гротеск
mi3ch — 16.05.20211908 год. Макет памятника «для определения пропорций»
Наверное, ни у одного памятника в России не было такой беспокойной судьбы, как у памятника Александру III работы Паоло Трубецкого в Санкт-Петербурге. Скульптор работал над монументом с 1899 по 1906 год, ему позировал фельдъегерь Павел Пустов, грузным телосложением напоминавший царя. Многие члены императорской семьи были против установки памятника, считая его карикатурой. Лишь благодаря решению вдовствующей императрицы, работу было дозволено довести до конца. Но на открытие памятника скульптора не пригласили.
Монумент, посвящённый «Державному основателю Великого Сибирского пути», был установлен напротив Московского вокзала — в благодарность за решение о постройке Транссиба. Сейчас почти на этом месте стоит гранитный обелиск «Городу-герою Ленинграду».
Один из авторов «Сатирикона» А. Рославлев написал две эпиграммы на работу Паоло Трубецкого:
«Стоит комод, на комоде бегемот, на бегемоте обормот, на обормоте шапка, на шапке крест, кто угадает, того под арест».
«Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа»
1 мая 1917 года
После Февральской революции по решению комиссии Временного правительства памятник периодически закрывали декоративными композициями
В 1919 году на постаменте со всех четырех сторон выбито стихотворение Демьяна Бедного «Пугало»
В 1920 году над памятником установлена специальная композиция к встрече делегатов Второго конгресса Третьего Интернационала
Во время празднования 10-летия Октябрьской революции памятник используют в инсталляции, где скульптуру Александра III помещают в клетку.
После двадцати лет глумления памятник решают убрать с площади Восстания. В 1937 году начинаются странствования конной скульптуры Александра III.
Первоначально памятник убирают на склад, который находился на Лиговской улице. В течение двух лет решается судьба скульптуры, и в феврале 1939 года памятник принимает на хранение Русский музей. Как указано в акте приемки «без поводьев и с пулевыми пробоинами».
В 1939 году памятник перевозят в сад им. МОПРа (сейчас Михайловский сад). Монумент был оставлен лежать на площадке перед фасадом флигеля Росси. В дальнейшем предполагалось скульптуру на низком постаменте поставить здесь или в одном из внутренних дворов.
Планам реконструкции Михайловского сада и установки в нем скульптуры помешала Великая Отечественная война. Над лежащим на боку памятником сооружают укрытие из бревен и создают рукотворный холм из песка и земли, который засевают овсом. Во время обстрелов Ленинграда в холм попадает снаряд. Укрытие было повреждено, часть изваяния показалась над землей, но памятник не пострадал.
В 1950 году из разобранного постамента извлекли три каменных блока, которые были использованы при создании бюстов Героев Советского Союза в Парке Победы. Только в 1953 году памятник выкапывают из земли и переносят во внутренний двор Русского музея.
В 1994 году конная статуя Александра III была установлена перед входом в Мраморный дворец, ставший филиалом Русского музея.
Статую устанавливают на постамент, на котором раньше стоял броневик «Враг капитала». Ошибочно считается, что именно с этого броневика Ленин выступал на Финляндском вокзале (на самом деле броневик был собран в 1919 году).
Добавлю, что несколько лет напротив памятника императору Александру III стоял памятник с японской девочкой на тиранозавре. По словам одного из авторов проекта: «"Мы намеренно делали памятник японской девочке сходным по размерам с памятником Александру… Это такой вот диалог старого русского искусства и нового русского искусства. И, на мой взгляд, новое стопроцентно побеждает».
Позволю себе с этим не согласиться.
|
</> |