«Избранные»
troitsa1 — 17.12.2021Раз уж сегодня про кино пишу, которое недоваренное, то стоит вам напомнить отличный фильм недавно умершего Соловьёва. Которое точно надо посмотреть. Оно доваренное. Хоть оно и сложное в глубине, там великолепный Филатов и пейзажи Колумбии.
Для всех Соловьёв конечно «Асса». И его подростковое кино. А для меня его самым главным фильмом было «Избранные». Просто я всегда представлял себя на Великой Отечественной. И что мне предстоит сделать выбор типа Сотникова, а такой выбор делали миллионы. Артисты и художники, которые не прятались в Ташкенте, а шли с винтовкой в окопы. У которого в плену вставал вопросец — выбить табурет из-под ног твоего товарища и остаться жить. Или...
У весельчака и сибарита Соловьёва было обострённое внутреннее чувство правды, которую он умел облекать в изящную форму, но я совсем не уверен в том, что сам он понимал суть и смысл этой, столь им любимой изящной формы – как «рамы». Как драгоценного «оклада на иконе», частично укрывающего от глаз нечто важное...
А фильм силён простым: проблемой выбора, перед который хоть раз в жизни встаёт каждый. Там время фашизма. Сегодня время фашиствующего либерализма. А Соловьев снимал во времена Советской затхлости в искусстве.
И этим фильм болен для каждого. Ты вспоминаешь как решал брать или не брать, воровать или вкалывать на Северах, чтобы купить вожделенные Жигули. Каждый деятель культуры увидел в главном герое себя. И процесс своего выбора. И чем дело может закончится. Про фильм промолчало киноискусство. Значит попал в вымя...
В этом портрете интеллигента, аристократа духа, никто из «социально близких» не захотел узнать себя: «много было званых, но мало избранных».
«Всё врёт ваше зеркало!».
Соловьёв, певец породы, певец культуры и изыска, певец интеллигентности и стиля, внезапно снял фильм об оборотной стороне всего, что было ему дорого.
Ну, невозможно же было тогда признаться даже самому себе в том, что за этими всеми расчудесными качествами стоит самовлюбленность и лютый эгоцентризм, невыносимое презрение ко всем, кто не таков как ты, и полное отсутствие того, что называется глубиной и объемом чувств…
Широкой публике и вовсе было невдомёк, зачем это и про что это.
Когда я выходил из кинотеатра, то общее мнение было — а о чём кино было? Так про тебя и твой выбор — захотелось им крикнуть!
***
Сергей Соловьев и Татьяна Друбич на съемках фильма "Избранные", 1982 г.