Танковый Ленд-Лиз
mgsupgs — 24.10.2013

Отчасти усатый был прав – сложно чувствовать себя героем, когда у тебя, по всем раскладам, десятикратное количественное превосходство. Американцы явно перестарались, намолотив за годы войны более 200 тысяч единиц бронетехники – больше, чем выпустили танковые заводы Советского Союза и Третьего Рейха вместе взятые. Достижения американских «стахановцев» объясняются просто: развитая страна,была готова в любой момент реализовать свой гигантский накопленный потенциал. День «Икс» наступил 11 марта 1941 года, когда президент Рузвельт подписал знаменитый билль о ленд-лизе: закон, дающий право передавать военное имущество любой стране, оборона которой признается жизненно необходимой для безопасности США.
Лучше всех смысл ленд-лиза объяснил сам президент Рузвельт:
К началу Второй мировой янки располагали всего пятью сотнями танкеток М2 с противопульной броней и пулеметным вооружением. В принципе, даже это казалось избыточным для Североамериканского континента, надежно отгороженного от любых войн и социальных катаклизмов двумя глубокими противотанковыми рвами с соленой водой.
Другими словами, у американской армии по существу не было ни танков, ни бронетанковых частей и ни какой-либо тактики применения бронетехники совместно с другими родами войск (читатель не должен сделать ошибочного вывода, что янки были чрезмерно миролюбивым народом – например, уже к концу 30-х годов у них был солидный авианосный флот, дюжина современных линкоров и четырехмоторные «Летающие крепости» - потребности вооруженных сил определяются характером боевых действий).
И вот ситуация изменилась – срочно потребовались танки. Десятки тысяч боевых машин для нужд собственной армии и поставок по программе ленд-лиза. Был сконструирован первый американский средний танк М3 «Ли» - машина необычная и противоречивая. Промышленность наращивала выпуск бронетехники, для выпуска танков были задействованы мощности гигантских автомобильных заводов. Американские инженеры не гнушались применять в танкостроении автомобильные технологии.

Под конец 1941 года начался подлинный угар – компания «Крайслер» запустила «Детройт Танк Арсенал» - гигантский оборонный завод, специлизирующийся на производстве бронетехники. К этому времени вышел на полную мощность второй «танкоград» - «Фишер Танк Арсенал», буквально завалив армейские склады и площадки хранения легкими и средними танками, а также различными САУ и специализированный бронетехникой на их шасси.

Из всего этого изобилия Советскому Союзу досталось:
- 1232 легких танков М3 «Стюарт»,
- 976 средних танков М3 «Ли»,
- 3664 средних танка М4А2 «Шерман»,
- 52 истребителя танков М10 «Вулверин»,
- единичные экземпляры легкого танка М5 («Стюарт» с автомобильным двигателем), легкого танка М24 «Чаффи» и наиболее современного американского тяжелого танка М26 «Першинг» в ознакомительных целях.
Помимо танков и тяжелой бронетехники на их базе, СССР были поставлены:
- 100 зенитных самоходных установок М15 на полугусеничном шасси
- 1000 зенитных самоходных установок М17 (на шасси бронетранспортера М3), ставшие основным средством мобильной ПВО танковых и механизированных частей РККА.
- 650 легких истребителя танков Т48 (также на шасси полугусеничного БТР М3).
Что касается самих бронетранспортеров, то их было поставлено отнюдь не так много, как принято считать. СССР получил в рамках ленд-лиза:
- 118 полугусеничных БТРов М2,
- 840 более современных полугусеничных М5/М9 (модификация бронетранспортера М3, отличавшаяся более мощным двигателем, дешевой броней и иным расположением огневых точек).
- 3340 легких бронетранспортеров М3А1 «Скаут», представляющих собой полноприводные бронеавтомобили высокой проходимости массой порядка 5,5 тонн.
- несколько десантных плавающих гусеничных машин LVT в ознакомительных целях.
Практически никто из американских бронетранспортеров не попал в мотострелковые полки по своему прямому назначению. Все они предназначались для разведывательных или артиллерийских частей, где использовались в качестве тягачей.
Американцы, стоит отдать им должное, любезно озаботились об обслуживании своих «стальных колесниц» - вместе с бронетехникой СССР было поставлено некоторое количество полевых танкоремонтных заводов, парк которых насчитывал до 10 специальных машин: механические мастерские М16А и М16В, слесарно-механическая мастерская М8А, кузнечно-сварочная мастерская Ml2, электроремонтная мастерская М18, мастерская по ремонту вооружения М7, инструментальная мастерская и складские машины М14. Все они базировались на шасси трехосного грузовика повышенной проходимости «Студебеккер». В парк танкоремонтных мастерских также входили 10-тонные автомобильные краны и бронированные ремонтно-эвакуационные машины М31.
Анализируя вышеизложенный материал, отчетливо заметно, что поставки американской бронетехники выглядит весьма бледно на фоне масштабов отечественной промышленности: за годы войны уральские заводы выпустили 50 000 танков Т-34! Ясно, что американские танки не могут служить точным критерием оценки значения ленд-лиза – для более взвешенного сравнения предпочтительнее обращать внимание на поставки грузовиков или поставки алюминия (300 тысяч тонн).
Стоит заметить, что Великобритания получила в разы больше американской бронетехники, например, британцам было поставлено свыше 17 тысяч танков «Шерман»! Впрочем, при составлении протоколов ленд-лиза учитывались интересы каждой стороны: Великобритания испытывала острый недостаток в танках, СССР, наоборот, мог самостоятельно обеспечить массовый выпуск отличной бронетехники, потому заказывал самолеты и алюминиевый прокат, вкупе с автотранспортом, радиостанциями и продуктами питания.
Американский танковый ленд-лиз знаменателен в первую очередь тем, что тысячи наших солдат воевали не с винтовкой, а на гусеницах и под прикрытием брони. Все-таки, шесть тысяч танков и еще столько же бронемашин различного назначения – солидная сила.
Во-вторых, эта вся эта история весьма интересна с технической точки зрения – американские танки отличались оригинальной конструкцией и часто приобретали специфические свойства, позволявшие использовать их в особых операциях (об этом будет чуть позже).
Наконец, такой класс техники, как «бронетранспортер» в СССР в годы войны не производился, что придавало ленд-лизовским БТРам определенную уникальность.
М3 «Стюарт»
Легкий танк
Боевая масса 13 тонн. Экипаж 4 чел.
Бронирование: лоб корпуса 38…44 мм, борт корпуса 25 мм.
Вооружение: 37 мм противотанковое орудие, стабилизированное в вертикальной плоскости; 5 пулеметов «Браунинг» (1 — спарен с пушкой, 1 — курсовой, 2 — в бортовых спонсонах, 1 — зенитный).
Скорость по шоссе 60 км/ч.

«Подвижность танка МЗл поистине изумительна. В районе боевых действий как при движении по дорогам, так и по пересеченной местности танк МЗл оказался наиболее быстроходным из всех известных колесных и гусеничных машин» - генерал-майор инженерно-танковой службы, д.т.н., профессор Н.И. Груздев (1945 г.).
Первые 46 «Стюартов» прибыли в СССР в январе 1942 года. Первенцы американского танкостроения получили в СССР обозначение М3л (легкий), и поступили на вооружение батальонов легких танков в составе танковых бригад. Как и любой легкий танк, «Стюарт» был ограничен в маневре на поле боя, предпочитая вести огонь из естественных укрытий. Лобовая атака на подготовленную полосу противотанковой обороны гарантированно заканчивалась для него тяжелыми потерями. Однако при грамотном применении этот танк превращался в грозное оружие:
Большинство из 977 поступивших в 1942 г. «Стюартов» дислоцировались на Юге России, где в то время сложилась критическая ситуация с поставками отечественной бронетехники: Северо-Кавказский фронт оказался отрезан от промышленных баз Урала и Сибири.
В феврале 1943 года «Стюарты» приняли участие в уникальной операции – высадке морского десанта под Новороссийском. Это был единственный случай в Великой Отечественной, когда советским танкам пришлось высаживаться в первой волне десанта. Из участвовавших в высадке 30 танков бо́льшая часть была уничтожена при высадке, но 12 «Стюартов» сумели выбраться на берег и три дня поддерживали огнем «черных бушлатов». К сожалению, весь личный состав 563-его танкового батальона геройски погиб в бою у Южной Озерейки. Другой примечательный факт из биографии «Стюарта» - танки этого типа первыми вступили в бой с немецкой бронетехникой на Курской дуге, и даже успели принять участие в танковом побоище под Прохоровкой.
«…танк должен гармонически сочетать броню, скорость и вооружение, то в этом смысле танк МЗл является неполноценным. Пушка 37-мм калибра — основное вооружение МЗл — несомненно, слабое вооружение, и это основная причина, почему танк не мог продолжительное время продержаться на поле боя» - генерал-майор, д.т.н., профессор Н.И. Груздев.
В принципе, это справедливая оценка для любого легкого танка.


М3 «Ли»
Средний танк
Боевая масса 28 тонн. Экипаж 6-7 чел.
Бронирование: лоб корпуса 51 мм, борт корпуса 38 мм.
Вооружение: 75 мм орудие в спонсоне по правому борту танка; 37 мм противотанковое орудие во вращающейся башне; 4 пулемета «Браунинг».
Скорость по шоссе 40 км/ч.

Подарила эм три эс.
Шуму много, толку мало,
Ростом вышел до небес!»
М3 «Ли» - этот тот случай, когда глядя на «бумажные» ТТХ создается впечатление, что перед нами настоящее «супероружие». Две пушки, многочисленный экипаж, приличная для тех лет подвижность и бронирование. Увы, при знакомсте с внешним видом М3 становится ясно, что перед нами «трехэтажный стальной гроб». Громоздкий, слабо защищенный и неэффективный. Советские танкисты не стеснялись давать еще более жесткие оценки американскому танку: БМ-6 («братская могила на шестерых») или ВГ-7 («верная гибель семерых»).
То, что две пушки на один танк – явный перебор, стало понятно еще в конце 30-х годов. Командир танка физически не успевал координировать работу наводчиков, в результате из двух пушек обычно стреляла только одна. Напрашивался очевидный вывод: зачем таскать с собой лишний «балласт», если эти несколько тонн можно рационально распределить, превратив их в дополнительные миллиметры брони. Что ж, бросать помидоры в неудачника горазд всякий. Но интереснее (и полезнее!) проанализировать реальное боевое применение М3 «Ли» (получившего в СССР обозначение М3с (средний), во избежание путаницы с М3 «Стюарт»). Все ли было так безнадежно на самом деле?
Например, британские танкисты относились к М3 «Ли» с уважением: помимо такого базового качества, как надежность, М3 идеально соответствовал условиям Северной Африки: Крепость на гусеницах! Там, где не было лихих танковых прорывов и контратак, там, где приходилось обороняться с подготовленных позиций – М3 «Ли» оказался настоящей «долговременной огневой точкой» с колоссальной огневой мощью.

Условия советско-германского фронта, напротив, оказались крайне не выгодны для применения М3 «Ли». Но и здесь этот танк сумел отличиться: 5 июля 1943 года, на Огненной дуге имел место эпизод героической обороны села Черкассое: 67-я и 71-я гвардейские стрелковые дивизии, при поддержке 39 танков М3 «Ли» и 20 САУ, весь день сдерживали яростные атаки 48-го танкового корпуса Вермахта, оснащенного новейшей бронетехникой. Советские воины спутали немцам все планы, что, в конечном итоге, привело к провалу операции «Цитадель».
Все-таки слишком многое зависит от действий экипажа танка и правильной тактики применения бронетехники. Даже такой «сарай на гусеницах», как М3, можно научить воевать и побеждать.
М4 «Шерман»
Средний танк
Боевая масса 30 тонн. Экипаж 5 человек.
Бронирование: лоб корпуса 51 мм, борт корпуса 38 мм.
Вооружение: 75 мм или 76 мм нарезное орудие, крупнокалиберный пулемет на крыше башни, два пулемета винтовочного калибра.
Скорость по шоссе 39 км/ч.

Это был хороший во всех отношениях танк. Взвешенная, продуманная до мелочей конструкция, качественная сборка, отличное вооружение, уникальное оборудование и механизмы танка. Перечень положительных качеств «Шермана» может занять целую главу: точный и надежный гидропривод наведения башни (100% преимущество в любой дуэльной ситуации), стабилизированное в вертикальной плоскости орудие, малая шумность (в отличие от Т-34, чей лязг и грохот был слышен ночью за много километров, «Шерман» был идеален там, где требовалась скрытность), крупнокалиберный пулемет (единственный средний танк Второй мировой, имевший такое оружие), экономичный мотоблок для обогрева и зарядки аккумуляторов (на отечественных танках приходилось гонять основной дизель, расходуя ценный моторесурс и потребляя ведра соляра – идея вспомогательной силовой установки оказалась настолько привлекательной, что этим агрегатом оснащены большинство современных танков), просторное и эргономичное боевое отделение, надежная трансмиссия. Все «Шерманы», поставлявшиеся в СССР оснащались дизельными моторами (наверное, это станет важным аргументом для противников «пожароопасных» бензиновых двигателей).
Будем же до конца объективными! Недостатками танка «Шерман», в первую очередь, называют слабое бронирование – ситуация усугубилась к концу войны, 38-51 мм было уже явно недостаточно в условиях предельного насыщения немецких войск противотанковыми средствами. «Шерман» на 23 см выше Т-34 (и практически равен по высоте Т-34-85). У него большее давление на грунт, меньшая удельная мощность (хотя это компенсировалось более эффективной трансмиссией), малый запас хода у бензиновых модификаций.
У «Шермана» практически нет той трагической и славной истории, которую приобрели Т-34 в сражениях на Восточном фронте. Однако, судьба некоторых американских танков оказалась не менее примечательна – после жарких боев на просторах Синайской пустыни, 150 уцелевших «Супер Шерманов» (модификация со 105 мм пушкой) были приобретены в 90-х годах для Сухопутных войск Чили. «Супер Шерманы» резво бороздили горные склоны Анд, пока не были заменены на современные ОБТ «Леопард-2» в начале нового тысячелетия.


За годы войны было выпущено 49 234 «Шермана», что ставит его на второе место по массовости после Т-34. Справедливо отметить, что количество «Шерманов» никак не отразилось на их качестве: характерные для Т-34 «особенности», в виде необработанных элементов интерьера боевого отделения или проблемы с переключением передач, «Шерману» были не свойственны. Качество этих танков вошло в легенды.

Факты и цифры взяты из книги М. Барятинского «Танки ленд-лиза в бою»
|
|
</> |
Оплата зарубежных сервисов и подписок
Кулинарное
Хроники грустного сегодня.
Арктика в бокале
Удавы смотрят на кролика
Картавый всё....
Лопастник курчавый (Helvella crispa)
Филип Фармер
Внезапно! Наш третий любимый художник радует четвертой частью...

