Храмы, избы, снегоходы: зимнее путешествие в Архангельскую область

Это путешествие получилось самым долгожданным. Планировал я его около года, сразу после того как вернулся из прошлого путешествия на Русский север - тогда мы посетили Каргополье и Кижи:
Нет! Не ездите вы на Север, не губите себя!
Всю жизнь тогда не будет он давать вам покоя.
Всю жизнь будет то слабо, то звонко манить к себе.
Всю жизнь будет видеться вам...
Советский писатель Юрий Казаков знал о чем писал, стоило мне один раз увидеть северные деревянные церкви, огромные избы, заснеженные леса... и я только и думал о том, чтобы увидеть это снова. Читал о достопримечательностях, смотрел видео о поездках на север и отмечал точки на карте, которые хочу посетить. В ноябре прошлого года составил план, собрал компанию, забронировал гостиницы, и вот на новогодние праздники мы отправились в путь. Отправились на "ниве" пятидверке, ведь местами нам предстояло преодолевать бездорожье, итак, поехали. Сначала я расскажу о путешествии, а в конце нарисую маршрут на Яндекс.картах.
День первый: Вологда
В Вологде мы были не раз. Ночевку здесь организовали по единственной причине: разбить долгий путь до Каргополя (почти 1000 километров от Москвы) на два дня. Несмотря на это, вечерняя прогулка по Вологде нам очень понравилась, получились красивые фотки:

на льду реки Вологды
День второй: Каргополь
Яндекс.карты предлагают три маршрута от Вологды до Каргополя:

смело выбирайте тот же что и мы - мимо Кириллова, он самый короткий, а дорога, во всяком случае зимой, вполне хорошая. Буду благодарен местным читателям, если расскажете в комментариях, как эта дорога чувствует себя летом.
По дороге проезжали вот такой красивый мост между селами с необычными названиями Патровская и Философская:

Каргополь покорил меня еще в прошлом году, о чем я и написал:

Каргополь зимой: застывшее прошлое
11 января 2024Русская дорога
В этом голу мы сосредоточились на окрестностях города. Среди которых особенно интересна Красная Ляга (30 км от Каргополя). Когда-то там было село, построенное рядом с озером - лягой (так на севере называли лужи и маленькие озёра) которое впоследствии ушло в карстовую воронку, после чего жители покинули обжитые места, а храм - остался:

Храм красив и сам по себе, а то что он одиноко стоит посреди опушки леса добавляет ему колорита.
День третий: приключения
На следующий день у нас были масштабные планы. Мы выехали затемно, чтобы успеть увидеть храмы нижнего Поонежья и Кенозерского заповедника.
Сначала все шло по плану. Храм в селе Архангело мы сфотографировали еще в темноте, ведь светает зимой на севере поздно:

После чего мы поехали к селу Бережная Дубрава, где находится древняя церковь Рождества Богородицы. Зима выдалась теплая и ледовой переправы у села не было. До моста - большой крюк, решили подъехать к реке с противоположного берега и сфотографировать храм через реку:

Стали подниматься к дороге - а нива не едет! Промучались несколько часов, в итоге поняли что сломался задний кардан, и нива превратилась в переднеприводную. Спасло то, что на севере люди добрые, а нива - машина ремонтопригодная. Нас вытащил тракторист, который оказался и владельцем сервиса в селе Конево, где нам и поменяли кардан.
Однако день был испорчен, Кенозёрский заповедник мы так и не посетили, на ночевку поехали в Плесецк (В Кенозерье на январские праздники все было занято, поэтому мы забронировали гостиницу в ближайшем к нему поселку Плесецку).
Военный космодром, хоть и называется Плесецком, находится рядом, в закрытом городе Мирном.
День четвертый: Турчасово и Пияла
На следующий день нам предстояло доехать до поселка Онеги в устье одноименной реки, посмотрев по дороге множество деревянных храмов. За короткий зимний день успели два - в селе Турчасово:

Поскольку здесь тоже не было ледовой переправы, смотрели мы на церковь из села Целягино, расположенного на противоположном берегу.
От следующего храма в селе Пияла нас отделяло всего 40 километров, однако дорога - не автобан, и пока мы ехали короткий зимний день закончился. Так что на прекрасный, 1651 года постройки (вы только представьте, Петр Первый еще не родился, а церковь Вознесения в Пияле уже стояла!) мы смотрели в кромешной тьме:

потом еще и снег повалил, так что из Пиялы у меня остались только смазанные фотки

вот так мы снимали храм в Пияле
Приехали в Онегу. И поскольку на дворе шестое января - канун Рождества, ночью пошли на ночную службу в Троицкий собор:

Онега, Троицкий собор в ночь перед Рождеством
День пятый: Ворзогоры
Дальше нам предстоял день с самой сложной логистикой: чтобы попасть в старинное поморское село Ворзогоры предстояло переправиться через Онегу. Обычно зимой это не составляет труда - по льду реки намораживают переправу, но нынче зима теплая, Онега в низовьях не замерзла, и на другой берег переправляли на катере, а это значит то нам предстояло найти того, кто нас отвезет от реки до Ворзогор. Прошерстив местные группы в контакте мы нашли человека с буханкой, который забрал нас от катера и вечером привез обратно:

Стоило ли оно того? Конечно! Ведь в Ворзогорах находится один из нескольких сохранившихся "северных тройников" - колокольня, большой летний и маленький зимний храм. Раньше такие комплексы были практически в каждом северном селе, но до наших дней дошли единицы:

северный тройник в Ворзогорах
Подробнее об этом прекрасном месте на берегу Белого моря читайте здесь:
https://dzen.ru/a/Z4zJgo4zNwusL-9D
День шестой: Подпорожье и дорога в Архангельск
Следующим утром по традиции ранний подьем, ведь перед отъездом в Архангельск мы хотим посмотреть еще один храм близь Онеги - в Подпорожье:

О раннем подъеме мы не пожалели: Подпорожье произвело на нас сильное впечатление, подробнее читайте здесь:
https://dzen.ru/a/Z5iLad6daU1WrEV2
Потом мы поехали в Архангельск. Не ожидали много го от этой дороги, но попали в такой сказочный лес, который был красив несмотря на пасмурную погоду:

Приехали в Архангельск, заселились в съемную квартиру, легли спать. Мы приехали отдохнуть от города, и Архангельск был не более чем вынужденной точкой на нашем маршруте.
День Седьмой: Малые Корелы и дорога в Кимжу
Но одну достопримечательность Архангельска мы все-таки посетили - музей "Малые Корелы". О музее я уже рассказывал здесь:
https://dzen.ru/a/Z5tG7aZjPSx6N85q
Сейчас же скажу одно: музей интересный. Очень интересный. Один из лучших. Но по сравнению с памятниками деревянного зодчества, которые стоят в настоящих деревнях, на тех местах, где были построены - не то.
Поэтому садимся в машину и едем 340 километров на восток - в деревню Кимжа. Дорога красивая, идет мимо красивых деревень по берегам реки Пинега, но погода была пасмурная, поэтому пофоткать решили на обратном пути.
Нашли свой дом полагаясь на описание хозяйки, ведь интернет в Кимже не ловит. Пожарили шашлыки, приготовили на углях кофе и легли спать
День Восьмой: Кимжа и Кильца
Восьмой день - самая яркая часть нашей поездки. Наконец-то выглянуло солнце, мы весь день гуляли по двум красивым селам - Кимже и Кильце, и даже заход солнца не заставил нас убрать фотоапараты, мы продолжали фоткать используя штативы, ведь ночные фотографии зимой на севере - не художественный прием, а необходимость, обусловленная коротким днем:

Кимжа ночью. Освещенное гирляндой здание перед храмом - магазин
О Кимже и Килце я уже писал:
https://dzen.ru/a/Z4_IsKvpNnLoq-MQ
https://dzen.ru/a/Z4_jgDw0iG9JVOuD
Сейчас же скажу что оба этих села не зря носят титул "самых красивых", на меня, уроженца села Горожанка Воронежской области, человека, побывавшего в сотнях городов и сел, они произвели очень сильное впечатление.
День Девятый: От Кимжи до Вельска
Как бы не было грустно, наше путешествие подходит к концу и мы выдвигаемся в сторону дома. Однако в этот ден нам предстояло увидеть много красивого, например село Петухово, где одновременно ярко светило и солнце, и луна:

или пещеру с ледяными сталактитами:

подробнее об этой пещере я писал здесь:
https://dzen.ru/a/Z5Cjl8YYM0uhKUel
Но самое красивое зрелище было сопряжено с огорчением: яндекс.карты показал нам, что есть ледовая переправа через Двину в районе Холмогор, и мы к ней поехали, увидев по дороге недавно восстановленную Церковь Василия Блаженного на погосте Чухчерема:


однако переправа оказалась закрыта, а это значит что надо ехать через Архангельск, и наш и так не близкий путь становится еще дальше километров на 200. Я очень растроился, и ои попутчики чтобы успокоить угрожали "выписать меня из фотографов" если я не успокоюсь и не продолжу фоткать красоту. Скрепя зубами я достал фотик и вышел из машины:

наша длинная дорога
Ближе к Архангельску нас ожидала еще одна красота, часовня на высоком берегу Двины в деревне Вождорма:


часовня в Вождорме
Ну а дальше становилось все тяжелее и тяжелее. Километров за 50 до Вельска, где у нас был запланирован ночлег пошел дождь, а у нивы перестал работать моторчик дворников. Еле доехали.
День десятый: пожарная коланча и дорога домой
На утро дворники у нивы волшебным образом заработали, но мы решили все-таки заехать в сервис. Там нам сказали что мастер еще не пришел, но войдя в наше положение пообещали принять нас через час, вне очереди.
Мы же пока решили съездить в деревню Березник, где сохранилось деревянное пожарное депо, вот оно собственно:

Депо недавно отреставрировали волонтеры из "Вереницы", помимо него в деревне много красивых домов, мое внимание особенно привлек этот:

Березник - распространенное название в Архангельской области, поэтому держите координаты деревянного пожарного депо: 61.192111, 41.866970
Вернулись в Вельск, мастер в сервисе показал нам как менять моторчик дворников и посоветовал нам ехать так, купив на всякий случай запасной. Что мы и сделали. Дальше до Москвы приключений не было.
P.S. Если думаете "На дворе март, зачем я это прочитал" - зря, ведь март - лучшее время для путешествия по Русскому северу
Итоги
Проехали примерно 3 700 километров, поездка обошлась нам в 62 тысячи на троих человек (бензин, жилье, билеты, еда. Еда в основном из "пятёрочки", в ресторан сходили один раз в Архангельске), вернульсь немного усталыми, но переполненными эмоциями. Флэшки наших фотоаппаратов тоже были переполнены фотографиями.
Не все получилось как я планировал, но неожиданности - тоже интересная часть путешествия.
|
</> |