Гринвошинг: что это такое и как не дать себя обмануть
5f_media — 11.03.2020Или как маркетологи играют на нашем стремлении жить осознаннее
Как и «осознанное потребление», «cruelty free» и «веганство», «гринвошинг» — слово, которое в последнее время слышится буквально со всех сторон.
Несмотря на это, что такое гринвошинг и как с ним бороться — для многих остается вопросом.
Что такое гринвошинг
Гринвошинг — буквально «зеленое отмывание», в русском переводе также звучит как «зеленый камуфляж». Это маркетинговый прием, который позиционирует продукт или бренд более натуральным и экологичным, чем он есть на самом деле, с целью увеличения прибыли.
Еще с 1960-х годов западное экодвижение за свободу, равенство и природу побудило многие компании использовать положительный «зеленый» имидж, чтобы увеличить лояльность потребителей.
С тех пор спрос на более «зеленую» продукцию не перестает расти, а меркетологи не перестают его эксплуатировать.
Опрос Nielsen (глобальная компания-измеритель, предоставляющая данные и аналитику для изучения потребителей и рынков) 2015 года, например, показал, что 66% потребителей готовы платить больше за экологические продукты. А среди миллениалов это число и вовсе увеличивается до 72%, что побуждает компании кричать о своей натуральности и экологичности — независимо от того, насколько это соответствует действительности.
Как появился термин
Впервые термин «гринвошинг» использовал американский энвайронменталист Джей Вестервельт в своем очерке о гостиничном бизнесе в 1986 году. Гринвошингом он назвал практику, когда гостиницы агитировали своих постояльцев реже менять полотенца с целью экономии ресурсов планеты, но на самом деле целью этих бизнесов было сократить расходы на прачечную.
Весьма иронично, что термин в буквальном смысле означает «зеленое отмывание».
Примеры гринвошинга
Сегодня гринвошинг окружает нас буквально повсюду.
Иногда это очень скрытый, «подсознательный» гринвошинг (например, использование в айдентике брендов определенных цветовых сочетаний и символов — вроде зелено-желтого солнца в логотипе BP), а иногда — случаи явного обмана.
Самый, пожалуй, популярный пример гринвошинга — это использования терминов «натуральный» и «органический» на продукции, которая вовсе не является таковой. К сожалению, термин «натуральный» в России никак не регулируется, поэтому его «степень» все определяют по-своему. А вот термин «органический» не может существовать без международной сертификации, поэтому если увидите подобную маркировку — смело просите производителя показать сертификат.
Еще одна «классика» гринвошинга, это когда несмотря на, скажем, и SLS и SLES в составе, на упаковке бальзама гигантскими буквами пишут «с маслом арганы», а отдельной строчкой — «без парабенов, парафинов и красителей». И да, всех этих трех ингредиентов в составе нет, а масло арганы есть. Вроде нигде не наврали. Только вот масло арганы стоит на последнем месте (то есть его там даже меньше, чем отдушки или консерванта), но воспринимаем мы подобный бальзам сразу как более «чистый» и натуральный, каковым он не является.
Скрытый гринвошинг часто встречается в оформлении магазинов (заходишь — а там все зеленое, деревянное и повсюду фото растений и красивых женщин с минимумом косметики), логотипов и упаковки (например, средства бытовой химии с нарисованными на них цветами, фруктами и полями).
Еще один пример — названия салонов красоты, строительных компаний, интернет-провайдеров и прочих совершенно разнообразных бизнесов с приставкой «эко». Все эти компании могут НИКАК не относиться к сфере экологии, но уже из-за названия и логотипа с зеленым листом (как правило) мы воспринимаем компанию как более «хорошую».
Вопиющий эпизод гринвошинга случился не так давно, когда один косметический бренд неправомерно поставил на свою упаковку знак международного органического сертификата Ecocert.
Как выбирать действительно экологичные товары и не попадаться на гринвошинг?
Нужно включить внутреннего скептика и при каждом случае, когда продукт вам кажется натуральным, не верить глазам своим, а проверять, проверять и еще раз проверять.
При выборе продуктов питания: хотите найти органический продукт — ищите сертификацию Евролист, ICEA, USDA Organic и так далее.
Ищите просто натуральный продукт — читайте состав. Если какой-то ингредиент непонятен — обязательно прогуглите его, прежде чем положить товар в корзину.
При выборе косметики международная сертификация — беспроигрышный вариант (за исключением одного случая выше). Если есть сертификация — значит, и продукт, и все его ингредиенты, методы производства, отсутствие тестирования на животных проверили вдоль и поперек уже до вас.
Если же экосертификата на упаковке нет — без знания составов не обойтись. Достаточно выучить названия нескольких самых критичных ингредиентов.
- Quaternium -, Polyquaternium - — микропластики, которые не разлагаются в природе. Обволакивают и смягчают.
- PEG-, PPG- — повышают проницаемость кожи, могут вызывать раздражение.
- Methylparaben, ethylparaben, propylparaben, butylparaben и так далее — парабены. Выполняют роль консерванта. Были найдены в большом количестве в образцах раковой опухоли груди.
- Dimethicone, Cyclomethicone, все, что заканчивается на -siloxane, и -conol — силиконы. Это продукты нефтепереработки, они покрывают кожу и волосы пленкой и не разлагаются в природе.
- Parafin — он же «минеральное масло». Очень дешевый ингредиент, который также получают как побочный продукт переработки нефти.
Обязательно дважды проверяйте натуральность и экологичность продуктов, спрашивайте производителей и консультантов и не забывайте про внутреннего эко-скептика.
Текст: Анастасия Пилецкая, пишет про устойчивый образ жизни, натуральную косметику и саморазвитие. Ведет эко-блог и борется за справедливость.
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
Читайте также:
- Дух грибов, экзорцизм и 500 калорий в день: что не так с велнес-империей Гвинет Пэлтроу
- Как модные бренды заботятся об экологии: от коллекций без меха до биоразлагаемых курток
- Мест нет: как бизнес стал катастрофой (а потом превратился в искусство)
- Global Change Award: как фонд компании H&M спасает планету