Храмовая гора
shi_ra — 10.09.2021В праздник ходили на экскурсию на Храмовую гору с Михаилом Тувалем (Кучер). Я давным-давно хотела туда попасть, но брать день отпуска всегда проблема. А в праздник получилось очень удачно. Мне понравилось, но во-первых экскурсии его скорее для подготовленных туристов. Неподготовленным будет сложно. И конечно все здания осмотреть за один раз нереально. Даже не предполагала, что это такая большая территория.
И конечно без приключений не обошлось. Во-первых, как я ни старалась надеть самое длинное платье, стражи ислама меня всё равно обрядили в ветошь. И если в первый раз (мы подымались на гору дважды: с утра и до 11, а затем около часу вернулись снова) обошлось лишь юбкой, во второй раз выдали ещё страшенную куртейку. Брр. А кстати, к тем, кто пришёл в брюках, не цеплялись!
Кроме того в какой-то момент мы попали в небольшой скандальчик. Некий юноша пришёл на Храмовую гору потрубить в шофар, двоюродные разорались, юноша сбежал, но к месту сбежалось куча полиции, а нас оперативно увели от греха подальше.
Следующий казус произошёл на старом мусульманском кладбище в восточной части археологического сада в Офеле. Гид как раз рассказал нам, что на кладбище хоронят и сегодня, хотя это место археологических раскопок. И поэтому делают это на бегу. Идём дальше, и тут Сашка мне шепчет в спину: за нами бегут с покойником. Что, кто? Оборачиваюсь. И правда, бегут и так резво. Ну и мы припустили.
Ну и увенчалась экскурсия погоней за "террористами". Едем мы домой, и недалеко от нашей деревни вдруг замечаем палестинскую скорую помощь. Номер израильский, но вся машину разукрашена мусульманскими полумесяцами и личности внутри подозрительные. "Это же перевозят сбежавших террористов, - дошло до Штирлица. - Звони в полицию." Звоню, просят номер машины, и мы начинаем гонки за подозрительным амбулансом. К сожалению, террористов мы не поймали - машина оказалась нашей, израильской. Только в гости немного опоздали :)
Итак, Храмовая гора или гора Мория - участок земли, который царь Давид купил у иевусея Аравны (Орны) и воздвиг там жертвенник Богу Израиля. Впоследствии его сын и наследник престола Соломон построил на этом месте Первый Храм. В течение четырёх веков Храм являлся местом превозношения единого Бога. Здесь же располагался Верховный суд и законодательный центр. В Храме проводилась ежедневная служба с жертвоприношениями, а три раза в год во время праздников все евреи-мужчины были обязаны приходить сюда.
С Храмовой горой связан целый рад традиций, признаваемых всеми тремя основными религиями и делающих это место столь святым. Прежде всего, это Краеугольный камень (на иврите - Эвен ха-Штия, а на арабском - эс-Сахра), который находится под Наскальным куполом. Именно на эту скалу Господь взгромоздил мир в третий день творения, тут был сотворён первый человек Адам, тут же Адам совершил жертвоприношение Богу, Каин и Авель соорудили жертвенник и принесли здесь жертвы, Ной принес жертвоприношение после выхода из ковчега, на этот камень возложил Авраам Исаака, чтобы принести его в жертву Господу, на этом камне спал Иаков, когда бежал от гнева Исава, на нем также восстал ангел Господень при царе Давиде, когда мор поразил город, и на него поставил царь Давид Ковчег Завета, перенеся его из Кирьят-Йеарим. Да и сам Иерусалим был основан царем Давидом именно здесь, благодаря близости к святому месту.
По мусульманской традиции именно отсюда архангел Гавриил поднял на небо Магомета на крылатом коне Аль-Бурак, забрав пророка ночью из дома, а затем, вернул его в Мекку. А когда наступит конец света, трубный глас возвестит об этом именно с этой скалы.
Храм царя Давида просуществовал с начала X века до н. э. до 586 г. до н. э., когда он был разрушен Навуходоносором при подавлении восстания последнего царя Иудеи Седекии против Вавилона. После возвращения евреев в Иерусалим из вавилонского пленения в 538 году до н. э. на этом месте под руководством Зирубавеля бен-Шеалтиэля и первосвященника Йеошуа бен-Яхоцодака началось возведение Второго Храма. Работам чинились всякие препятствия, так что они были прерваны и возобновились только 16 лет спустя. Строительство продолжалось на протяжении четырёх лет и наконец через 70 лет после разрушения Первого Храма (516 г. до н. э.) храм был отстроен заново (Второй Храм).
Площадь храмовой горы в те годы была приблизительно 250 метров на 250 метров. Царь Ирод во время предпринятой им реконструкции Храма (22 год до н. э.) расширил площадь Храмовой горы и изменил топографию, выровняв поверхность. Высокие участки скалы были снесены, а на низких участках были возведены подпорные арки и стены, промежутки между которыми были заполнены землёй. Ирод отстроил Храм и превратил его в красивейшее архитектурное сооружение, поражавшее современников своим великолепием.
До настоящего времени сохранились участки стен, построенных Иродом вокруг Храмовой горы. Сохранились со времен Второго Храма и восточные ворота, расположенные ниже Золотых Ворот. Реконструкция Храма была продолжена наследниками Ирода — Агриппой I и Агриппой II вплоть до Иудейской войны (67 год н. э.). Храм Ирода просуществовал до 70 года н. э., когда был разрушен и сожжен римлянами под предводительством Тита.
После этого город длительное время находился в руинах, а в 130 году император Адриан повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию Элиа Капитолина. В новом городе на месте Храма было воздвигнуто святилище, посвящённое Юпитеру, а на том самом месте, где некогда находилась Святая Святых, была воздвигнута конная статуя Адриана. Вспыхнуло еврейское восстание под предводительством Бар-Кохбы, продолжавшееся с 132 по 136 год, восставшим евреям удалось отвоевать Элию Капитолину (то есть Иерусалим), где они даже соорудили "временный Храм", пока летом 135 года восстание не было подавлено и римляне вновь захватили город. После подавления восстания все следы еврейского присутствия на Храмовой горе были уничтожены и Адриан издал декрет, по которому всем, кто подвергся обрезанию, доступ в город был запрещён.
В первой половине IV в., в результате победы христианства в Римской империи, языческие святилища на Храмовой горе пришли в запустение, а в южной части Храмовой горы была построена небольшая церковь святой Марии. В 361 г. на престол римской империи взошёл император Юлиан Отступник, который пообещал евреям восстановить Храм, и были даже начаты строительные работы. Однако вскоре работы по восстановлению Храма были прекращены из-за пожара, а затем Юлиан пал в бою, и его место занял христианский полководец Иовиан, который положил конец всем его планам.
Весь византийский период Храмовая гора пребывала в запустении. Под её стенами была устроена городская свалка, и имперские власти не допускали какой-либо деятельности в этом месте. Тем не менее, евреи в течение как легально, так и нелегально, восходили на Храмовую гору для молитвы. Обращенная к западу часть подпорной стены - Западная стена - с V в. превратилась в традиционное место молитвы евреев.
Когда в 638 году Палестину захватили арабы, вершина Храмовой горы была запущенной и замусоренной. Христиане заваливали гору мусором во исполнение пророчества Иисуса о запустении Святого Города. Предводитель Халиф Омар провозгласил святость Храмовой горы для ислама, дескать это и есть та гора, которая упоминается в 17 суре Корана. А принявший ислам еврей Кааб эль-Ахбар показал халифу Омару правильное место для возведения храма (Наскального Купола). На месте возвели временное сооружение из дерева, а в 687—691 годах, по повелению Абдул аль-Малика, был воздвигнут Купол Скалы с позолоченной крышей, не похожий ни на одно мусульманское или арабское здание в мире по своей форме и конструкции, т.к. он был спроектирован христианскими архитекторами. Голубая плитка и многоцветный мрамор верха - дело Сулеймана Великолепного в 1552 г. А золото на куполе появилось лишь в 1992 г., до того он был алюминиевым или черным.
По изначальному замыслу купол не мечеть, а архитектурный памятник, оберегающий Краеугольный камень, используется в основном в качестве "женской" мечети.
Подымаемся на гору по страшному деревянному мосту
Внизу видна Стена Плача
В принципе ортодоксальное еврейство запрещает подъём на Храмовую гору, в частности из-за опасения осквернить святое место. Но есть течения, которые пропагандируют подъём на Храмовую гору в соответствии с законами иудаизма.
Тут есть напутствие для подымающихся вместе с картой.
Также при входе на мост есть макет храма
На Храмовую гору ведут 11 ворот. Десять из них открыты только для мусульман, и одни – для всех прочих. На западной стене ворот шесть, мы заходим внутрь через магрибские ворота (Муграби или Марокканские). Они были названы в честь жителей прилегающего квартала, основанного переселенцами из Марокко во времена Саладина.
От Магрибских ворот вдоль западной границы Храмовой горы тянется Западная колоннада Аль-Ривак аль-Гарби (слева), построенная в 1307-1336 гг. султаном Аль-Насир Мухаммадом ибн Калауном. Также тут находится мечеть (медресе) аль-Фахрия
А напротив Наскальный Купол
Фонтан Кайт Бея. Был построен в 1455 году султаном Балбаем аль-Майди, но отреставрирован Кайт Беем в 1482 году.
Фонтан Касим-пашиб османского губернатора Иерусалима в 1527 г. во время правления Сулеймана Великолепного. Расположен в западной эспланаде Храмовой горы перед воротами Цепи и предназначен для питья и совершения омовений.
Ворота Цепи (Шаар ха-Шальшелет). На месте ворот Цепи могли находиться ворота Копония, существовавшие на протяжении периода Второго храма.
Мечеть (медресе) аль-Ашраф, была построена при аль-Ашрафе Барсбее, черкесском султане, правившем государством мамлюков с 1422 по 1438 год.
Минарет Баб аль-Силсил, построенный в 1329 году мамлюкским наместником Сирии Танкизом - мамлюкский наместник Сирии.
В центральной части западной стены расположены ворота Омовения (Баб аль-Матара). Нас туда зачем-то завели выпить кофе.
Сверху видны жилые квартиры прямо на храмовой горе
Наш экскурсовод. Утешает, что в юбки наряжали не только женщин, но и нескромно одетых мужчин.
Возвращаемся. Ворота Продавцов Хлопка - самые красивые ворота Храмовой горы. Над аркой входа — розетка, выполненная из белого и черного мрамора, изображающая солнечные лучи. Надпись гласит, что ворота были построены Танкизом, правителем Дамаска в 1336 —1337 гг. во время правления мамелюкского султана ибн-Калауна.
Наскальный купол
Вокруг площадки Храмовой горы установлены лестницы с аркадами
и масса всяких построек
Капелла Вознесения (Куббат аль-Мирадж) расположена на месте где, по христианской традиции, Иисус Христос вознесся на небо. Первая часовня на этом месте была построена в 380 г. на деньги римской аристократки-христианки Пимении. Затем она разрушалась и заново отстраивалась, пока не была восстановлена крестоносцами такой, какой мы видим ее сегодня.
Капелла Пророка (Куббат ан-Неби)
Тут всякие хозяйственные постройки и есть даже пожарная команда
Обходим купол вокруг. К востоку от Купола Скалы находится небольшое сооружение Купол Цепи (Куббат аль-Сильсила), возведенное при халифе Абд аль-Малике ибн-Мирване, правившем в 685-705 годах, на месте, где по преданию царь Давид вершил свой суд. Есть гипотеза, что в период Второго Храма здесь находилось помещение высшего религиозного суда Иерусалима – Синедриона. Само название места напоминает о предании, гласящем, что царь Давид (в другом варианте – его сын, царь Соломон), пытаясь разрешить особо запутанные и неясные дела, прибегал к помощи волшебной цепи, которая была подвешена к своду. Если ответчик или свидетель лгали, то цепь отклонялась от их рук или из нее выпадало одно звено, а если говорили правду, то легко давалась в руки.
Есть предание, что при строительстве Купола Скалы здесь было помещение, где хранились сокровища, собранные для оплаты строительных работ, а также наиболее ценные материалы строительства. По другой гипотезе, Купол Цепи служил архитектурным «эскизом» при строительстве Купола Скалы или же это было местом отдыха строителей Купола Скалы, место, где можно было укрыться от солнца и непогоды.
Один из входов
Купол Цепи
С восточной аркады открывается вид на церковь Марии Магдалины
Некоторые религиозные евреи подымаются на гору и даже молятся там, часть из них ходит босиком. Но на площадку с Наскальным Куполом они не поднимаются. Поразилась количеству охранников.
Продолжение следует
|
</> |