Хлестаков и бриллианты

Прочитал тут: Михаил Чехов в роли Хлестакова. Однажды в сцене, когда Хлестаков рассказывает об арбузе, который подали на стол во время одного из петербургских балов, Чехов очертил в воздухе контуры этого арбуза, но, вместо того чтобы показать круг, он начертил четырёхугольник. От неожиданности смех возник не только в зрительном зале, но и на сцене. — Миша, нельзя так смешить! — сказал ему в антракте Москвин. — Как вам пришло в голову, что арбуз может быть квадратным? — Когда я сказал: «На столе, например, арбуз — в семьсот рублей арбуз», — я вдруг понял, что арбуз в семьсот рублей не может быть обычной формы, — ответил Чехов.
Так вот я вытащу старый пост про «арбуз в 700 царских рублей», тем более вчера вытащил старый пост про Пьеху:
Правдивая Байка №4. Театрально-бриллиантовая.
Навеяно воскресной телепередачей про бриллианты…

Пару десятилетий назад довелось мне побывать в сказочной
командировке в Риге. Про Хлестакова слышали историю? У меня -
похоже…
Один из заводов этого славного города передали в наше министерство. Меня, как молодого начальника Отраслевого сектора, отправляют собрать информацию о новом для нас предприятии. Ну, это скучно, а вот принимали меня очень весело!
Перепуганные заводчане подали к поезду чёрную волгу, привезли на
завод, отобрали все опросные формы и сказали, что всё будет готово
к пятнице (а был понедельник!).
Дальше - только для тех, кто помнит жизнь командировочных в СССР,
молодые не поймут-с!
И повезли меня в свою базу отдыха в Юрмалу(!), поселили в
двухэтажном люксе с видом на Рижский залив и кучу белых лебедей на
нём, абсолютно бесплатно(!), на столе стояли фрукты и цветы (!), и
объявили, что в семь вечера в честь моей персоны будет устроен
приём в сауне, где будет всё руководство завода.…Засим
откланялись…
Когда моя нижняя челюсть вернулась на законное место, я понял,
что целую неделю буду один проживать в этих райских пенатах и
делать ничего не надо, всю работу сделают заводчане за меня.
Я хорошо учился в школе, и жизненный опыт подкреплял произведениями
классиков. Поэтому судьбу Хлестакова примерно представлял… И решил
не повторять его основную ошибку – велеречивость, поэтому говорить
старался поменьше, весомо…
В сауне всех пересидел, водки с коньяком всех перепил… Дальше…
думаете, были девочки?.. Это же СССР, секса тогда не было, по
телевизору подтвердили… Просто разговоры о работе, внутренние
разборки.… Про меня почти забыли, что радовало, и радость была
длиной в неделю!
Дальше – прогулки по Рижскому взморью, исследование всех
городков на нём и, конечно, Рига! Мой любимый город советской
Прибалтики. Помните у Пьехи: «…в узких улочках Риги … слышишь
поступь гулких столетий…». Обходил за неделю их все, а также
кафешки, ресторанчики, Домский собор с великолепным
органом…
И, вот - сама театрально-бриллиантовая история… Не устали
ещё?...
Вечер. Пытаюсь попасть в Русский драматический театр (может,
точное название путаю), где дают редкий тогда мюзикл А.Журбина
«Биндюжник и король», между прочим, по Бабелевскому «Закату»,
который очень советую к прочтению для понимания менталитета наших
вечных друзей – евреев.
Билетов, конечно, нет, и я пытаюсь стрельнуть лишний, и толкаюсь
около окошка администратора. Вдруг – шорох, народ расступился и
показался невзрачный, но хорошо одетый мужик с двумя дамами. Народ
зашептался: «Это сам Журбин!» Мужик прошёл прямо к окошку
администратора, который тут же выскочил с криком: «Александр
Борисович! А мы вас заждались! Вот ваши контрамарки» и протянул их
композитору. Тот ворчливо заметил: «Нас же трое, а вы даёте
четыре…»
И я понял, что это мой шанс! (Про Хлестакова помните?). Рванул
через толпу с криком: «Александр Борисович! Очень хочу попасть на
ваш спектакль, могу стать четвёртым!» Удивлённый взгляд из-за
очков: «А откуда вы меня знаете?». Я честными глазами посмотрел на
него: «Маэстро! Вас знает вся страна!!!»… Лесть во все времена
открывала разные двери…
Сидели мы рядом, на отличных местах. Я – рядом с его женой
Ириной, немного познакомились. Красивая женщина, ухоженная… В ушах
серёжки с какими-то белыми камешками… В общем, ничего необычного по
советским меркам.
Стал меркнуть свет в зале… И, тут я увидел их… первый раз воочию…
настоящие бриллианты. Из серёжек в разные стороны устремились лучи…
сейчас бы сказал – лазерные…Это было необыкновенно красиво, крупные
бриллианты в её ушах творили на моих глазах маленькое чудо… Они
работают в полумраке, оказывается!
Красота первого бала Наташи Ростовой стала понятной и близкой…
Представьте, десятки бриллиантов в колеблющемся пламени свечей, и
сотни остреньких лучиков в пространстве полутёмного зала… Хочется
плакать от этой уже никогда неувидимой красоты…
P.S. Спектакль был отлично сыгран и спет труппой. Ведь в зале сидел сам автор, причём из центра, из Москвы, может, приметит актёришку…
|
</> |