Гуманизм Антихриста

Я не люблю флешмобы. И не люблю быть в тренде.
Я не желаю играть роль стандартного винтика огромного механизма, машины, в которой миллионы одинаковых деталей. Похожих друг на друга лица общим выраженьем, и общим же делом.
А дело одно – вместе и дружно, четко и слаженно крутиться. Или замереть. По свистку. По команде. Что надо, то и делать.
А я не могу по свистку. У меня есть лицо. Честно говоря, я не в особом восторге от этого лица, но я им очень дорожу.
Другого у меня не будет.

А вот в раннем детстве своем я своим лицом не только не дорожила, но ещё и переживала, что оно у меня есть!
Потому что всегда пропадала из общих списков детей в классе, в пионерлагере, меня всегда искали, смотрели с недоумением, дескать, девочка, а ты кто? А ты откуда? Ты наша? Но тебя нет в списке, значит, ты не наша…
Я от этого ужасно страдала! Я всегда хотела быть нашей, как другие дети, которые всегда есть в списках.
А меня нет! И они наши, а я не наша!

Всё началось со школы. Меня отдали в первый класс в шесть лет по большому блату, в середине сентября, когда все списки были составлены и журналы заполнены. И мою фамилию постоянно где-то искали. И я отчаянно завидовала своим одноклассникам, которые всегда были на месте.
Я очень хотела быть как все. Очень! Но у меня не получалось. И в списках меня нет, и на лице веснушки, и взгляд суровый, не детский… ужас.
Я всем бросалась в глаза, как шляпка наглого гвоздя, не желающего вбиваться в доску. И взрослые старались, усиленно хлопали меня по шляпке, загоняя назад в стойло.
В детстве я радостно загонялась, потому что была девочкой послушной, воспитанной духе коллективизма – если все в доске, то и я в доске.
Но потом, с взрослением ума …
Что-то мне разонравилось шагать со всеми в ногу. Что-то мне вдруг понравилась и шляпка моя, и лица необщее выраженье.

Не все окружающие это одобряют. Я их понимаю. Человек, идущий строем, послушно предсказуем. Ни вправо, ни влево его не занесёт. Им легче управлять.
Шарахающийся на обочине непонятен. И что от него ждать? И как им управлять? Неизвестно.
Откровенно говоря, я раньше не задумывалась об этом. Я шла своей дорогой. Нарушала чьи-то планы. Меня заставляли идти строем. Я упиралась из всех сил. Получала за это по башке. И всё-таки выжила.
Эта борьба была жёсткой, болезненной и мне некогда было думать о ценности уникальности внутреннего мира в эпоху всеобщего обезличивания.

Но вот недавно я послушала замечательную лекцию современного украинского мыслителя и просветителя Андрея Баумейстера.
Баумейстер – доктор философских наук, специалист по античной и средневековой философии, онтологии, метафизики, философии права и философской текстологии. Автор книг по философии, переводчик философских текстов с латыни, древнегреческого, немецкого и французского на украинский язык. Преподаёт в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко, доцент кафедры философии философского факультета КНУ. Преподаёт в Киево-Могилянской академии Высшего института религиозных наук им. Святого Фомы Аквинского, профессор.
Впервые я услышала его имя, когда нашла в ютубе лекции о романе «Мастер и Маргарита». Лекции мне очень понравились, я подписалась на канал Андрея Олеговича и периодически смотрю его выпуски. Честно скажу – не всё понимаю. Но меня это не смущает.
Я недавно пришла к выводу, что даже если я мало что понимаю, всегда полезно послушать умного интересного человека, с абсолютно правильной русской речью.
Так вот, лекция «Антихрист или о новом гуманизме» мне понравилась чрезвычайно!
Во-первых, я всё в ней поняла.
А во-вторых, когда я всё поняла, я так удивилась! Как? Неужели? А ведь точно! Так и есть!
В этой лекции Баумейстер, отталкиваясь от книги Владимира Соловьева «Три разговора», рассуждает о трендах сегодняшнего дня, об установках и правилах современного человеческого общества.
О соц.сетях, о флешмобах, о готовности большинства отказаться от своей самобытности, от своей индивидуальности.
Есть над чем подумать. Есть о чём задуматься.
|
</> |