο Πρόδρομος — Иоаннис о Продромос; лат. Io(h)annes Baptista; араб. يحيى, Yaḥyā, يوحنا, Yūḥanna; 6—2 годы до н. э. — ок. 30 года н. э.) — согласно Евангелиям: ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, проповедовал и совершал священные омовения/окунания для очищения от грехов и покаяния иудеев, которые впоследствии стали называться таинством крещения, омывал (крестил) в водах реки Иордан Иисуса Христа, совершив ритуальное погружение его в воды реки Иордан. Был обезглавлен по желанию иудейской царицы Иродиады, проводником её воли стала её дочь Саломея (Мф. 14:8, 9). Считается исторической фигурой; его упоминание во всех известных рукописях «Иудейских древностей» Иосифа Флавия большинство исследователей считают аутентичным текстом, а не позднейшей вставкой переписчиков-христиан. Крылья за спиной Иоанна Крестителя — это символ его равноангельского жития.
Художества. Орловская иконография
Александр Ярославич Невский (др.-рус. Алеѯандръ Ꙗрославичь, в монашестве Алексий; ок. 13 мая 1221 года, согласно старой историографической традиции — 30 мая 1220 года, Переславль-Залесский — 14 ноября 1263 года, Городец) — князь Новгородский (1228—1229, 1236—1240, 1241—1252 и 1257—1259), великий князь Киевский (1249—1263), великий князь Владимирский (1252—1263), полководец, святой Русской православной церкви.
Александр Ярославич Невский (др.-рус. Алеѯандръ Ꙗрославичь, в монашестве Алексий; ок. 13 мая 1221 года, согласно старой историографической традиции — 30 мая 1220 года, Переславль-Залесский — 14 ноября 1263 года, Городец) — князь Новгородский (1228—1229, 1236—1240, 1241—1252 и 1257—1259), великий князь Киевский (1249—1263), великий князь Владимирский (1252—1263), полководец, святой Русской православной церкви.
Художества. Орловская иконография
Гавриил Самтаврийский (груз. არქიმანდრიტი გაბრიელი, в миру Годердзи Васильевич Ургебадзе, груз. გოდერძი ვასილის ძე ურგებაძე; 26 августа 1929, Тбилиси, Грузинская ССР, СССР — 2 ноября 1995, Мцхета, Грузия) — православный святой, архимандрит Грузинской православной церкви. Канонизирован Грузинской православной церковью 20 декабря 2012 года в лике преподобных. 25 декабря 2014 года включён в месяцеслов Русской православной церкви. День памяти — 2 ноября. Почитается всеми православными церквями.
Гавриил Самтаврийский (груз. არქიმანდრიტი გაბრიელი, в миру Годердзи Васильевич Ургебадзе, груз. გოდერძი ვასილის ძე ურგებაძე; 26 августа 1929, Тбилиси, Грузинская ССР, СССР — 2 ноября 1995, Мцхета, Грузия) — православный святой, архимандрит Грузинской православной церкви. Канонизирован Грузинской православной церковью 20 декабря 2012 года в лике преподобных. 25 декабря 2014 года включён в месяцеслов Русской православной церкви. День памяти — 2 ноября. Почитается всеми православными церквями.
Николай Чудотворец; Николай Угодник; Николай Мирликийский; Святитель Николай (греч. Άγιος Νικόλαος — святой Николай; около 270 года, Патара, Ликия — около 345 года, Миры, Ликия) — святой в исторических церквях, архиепископ Мир Ликийских (Византия). В христианстве почитается как чудотворец, на Востоке является покровителем путешествующих, заключённых и сирот, на Западе — покровителем практически всех слоёв общества, но в основном детей. Изображается как с митрой на голове, символом его епископства, так и без неё. Святой Николай дал начало персонажу Санта-Клаусу. На основании его жития, в котором рассказывается о даре святителем Николаем приданого трём дочерям разорившегося богача, возникли рождественские подарки. В центре иконы изображена поясная фигура святителя Николая в архиерейской одежде. В верхних углах иконы, окруженные облачными сегментами, полуфигуры обращенных к святителю Христа и Богородицы. В нижних углах — две небольшие фигуры в полный рост, обращенные «молебно» к Николаю; это, предположительно, святые Власий и Сергий.
Николай Чудотворец; Николай Угодник; Николай Мирликийский; Святитель Николай (греч. Άγιος Νικόλαος — святой Николай; около 270 года, Патара, Ликия — около 345 года, Миры, Ликия) — святой в исторических церквях, архиепископ Мир Ликийских (Византия). В христианстве почитается как чудотворец, на Востоке является покровителем путешествующих, заключённых и сирот, на Западе — покровителем практически всех слоёв общества, но в основном детей. Изображается как с митрой на голове, символом его епископства, так и без неё. Святой Николай дал начало персонажу Санта-Клаусу. На основании его жития, в котором рассказывается о даре святителем Николаем приданого трём дочерям разорившегося богача, возникли рождественские подарки. В центре иконы изображена поясная фигура святителя Николая в архиерейской одежде. В верхних углах иконы, окруженные облачными сегментами, полуфигуры обращенных к святителю Христа и Богородицы. В нижних углах — две небольшие фигуры в полный рост, обращенные «молебно» к Николаю; это, предположительно, святые Власий и Сергий.
Художества. Орловская иконография
Спас Нерукотворный (также Спас Нерукотворенный; от Спаситель + калька с греч. Αχειροποίητος — не-руками-сделанный), чудотворный Мандилион (Άγιον Μανδήλιον от греч. μανδύη, μανδύας — «убрус, мантия, шерстяной плащ») — особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате), или Керамидион (от греч. κεραμιδιών — «черепица»), представляющий собой Его лик на чрепии (глиняной доске или черепице).
Спас Нерукотворный (также Спас Нерукотворенный; от Спаситель + калька с греч. Αχειροποίητος — не-руками-сделанный), чудотворный Мандилион (Άγιον Μανδήλιον от греч. μανδύη, μανδύας — «убрус, мантия, шерстяной плащ») — особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате), или Керамидио

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А что, так и называется - " Мои вкусняшки ". О качестве самих фото судить не буду, ибо не специалист в этом деле. Не самые страшные, как мне кажется. Хотя авторша неточна - у нее имеются и не свои вкусняшки, а увиденные, кажется, на отдыхе в Турции. Но ...
Та-да! Знакомьтесь, это моя новая Furla Candybag , прилетевшая ко мне с помощью Александры kupivitalii  Мы с Димкой ее выгуливали на выходных, хочу показать вам свой наряд и похвастаться сумочкой :) Погода была просто чудесная, и мы гуляли в Парке ...
Раз уж у нас с вами разговор зашел о pole dance (читайте утренний пост), то не могу не рассказать вам еще кое-что. Жена моего друга, которая несколько раз назад занималась танцами на пилоне, сейчас является сертифицированным преподавателем. Но она не только преподает, но и участвует в ...
Уже слышали новость? Великий холостячок Голливуда - Джонни Депп , наконец-то нашел свое ВЕЛИКОЕ СЧАСТЬЕ и женился на актрисе Эмбер Хёрд . Кто-нибудь слышал про такую девчонку? Вот, лично Я – впервые! Амбер Херд  и Джонни Депп Эмбер Хёрд на самом деле самая обычная американ ...
Представьте: работает в больнице санитар. Работает хорошо — моет оборудование, подбадривает больных, меняет постельное бельё. Вот он работает санитаром пять лет, десять лет, двадцать… Тут его вызывают на ковёр к главврачу и говорят: ты мужик надёжный, нареканий на тебя нет, коллектив ...