Кто казнил св. Татьяну? ч.4.
diak-kuraev — 25.01.2015 На сайте Татьянинской церкви при МГУ нет жития св. Татьяны.Может, это и к лучшему.
Знакомство с текстом этого жития это верный способ оттолкнуть студентов от православия.
Почитайте текст Жития и подсчитайте, сколько десятков людей авторы Жития умертвили во славу святой девы.
" Acta Martyrum, документы судебных процессов против христиан в
Римской империи в первые века после Р. Х. вплоть до воцарения
Константина Великого. В своем первоначальном виде как протоколы,
к-рые велсь на лат. языке по ходу заседаний суда специальными
протоколистами-стенографами на навощенных дощечках и должны были
храниться в архивах, эти документы не сохранились. Их тексты дошли
до наст. времени в составе различного рода агиографических
сборников, и прежде всего в составе «мученичеств» (лат. passiones,
греч. μαρτύρια); последнее полное критическое издание «всех
подлинных христианских актов с самых ранних времен до Диоклетиана»
осуществил Г. Музурилло (Оксфорд, 1972). Это издание, включающее 28
А. м.,- результат работы исследователей многих поколений, начиная с
бенедиктинца Т. Рюинара и его труда «Acta primorum martyrum sincera
et selecta» (Подлинные и избранные деяния первых мучеников; 1689) и
трудов болландистов по отбору из массы агиографических источников
«подлинных документов», по выработке строго научных критериев
отличия этих текстов от вымышленных. В наст. время большинством
ученых принята классификация агиографических текстов, облеченных в
форму актов, к-рую на основании сравнительного анализа
сохранившихся A. м. предложил болландист И. Делеэ. В ней
различается 6 типов: 1) акты, составленные на основе офиц. судебных
протоколов, к-рые вел судебный протоколист, или неофиц. записей,
к-рые вел к.-л. христианин, следивший за процессом; 2) лит.
повествования в форме актов, составленные на основе рассказов
очевидцев или самих мучеников; 3) акты, имеющие в качестве основы
письменный текст, главным источником к-рого был документ 2
вышеобозначенных категорий; 4) акты, основанные не на письменном
документе, а на общеизвестных подлинных фактах, перемешанных с
вымыслом,- т. н. исторические романы, в основе к-рых лежит какое-то
«историческое ядро»; 5) вымышленные сочинения (romans
d'imagination), не имеющие никакой реальной основы; 6) откровенные
фальсификации, цель к-рых ввести читателя в заблуждение. Самую
раннюю стадию в передаче текстов демонстрируют акты Киприана
Карфагенского, наиболее похожие на точную копию судебного
протокола, а также акты Cциллианских мучеников Филея Тмуитского.
Тем не менее даже они носят следы известной лит. обработки".
Житие же Татианы трудно отнести к иному жанру как "благочестивый
роман" (то есть как минимум 4-я категория). Скажем, житие
утверждает, что после ареста Татьяны дело дошло до ее отца-консула.
Консулы Рима известны по именам и по датам их консульства. Ульпиан
был главой римской администрации (эпархом, по житию) лишь один год.
Никто из консулов не пострадал…
Мне трудно понять кадровую политику патриархии, в результате
которой в храме при МГУ нет ни одного сваященника -выпускника МГУ.
Но все же само место их служения обязывает их провести серьезную
научную работу с текстом Жития Татьяны и не просто прятать это
житие от студентов, а хоть как-то объяснить его.
В качестве первого шага - опубликовать архивную рукопись
Бенешевич В. Н. Ульпиан и гонения на христиан при Александре Севере
// СПбФ РАН. Ф. 192. Оп. 1. Д. 61. Л. 347-848.
|
</> |