Хочухотеть

топ 100 блогов danilling21.11.2011 Хочухотеть

"Чего я хочу на самом деле?" - вопрос странный, но актуальный для многих из нас. Можно ему удивляться: как же люди могут не понимать, чего они хотят? Но я лично не удивляюсь, а наоборот - хорошо понимаю ситуацию непонятности собственных желаний. Или их ощущаемого отсутствия. Я считаю, что это не столько индивидуальная проблема, сколько проблема нашей культуры. Что такое хотеть и как это делать, никто толком не знает. Более того, начиная с младенчества, хотеть нас скорее отучают, чем обучают.

Пока ты ребенок, весь мир борется с твоими желаниями, а когда вырастаешь, то от тебя требуют - хоти! Хоть чего-нибудь! А лучше хоти то, что принято хотеть в твоей социальной среде. Где-то положено хотеть зарплату 1000 долларов, где-то Порш Кайен, где-то жизнь на тропических островах, где-то большую любовь, где-то очередной президентский срок и т.д. Принято считать, что если человек чего-то хочет по-настоящему, то он это получит. Если человек хочет неэффективно, то у него может возникнуть чувство несостоятельности. А уж тем более, если он хочет не только неэффективно, но еще и неформатно - чего-то, чего сам не знает. Если желание не вписывается в принятые рамки, то с человеком что-то не то, в рамках таких представлений о желаниях. Твои желания -  твой классификатор.

Культура предъявляет к желаниям человека противоречивые требования - дезориентирующие, по сути. Не сама по себе культура, конечно, а окружающие люди, которые являются активными носителями этой культуры, в том числе и всех её противоречий. Что же это за требования? Мне представляется так (буду рад вашим дополнениям):

  • Современный человек должен обязательно хотеть чего-то конкретного. Человек должен всегда знать, чего хочет. Сами желания должны быть предельно конкретными - предметными, ясными, четкими. "Ты сам не знаешь, чего хочешь," - очень распространенный упрек и обвинения. Если человек не готов озвучить свои желания сию секунду, чтобы от зубов отскакивало, то что-то с ним то, какой то он неполноценный. Сложно иметь дело с таким человеком - он  нечитабельный, непрозрачный. Его невозможно классифицировать и положить на полочку как что-то понятное и удобное. 
  •  Хотеть - опасно. Человек, который чего-то хочет - это помеха и угроза для окружающих, потому что он может чего-то от них потребовать, попросить. Его желания могут пойти наперерез желаниям других. Желания могут противоречить удобному для всех укладу. Желания могут противоречить ожиданиям, которые возлагают на человека окружающие. Его желания могут его привести к такому успеху, что  ему будут завидовать, он столкнется с враждебностью. А если желание приведет к неуспеху или не получится его осуществить, то придется пережить разочарование. Лучше уж не хотеть.

Мы с младых ногтей обучаемся снимать противоречивость этих требований разными способами, часто не самыми удобными и гуманными по отношению к себе. Чтобы быть хорошим человеком, нужно как-то так извернуться, чтобы поменьше хотеть, но при этом постоянно чего-то хотеть. В итоге, человек вынужден придумывать желания, которые соответствуют ожиданиям окружающих и нормам социума. Получается это не всегда, потому что в этих придуманных желаниях чего-то не хватает, чтобы их осуществлять - побудительной какой-то силы. Отсюда возникает идея истинных и ложных желаний, и возникает вопрос - чего же я хочу на самом деле? 

Ответить на этот вопрос не так просто - многие люди вступают здесь на территорию неопределенности и зыбкости, где сложно найти четкое и однозначное понимание. Часто мы представляем, что истинные желания находятся где-то внутри нас, как некий клад, который нужно добыть. И ради этого нужно вести раскопки - докопаться до этих таинственных истинных желаний. А если докопаться до них бывает сложно, то мы начинаем считать, что мы изнутри какие-то проблемные и неправильные, а значит нуждаемся в исправлениях. И только когда этот глубинный дефект будет исправлен, мы узнаем свои истинные желания. 

Традиционно желания связывают с потребностями. Понятие потребностей - одно из ключевых в психологии, и оно же из самых многозначных и неопределенных. Есть множество теорий потребностей, да и в житейском языке это понятие давно уже стало общеупотребительным. Каждый человек сейчас знает, что у него есть потребности, а многие также знают, что они складываются в иерархию - в пирамиду Маслоу, согласно самой известной теории. Где-то эти потребности внутри нас хранятся, и актуализируются по очереди, по мере удовлетворения предыдущей.

Археологический образ глубины, в которое таятся истинные потребности и желания, имеет давнюю историю, связанную с традицией европейской культуры размещать все процессы внутри человеческого тела, как физического, так и символического. Потребности и желания, согласно этой метафоре - некие субстанции  которые находятся внутри тела и внутри личности как символического тела. Это еще одна тенденция нашей культуры - объективизировать процессы, воспринимать их как субстанции или вещи. 

Сложность такого подхода в том, что мы часто забываем, что речь идет всего лишь о метафоре, условном обозначении, позволяющем описать что-то неописуемое. И начинаем искать абстрактное понятие как что-то реально существующее. Если процесс обозначен как объект, то нам кажется, что он не идет, а где-то лежит. И нужно туда придти и взять его. А процесс, в отличие от статичного объекта, не лежит, а происходит. А раз он ходит, то он может уйти, пройти. Получается, что мы ищем то, чего уже нет. Так и истинные желания и потребности - мы их ищем как какие-то вещи, которые лежат в потаенной кладовой, а они приходят и уходят, в зависимости от контекста нашей жизни. 

Как же быть, как определиться со своими желаниями, если сейчас в них есть неопределенность? Бывает важно разобраться с идеями по поводу желаний, прояснить их. Как правило, мы ориентируемся на нормативные представления о желаниях, которые формируются в процессе взаимодействия с другими людьми, с разными группами людей, с обществом в целом - я уже написал о таких представлениях выше. 

Это представления по умолчанию, которые мы не всегда осознаем, но с которыми часто идентифицируем себя и слепо следуем им. Мы часто руководствуемся нормативными представлениями о том, как должно быть, а не своими представлениями о том, что лучше для нас - руководствуемся социальными смыслами, а не личностными. И зачастую мы не ориентируемся на узнавание личностных смыслов - мы специалисты по смыслам социальным.

Скорее всего, никто никогда даже не спрашивал человека о том, как он мы поступил бы, если руководствовался своими личными целями, мечтами и ценностями. И многие люди сами не привыкли задавать себе такой вопрос, поэтому часто пытаются получить информацию о своих желаниях в сфере социальных смыслов. И находят в этой сфере ответ, что раз ты не понимаешь своих желаний, то ты неполноценный. А проблема в том, что обратился не по адресу. Это как на на военно-полевой кухне фисташкового мороженого попросить - вот там ответят. 

По своей практике знаю, что часто человек испытывает только одно желание, когда обращается к психологу - ослабить этот гнет нормативных требований, освободиться от обязанности хотеть и ощущения несостоятельности. А там уже можно и захотеть чего-то. Иногда достаточно, чтобы кто-то начал спрашивать о том, что ценно для тебя, что важно для тебя, каковы твои мечты и надежды?

Эти вопросы помогают человеку лучше понять и прояснить свою идентичность, и в процессе ответа на них есть возможность и определиться со своим желаниями. Ведь желания - это, кроме всего прочего, сформулированные ценности, смыслы, намерения, мечты. По крайней мере, так их можно воспринимать, и такой способ восприятия помогает понять свои желания. 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Глава правительства утвердил изменения в законодательство, касающееся молодых начинающих водителей. Теперь начинающие мотохрусты не могут возить пассажирок, а коробочники не могут буксировать других коробочников и возить канистру с бензином(опасные грузы) а также большие мешки с ...
Экспозиция Музея ГОН, который располагается в павильонах 53 и 54 ВДНХ, довольно давно сложилась. Тем не менее, там есть и временные выставки, который постоянно обновляются. Интересные экспонаты есть и в основной экспозиции. Один из них находится до входа на нее. Среди техники Гаража ...
13. Дон и Бэтти Дрэйпер (Джон Хэмм и Дженуари Джонс)Сериал: Mad Men ("Безумцы")12. Пэг и Эл Банди (Эд О'Нил и Кейти Сагал)Сериал: Married With Children ("Женаты с детьми")11. Гриссом и Сара (Уильям Питерсен и Джорджа Фокс)Сериал: CSI ("CSI: Место ...
Только недавно писал, как в карьере Калининградского янтарного комбината (входит в структуру Госкорпорации Ростех) 26 июля 2021 года был добыт уникальный самородок с медовой углеродистой коркой и светло-желтого цвета в месте скола весом 1189 граммов, который назвали «Тигрёнок», и вот ...
Вынужден сделать признание, которое многих может шокировать... Иногда я читаю ТОП. Больше того, иногда я читаю Эволюцию - всемирно известного эксперта по отношениям между мужчинами и странными созданиями с сиськами. Странным созданиям она регулярно хлещет по глупым мордам острым словом ...