
Хрущевка и жизнь.


Из материалов senart-artdeco
Совершенно неожиданное объяснение особого шарма наших советских 60-х нашла в статьях американского демографа Николаса Эберстадта, который вот уже более 30 лет занимается изучением …ничем необъяснимой, очень высокой смертности населения в России (СССР), который сейчас превышает европейские показатели в два(!!!) раза. По мнении исследователя мы больны особенной русской болезнью. Во всем мире, включая страны 3-го мира продолжительность жизни растет, в России вопреки всякой логике – падает. Начался этот процесс с середины 60-х.
Понятно, что при Сталине люди погибали в лагерях в неестественных количествах, к тому же от рук собственного государства. Однако, после прихода к власти Хрущева (1956 г.) разрыв в этом между СССР и Западной Европе стремительно сократился, Ситуация была лучше, чем в Испании и Португалии. К концу 50-х продолжительности жизни в СССР была всего на пару лет ниже, чем в среднем в Западной Европе.

фотограф Карл Миданс, 1959г., СССР
Когда убрали Хрущева пошла тенденция, которая продолжается и по сегодня, Единственный промежуток – начало горбачевских реформ, но это это было всего два года, когда остановилась смертность. С каждой возрастной группой ситуация выглядит все хуже. В период правления Брежнева это особо обострилось и перешло уже на женщин.
После краха социализма трагедия вымирания населения страны только усугубилась, В отличие от других стран постсоветского блока, где ситуация стала улучшаться. Только в России этого не случилось. Сейчас в России ожидаемая продолжительность жизни 66 лет. Это ниже, чем в Белоруссии и в Украине. Ниже, чем в Венгрии и Эстонии. Там ожидаемая продолжительность 73,5 года.
Как выясняется, у нас это не связано с благосостоянием. По всемирным показателям самый низкий уровень жизни – это 2 $ в день на человека. В Китае ниже. И экология тут особо ни при чем. В том же Китае некоторые области хозяйствования превращены в пустыни, но средняя продолжительность жизни растет.
Эберстадт связывает это с изменением в настроениях общества и тем, как люди смотрят в будущее. Еще один американский ученый Джон Бушнелл исследовал настроения «среднего класса» во времена Хрущева. Он писал, что с середины 50-х и примерно до начала 60-х в воздухе витало нечто, что невозможно ничем измерить – такие ощущения общества в возможность построить успешную систему и будущее. Увы, после ухода Хрущева, эти настроения себя исчерпали.
Значит, это мнение о моем любимом времени невыдуманное. И даже – не субъективное. Изучали, смотрели, наблюдали. В нашем кино это тоже чувствуется и ловится. Можно вспомнить, как стали снимать режиссеры и операторы город. Москва в фильмах Хуциева «Июльский дождь» (1969 г), Натансона «Еще раз про любовь»(1968) и не Москва, а какой-то небольшой приморский городок в фильме Самсонова «Каждый вечер в 11» (1969), «9 дней одного года» Михаила Ромма (1962).
Кадр из фильма "Еще раз про любовь",1968г.

Кадры из фильма "Июльский дождь", 1968г.


Кадр из фильма "Каждый вечер в одиннадцать",

Там везде присутствует ощущение хоть очень зыбкого, но счастья. Оно недолговечно, романтично, сталкивается с реалиями, рассеивается и оставляет о себе , что называется светлую память и щемящую грусть.
Если посмотреть на быт, а он там тоже присутствуют, то для городских жителей это среда с минимальным количеством предметов. Да, эти герои стараются не соприкасаться с бытом – все очень заняты своей работой, чувствами, внутренним миром. Но как-то исследователи реалий не учли, что у ученых и стюардесс могут быть дети, родители. Весь сюжет проходит вне этих скучных подробностей. Мне, кстати, это очень нравится . Это кино о молодых и, в общем, для молодых того времени. Но долго на таком внутреннем энтузиазме государство не смогло прокатиться. У общества отняли надежду, предсказуемость будущего и получили колоссальную депрессию, коснувшеюся всего населения страны.
Быт деревни так и не нашел своего честного воплощения в кино. От него концептуально старались уходить. Все было очень тяжело. От деревни много брали, но ничего не дали взамен…
Стремительно растущая урбанизация страны меняла и патриархальные отношения между людьми и внутри семьи. Дети отрывались от родителей, уезжали в другие края, города, республики. Появилось ощущение индивидуального пространства, внутренней свободы.
Мой отец уезжал из белорусской деревни поступать в мореходное училище в Петергофе. Это было начало 50-х. Вспоминает, что когда окончил школу и попросил маму дать что-нибудь поесть, то бабушка заплакала и ушла в этот момент. Есть было нечего… В семье было еще 4 брата, дедушка. Но это ничего не значило, увы. Папа грезил морем. И если бы не военное училище, то никакого документа на выезд он бы не получил. Паспортов еще не было. У сельских жителей появились паспорта опять же только при Хрущеве.
Вот, наверное, я и появилась на свет в это счастливое время, которое в нашей истории демографы еще называют бебибум. Выросли детей войны, и у них стали появляться свои дети.
Итак, возвращаюсь к быту первых хрущевок. Помимо ввода жилья, правительство озадачилось созданием структур, занимающихся проектированием предметной среды. С появлением ВНИИТЭ (институт мебели) в 1962 году был положен конец дизайну единичному, кустарному, полупризнанному. Начался период организации дизайна промышленного.
Так должны были выглядеть интерьеры первых хрущевок в Черемушках по замыслу архитекторов и проектировщиков.

В Москве и других городах стали проходить выставки зарубежного дизайна. Далее в тексте частично будут использованы фото и иллюстрации из книги Баяр О.Г. «Квартира и ее убранство», которые в свою очередь, были сняты в макетах типовых квартир на ВДНХ и на двух мебельных выставках 1959 и 1961 гг.. Тогда же и проводились конкурсы на лучшие образцы мебели.
Архитекторы в проектных институтах тоже время зря не теряли. Для типовых квартир, рассчитанных, в основном, на 3-4 человека скурпулезно просчитывали использование каждого квадратного сантиметра. Директор ВНИИТЭ Ю. Соловьев вспоминал как быстро старались нарабатывают опыт наши специалисты. В основном? это было посещение специализированные выставок, чаще в Лейпциге и Будапеште. В Москве прошли с феноменальным успехом американская и английская промышленные выставки. Как показывает многолетная практика, своя и чужая - такой живой опыт - это не книжки и журналы смотреть и читать. КПД намного эффективнее и быстрее.
Планировки однокомнатных и двухкомнатных квартир.


Первым, что советуют авторы одной из первых книг по интерьеру "Квартира и ее убранство"(1962) - определить постоянное место для сна каждому члену семьи. Да, именно, места, а не спальни. На эскизах варианты размещения мебели в однокомнатной квартире. Принципы мало изменились. Диван-кровать еще долго будет лучшим другом не одного поколения пятиэтажек. Так что, как бы там не подтрунивали над нами иностранцы, что раскладной диван у них используется раз в год для гостей, мы тоже держимся за свои традиции :))
На этих чертежах можно увидеть незаслуженно забытый прием использования раздвижных и складывающихся дверей и даже, штор-ширм. "В общей комнате, где одновременно занимаются и отдыхают несколько членов семьи, иногда желательно отделить альков со спальным место, детский уголок или место приема пищи, рабочее место и угол для отдыха. В этих случаях применяются простейшие переносные ширмы, шторы, свертывающиеся в рулон или раздвижные занавесы".
Эскизы с применением различных перегородок (раздвижные перегородки, рулонные шторы, ширмы, портьеры и пр..)




Не могу не привести еще одну цитату из книги, потому как она абсолютна актуальна и сегодня:"В современном жилище не должно быть мебели сложной, вычурной формы и с лишними деталями. Основное требование в квартирах современного жилого дома -простота и строгость линии, хорошие пропорции, высокое качество отделки.
I-й Всесоюзный конкурс на лучшие образцы бытовой мебели. 1958 год.
Мебель для общей комнаты. Высшая премия.
Авторы: К.К.Бломериус и Б.И.Зингер
Так же первую премию получили авторы мебели Аус, Кала, Умберг (эстонцы?)

II-й Всесоюзный конкурс на лучшие образцы мебели. 1961 год.
На нем больше участвовала организаций, НИИ и даже вузов.
Отмечены как лучшие:
Стеллаж в комнате. Автор Ю.В.Случевский
Набор мебели для детской комнаты. Авторы: ЭССР, фабрика "Стандарт"

В целях создания ощущения наибольшей свободы в комнате должно быть отдано предпочтение светлым тонам древесины, подчеркивающим легкость и изящество рисунка мебели. Новые методы технологии обработки древесины, применение прозрачных синтетических лаков улучшают декоративное качество древесины - выявляют естественную красоту ее текстуры и цвета. Интенсивные тона протрав, темные, темно-коричневые, свинцово-серые, применявшиеся в прошлом для обработки древесины (черный и серый мореный дуб, темный орех), придававшие мрачный колорит помещениям квартиры, уступают место светлым тонам. В отделке мебели следует отдать предпочтение мягкой отделке под "воск". Зеркальная полированная поверхность, отражающая другие предметы обстановки, своим блеском вносит беспокойную ноту в интерьер".
Сегодня самые экологичные и изысканные направления в мебельном производстве, как в высоком, так и массовом, вот уже лет 5-7 держатся на этих принципах. В общем, настоящее никогда и не выходило из моды.
Из личного архива...

В одной комнате находилось место и для детской мебели. Никакой хохломы! Светлое неполированное дерово, ножки из гнутой фанеры. Было даже детское кресло-качалка из этого же набора. здесь же и любимое красное кресло на ножках. А справа появилось складное кресло-кровать вместо манежной детской кроватки.

Конечно, ну какая же квартира военных без ковра на стене! :)) Но мама как-то элегантно им прикрыла или диван, или кровать.
На втором фото с мамой совсем даже не папа:)) , друг семьи, дядя Саша. Удивительного обаяния человек. Помню, что мне он очень нравился.
Улан-Удэ.1967 год.


Вообще, создание мебели в этот период проходило под знаком экономии пространства. Отсюда и мои любимые ножки, скругленные углы у столов и столиков, иногда совмещенных с лампой. Свободные стены. И если уж вешалась живопись, то для этих квартир внедрялась графика, король жанра 60-х – эстамп. Художники до сих пор вспоминают то благословенное время, когда по всей стране существовали художественные фонды, делавшие заказы от копий Крамского "Незнакомка" до, как только что написала, эстампа. У нас, кстати, над моей кроватью долгое время висел "Девятый вал" Айвазовского – папа все же моряк)
Интересно, когда вы впервые услышали слово дизайн и это загадочное :)) - дизайнер. В профессиональном кругу то, что мы сейчас так называем звучало как техническое или художественное проектирование. В некоторых вузах с началом массового строительства были открыты и соответствующие факультеты, например, в Строгановке он назывался "промышленным искусством". Ну тенденция ясна - поближе к промышленному, подальше от частного:)) И тем не менее, под минимальные метры хрущевки все же нужно было предложить концепцию существования в крошечном пространстве, да и предметы тоже.
Я про дизайн квартиры услышала еще школьницей где-то в конце 70-х в Таллине. Мамина приятельница как-то общалась с интересным человеком, который предложил ей свои услуги в оформлении ее квартиры всего за .... 1000 рублей! Что можно было такого загадочного сделать в двухкомнатной квартире за такие деньги тогда никто даже не представлял.
Наверное, коренные жители Эстонии или таллинцы все же были ближи к пресловутому дизайну, хотя так его еще не называли. Семьи военных, даже, если они и не жили в закрытых военных городках (наш случай) тяжело адаптировались на местности:)), то есть почти никак. Тысяча рублей года так 1978 - это почти годовая минимальная зарплата (80 рублей самая низкооплачиваяемая работа). 140 рублей в месяц в среднем получал дипломированный специалист.

Те материалы и фото об интерьерах, которые удается найти, восхищают. Если все-таки уйти от политики и немного забыть о том, что руководство страны, как всегда, относилось к населению, как к тяжкой повинности и тягловому скоту, то те оригинальные решения, которые предлагались проектировщиками были и утилитарными и эстетичными одновременно.

И опять хочется вспомнить фон, на котором разворачивалось строительство хрущевок. Ссылаюсь на книгу Д.Хмельницкого "Милютин". В планах сталинских пятилеток не входило строительство массового жилья. И после войны продолжали строиться вызывающе дорогие и помпезные комплексы, как то Крещатик в Киеве. Что касается благоустройства жилых домов , то "... водопроводом было обеспечено в 1940 г. - 47% жилой площади в советских городах и рабочих поселках, а в 1952 г. - 46%; канализацией - соответственно 40% и 41%. То есть, в 1952 г. 54% жилой площади в городах находилось в домах, не подключенных к водопроводу, 59% - к канализации "...
Удивительные иногда бывают совпадения. Например, знаменитый сейчас Миланский мебельный салон (не поклонник этого мероприятия) впервые прошел в 1961. Скромное было мероприятие, с участие 20 компаний. В 1961 же году образовалась мебельная фабрика Шатура. Что она делает сейчас понятно, а вот любопытно было бы где-нибудь найти фото тех изделий. Старт в один год, а какая разница:)) А в 1958 на 1-ой Всесоюзном конкурсе на лучшие образцы бытовой мебели для новых типовых квартир были представлены образцы с учетом рационального использования площади пола. Мебель не должна была превышать 28-33% этой площади. Вот, кстати, никогда не задумывалась, а сколько места в процентном соотношении должна занимать обстановка. Все как-то на глаз. А в наборах секционной мебели были заложены основы понимания решения интерьера. Уже на первых этих конкурсах появилось то, что прочно сейчас ассоциируется с советским бытом - стенка.




А ведь ничего не предвещало беды:)) Одной из идей разделения комнаты стал шкаф-перегородка - одновременно стена и мебель. Предлагали их размещать между смежными жилыми комнатами или между комнатой и кухней. Как идея в какой-то конкретной ситуации, почему бы и нет? Но уже в середине 70-х - это стало тотальным бедствием. У меня одно из объяснений, что корпусную мебель делать значительно легче. Не надо придумывать ножки, формы, фактуры и прочее. Бери ДСП и клепай оптовый план. В результате предприятия имеют заказы, на стенки записываются в магазинах в очередь на несколько лет. Ну и так далее. Наверное, исполнение мебели должно быть разным - и крупными фабриками и маленькими ателье-мастерскими. Но Хрущев же закрыл все производства, которые были вне государственной структуры. Имею ввиду промкооперацию, о которой уже писала в первом посте о 60-х.
Все-таки гений конструкторской мысли, я без иронии, смог внедрить одновременно в однокомнатную квартиру подобие гостиной, столовой, спальни и даже кабинета .



В основу планировки ставился один или несколько композиционных центров.
Вот так например пишет Баяр о книжных шкафах:"... Удобнее, если книжные шкафы будут невысокими, подход к ним оставлен свободным и каждую книгу удобно достать с любой полки. При необходимости экономить место допустимо устраивать высокие книжные шкафы. Книжный шкаф можно поставить возле тахты или дивана, хотя доступ к книгам не очень удобен, но в маленькой комнате это имеет свои преимущества".
Одним из существенных требований к мебели являлась ее соразмерность площади комнаты. В современных квартирах, где высота потолков невелика высота крупных предметов мебели также предполагалась невысокой. Низкая мебель создавала ощущения простора и не загромождала ее. А с уменьшением высоты мебели изменяется форма и общие пропорции отдельных предметов.



Предлагалось в общей комнате следующий набор предметов - небольшой буфет или сервант, раздвижной обеденный стол, несколько стульев. Желательно добавить к этому диван и удобное кресло. Письменный стол рядом с окном и книжными полками.

Мне пока не попались конкретные вещи с указанием конкретных производителей того времени. Ищу. Скажу лишь, что работой были обеспечены не только наши мебельные большие фабрики, но и этот сектор производства у соцстран. Как иногда пишут, в 60-е у нас все производство в стране было станковое (читай единичное) и носило скорее идеологический характер - план плюс мудрость решения партии. А дизайн - это искусство материальной культуры. Тогда он был в основном явлением умственным, вербальным, нежели визуальным. Остроумно, конечно, особенно про вербальный дизайн, учитывая те выставочные фото и эскизы, которые мы тут выкладываем. Но все было так и не совсем так.
Надеюсь, не вызову классовых настроений, но так получилось, что у нас несколько предметов мебели в доме - кресло-кровать, два кресла на ножках, секретер и диван-кровать были из "Березки". Ну, вот так получилось. Папа воевал во Вьетнаме и на эти бонны или сертификаты, кто-то покупал машину, кто-то одежду. Мама, вот, мебель. Была она вся производства ГДР. Ох, и качество все же предлагали немцы. Один раз она приехала из Москвы в Улан-Уде, потом, обратно в европейскую часть страны, в Калинин (Тверь), далее на остров Сааремаа, и пережила еще пару переездов по Эстонии. И ничего ей не сделалось до середины 80-х. А ту мебель, которые тогда предлагали наши производители, также выдавали, как относительно временную. Срок эксплуатации шкафов - максимум 25 лет, мягкой мебели - 8 лет. Но стольких и таких перехдов, как наши, она бы не выдержала и пяти лет. Если бы еще советские фабрики делали ее из качественно материала с интересными фактурами под воск. Но ведь все было под лак, полировку. Вот и подумаешь, во что имеет смысл вкладываться - в дорого и качественно или наоборот...
Мама и любимый немецкий раскладной диван. Обивка уже не родная. Да и дивану здесь уже лет 15. Раскладывался по-прежнему безукоризненно.
Своя ткань - легкое букле цвета "мокрого асфальта" или антрацит:))

Весь сериал Жилье в СССР.
|
</> |
