His Master's Voice
diak-kuraev — 29.01.2015 Голос нашего Патриарха это не только его проповеди или статьи. Понять его мировосприятие можно и через слова его близких и им же воспитанных помощников.Вот, например, молодой иеромонах Серафим (Амельченков)
"С самого детства я был религиозным человеком, воспитывался в церковной среде под непосредственным руководством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, который вел меня по жизни и указывал ту дорогу, какой мне следует идти. Еще в школьные годы, в восьмом или девятом классе, в одной из серьезных бесед, каких с владыкой Кириллом у нас было много, он сказал о том, что нужно мне делать и к чему стремиться...Со школьного возраста владыка Кирилл сделал меня своим иподиаконом — я держал его посох. С детских лет Патриарх Кирилл стал для меня всем — духовным, интеллектуальным и культурным наполнением моей жизни... В близких доверительных беседах и разговорах, он всегда говорил о том, что необходимо положиться на волю Божию, что не нужно делать каких-либо быстрых шагов и необдуманных поступков, о которых впоследствии можно было бы пожалеть. Я старался не ставить перед собой цель быть женатым или монахом, но просто в каждый период жизни стремился делать то, что от меня требовалось. Когда наступил определённый момент, в который уже можно было определяться с дальнейшей жизнью, то с владыкой Кириллом мы стали серьезно говорить о принятии монашества и священного сана... Затем митрополит Кирилл назначил меня преподавателем Смоленской духовной семинарии, а чуть позже – секретарем Смоленской епархии. При этом он сказал и о том, что кто-то, быть может, неоднозначно отнесется к назначению на эту должность столь молодого человека... Для меня Патриарх Кирилл стал книгой жизни, которую я всегда с необыкновенным интересом читал и продолжаю читать, и из которой я получал и получаю все необходимое для формирования своей жизненной позиции, взглядов и вкусов".
Понятно, почему слова этого человека можно воспринимать как убеждения самого Святейшего.
Сегодня он переведен Патриархом в Москву и работает в Управлении делами Патриархии. Секретарь первого заместителя Управляющего делами Московской Патриархии епископа Саввы.
Ну, а теперь о том, как же сегодня нужно относиться к признакам роскошной архиерейской жизни:
"- Сейчас многие люди осуждают представителей Церкви за стремление к роскоши, например, дорогие автомобили. Как относиться ко всему этому?
- Как к лубочным картинкам, не имеющего никакого отношения к реальной жизни Церкви и осуществляемой ею миссии. К сожалению, определенный сегмент нашего общества, в том числе и медийная сфера, формирует сегодня информационный заказ таким образом, что в первую очередь предпочтения отдаются каким-то отрицательным моментам, а не широкой социальной работе, проводимой Церковью. Совершенно очевидно, что антицерковные акциями, которые мы наблюдаем, являются спланированными компаниями. Их организовывают те, кто боится огромной духовной силы и мощи Русской Православной Церкви, и кто не хочет, чтобы позиции Церкви в нашем обществе были прочными и сильными.
Сейчас нередко в качестве упреков в адрес Церкви звучат сведения о «роскошной» жизни тех или иных священнослужителей, о том, у кого какой автомобиль, дом и т. д. Но давайте посмотрим, что в действительности волнует тех, кто сегодня выступает против Церкви, и тех, кто выступал против нее сто, двести, триста и две тысячи лет назад? Божественный Основатель Церкви и Ее Глава — Господь Иисус Христос был материально бедным человеком, у него не было ни денег, ни золота, ни дорогих одежд, ни дворцов, ни какого-либо другого имущества, более того, Он совершенно безвозмездно исцелял больных, кормил голодных, творил многие другие чудеса, но Его все ровно осудили и предали смерти, распяв кресте. Нашли повод — обвинили в том, что Он — якобы бунтовщик, революционер, стремящийся свергнуть власть римского императора и т. д. А ведь на самом деле Христос не был принят современным Ему обществом потому, что Он осуждал грех, призывал к покаянию, изменению внутреннего духовного существа, праведному образу жизни. Это не было угодно тем, кто хотел жить иначе — не по Божией правде, а по закону греха. То же самое мы видим и в наше время — против Церкви борются те, кто не хочет жить по заповедям Божиим, кто не желает слышать Божий голос, кто живет на основе греха и, порой навязывая его другим, стремится сделать грех нормой жизни.
На самом деле их вовсе не волнует материальная сторона жизни священников. Не было бы дорогих машин, нашли бы другую зацепку. Вот если бы вдруг сегодня Церковь свернула с указанного Богом пути, и священники стали бы проповедовать не Слово Божие, а попустительство греха и вседозволенный образ жизни то, уверяю, их не только бы перестали осуждать и упрекать за дорогие машины или что-то такое, но еще больше бы дали Церкви денег, машин и мн. др., только бы слышать от Церкви не Божественную правду, а то, что им хочется услышать. Те, кто враждебно настроен по отношению к Церкви желали бы видеть ее не как колоссальную духовную силу и мощь, а как некую фольклорную организацию. Но этого никогда не будет".
http://www.smol.aif.ru/society/people/205369
(дом молдавского епископа Маркелла, противника гейроп-интеграции и друга молдавской компартии)
почему-то дом зарегистрирован на имя этого юноши http://www.youtube.com/watch?v=l1O7qww8Wr4
)
Раньше такое говорил Чаплин. Теперь понятно, что это он не от себя делал.
И хотя в этих словах, убежден, мы слышим глубокое внутреннее убеждение самого Святейшего Патриарха, все же возразим кандидату исторических наук:
1. "осуждение греха, призыв к покаянию, изменению внутреннего духовного существа, праведному образу жизни" ни с точки зрения иудаизма, ни с точки зрения законов Рима никак не были преступлением. Многие люди безнаказанно это делали. Например, философы-стоики, а также фарисеи и книжники (отчего Христос и говорит "по словам их поступайте"). Христа казнили за богохульство ("Он делает себя богом!"). То есть за то, что Он говорил о Себе, а не за то, что Он говорил о других.
2. Есть силы, которые ненавидят Церковь именно по причинам, указанным в интервью о. Серафима? Конечно. Но если их существование для вас очевидно, то тогда зачем же давать повод ищущим повода?
3. Аргумент "мы не принимаем критику, потому что на самом деле нас ругают за то, что мы служим хорошему делу" слишком универсален. Им можно оправдать любую собственную ошибку. А раз так - то не стоит к нему привыкать.
4. В истории христианство было очень много инвектив в адрес не в меру роскошной жизни высокопоставленных клириков. Часто они шли от монахов и от искренних христиан. Ну не был же Саванаролла агентом госдепа!
И Златоуст вовсе не был противником суровой церковной морали. И тем не менее он обличал - "я вижу большое различие между тогдашними пастырями и современными. Те совершенствовались в книгах и учении, а эти изощряются в нарядах и украшениях".
Враг ли Церкви св. Димитрий Ростовский? А и он сетовал - "Посмотрим на духовного сановника и спросим его: с каким намерением и желанием достиг ты своего сана? Ради славы и чести Божией или для своей чести и славы? Ради ли приобретения душ человеческих во спасение или для приобретения собственных богатств? Поистине не один бы нашелся, который достиг этого сана не для пользы людей, а для своей корысти. Не служить пришел спасению человеческих душ, а для того, чтобы ему служили подначальные".
Отчего же сегодня отрицается право на искренность у критиков нашей зажратости? Есть такое социально-нравственное понятие - "мера". Сегодня оно вновь явно утрачено многими архислужителями. И это делает пустыми их громкие бряцания кимвалами, якобы обличающими грех.
Но слова молодого и в общем вполне симпатичного аппаратчика показывают, что надеяться на то, что "подождите, время все исцелит и расставит по своим местам" не приходится. Этот стиль жизни и самоапологии воспроизводит сам себя и прививается молодым. Грех перестает даже считаться грехом. Аппарат сам себя в лучшую сторону не переродит. Он создает свое богословие, свои святцы и свои "предания старцев".
Уберегла ли Смоленская Одигитрия Смоленск и Москву в 1812 году от "антихристова нашествия" - решайте сами (см дискуссию тут http://diak-kuraev.livejournal.com/752883.html).
Но в наши дни уберечь церковную жизнь от опаснейшего для церкви недуга (за который ей нередко в ее истории потом приходилось умываться кровью) она все же не смогла.
Впрочем, 22 ноября 1991 в Смоленском Успенском соборе источила слезу Казанская икона Божией Матери (http://www.pravoslavie.by/slovar/mirotochenie-i-plach-ikon). Синод тогда своим особым журналом счел это благословением.
***
Сегодня глава администрации президента призвал не тратить бюджетные средства "на обеспечение необоснованного личного комфорта" для госслужащих. "Им нельзя барствовать и не следует принимать подарков", - отметил он, выступая на ежегодном семинаре для региональных руководителей.
Дадут ли миряне пример архиереям?
Или будет у нас как в горьком анекдоте:
Сынишка подходит к грустно сидящему отцу и спрашивает: "папа, что случилось? - Эх, сынок, опять водка подорожала! - Значит, ты теперь будешь меньше пить? - Нет, сынок, это значит, что ты теперь будешь меньше есть".
|
</> |