рейтинг блогов

Говорят, футбол нынче не тот?

топ 100 блогов anna_bpguide09.07.2024 Говорят, футбол нынче не тот?

В Буде на брандмауэре дома на улице, ведущей к Дунаю, новый большой мурал. Это Ференц Пушкаш. По общему мнению, один из величайших игроков в истории футбола.

Я в этом не разбираюсь, поэтому процитирую:
По опросу МФФИИС занимает 6-е место среди лучших футболистов мира XX века, 7-е место среди лучших игроков XX века по версии журнала World Soccer, 7-е место среди лучших игроков за всю историю футбола по версии журнала Placar, 7 место среди лучших игроков XX века по версии France Football, 6-е место среди лучших игроков XX века по версии Guerin Sportivo. Входит в список 50-ти лучших игроков XX века по версии Planete Foot, в список лучших игроков в истории футбола по версии Voetbal International. Ещё при жизни был признан лучшим венгерским футболистом всех времён.

Венгерская Википедия добавляет цитату из Эстерхази:

«Пушкаш не разделял точку зрения Гейзенберга, он всегда, одновременно зная (осознавая?), знал расположение и скорость мяча (правда, футбол — это мир Евклида, где сумма углов стоек ворот всегда равна 180 градусам)». – Петер Эстерхази

”Puskás nem osztotta Heisenberg nézetét, ő mindig egyszerre tudván tudta a labda helyét is, sebességét is (igaz, a futball Euklidész világa, ahol a kapufák szögeinek összege mindig 180 fok). ” – Esterházy Péter

О, как.
Нашла ещё фрагмент этого текста 2000 года, попыталась перевести.


Говорят, футбол нынче не тот?

Мой постулат – Боже мой, как давно я ждал, чтобы был у меня постулат: полвека живу на «потерявшей надежду и память планете», и до сих пор не был близок к тому, чтобы мой постулат существовал! – следующий:
Пушкаш – последняя личность футбола, личность личностности, последняя вспышка и итог (резюме?) современности, путь к единственной метафоре. После него есть уже (только) звёзды, нет разрешения ситуации, имеются только версии, высокого уровня, совершенные вариации. То есть, чтобы быстро исправить: Беккенбауэр, Кройф: переход: чего-то уже нет и ещё нет, и в этой пустоте сияет немецкая и голландская звезда.

Другими словами: с Пушкашем заканчивается игра и начинается эра развлечений.
В скобках: ошибкой было бы видеть в Пушкаше или в футболе слишком широкую метафору. Тот, кто играет, истинный болельщик, знаем, футбол принадлежит победителю. Чуждо духу игры сказать, например, так, мол, лучше будем играть хорошо, красиво и проиграем, чем плохо играя победим. Нет. Нужно выиграть. А если выигрывать, то всегда играя не плохо. Есть в футболе некоторая красивая, холодная прагматичность. В искусстве Гёте редок, оно скорее про неудачников, про провалы, чем про осуществление, скорее про желания, чем про их реализацию. И по-моему, в так называемой жизни не нужно постоянно выигрывать. Но в футболе нужно. Кто не хочет в ней выигрывать, тот не уважает игру. Жизнь же непобедима.


Пушкаш же тот, с кем что-то исчезает из мира, становится другим, изменяется, оно уже не то, что было прежде, и не будет таким никогда. И этот век не есть ли век потери невинности? Век отбрасывания ограничений и признания на наш взгляд необходимости ограничений? Просто говорю (знаю, знаю: я только «говорю») о желающих покорять природу, по крайней мере, намеревающихся узнать всё в естественных науках, о принципиальных ограничениях математики Гёделя, о тотальной войне и об отношении неопределённости Гейзенберга, об Освенциме, о дыре в истории, являющейся необходимой частью истории, и о скорости света, которой, как выяснилось, как мы выяснили, мы узнали, мы никогда не сможем достичь.

И только потом обнаружила профессиональный перевод Вячеслава Середы!
Вот он:

Мой тезис – Бог мой, как давно я об этом мечтаю, полвека прожил на сей грешной земле, но ещё никогда и близко не был к тому, чтобы иметь свой тезис! – заключается в следующем: Ференц Пушкаш – последняя личность в футболе, достоверная личность, последний всплеск и итог модерна, путь к единой метафоре. После него пошли уже только звёзды, экзистенциальная ситуация уже не имела решения, возможны были лишь варианты реакции, более или менее профессиональные и завершённые. Сразу должен поправиться: Беккенбауэр, Круифф – это переход: между тем, чего уже нет и чего ещё нет, в этом вакууме и сияли светила баварца и нидерландца.
Иными словами, с Пушкашем заканчивается эпоха игры и начинается век развлечения.
Как бы в скобках замечу: было бы ошибкой усматривать в Пушкаше или в футболе слишком широкую метафору. Кто играет в футбол или является настоящим болельщиком, тот знает: футбол – игра победителей. С духом игры несовместимо, например, высказывание: лучше сыграть хорошо, красиво и проиграть, чем выиграть при плохой игре. Нет. Тут надо выигрывать. К тоже же всегда побеждать при плохой игре всё равно не удастся. Есть в футболе красивый сухой практицизм. В искусстве победители вроде Гёте редкость, оно скорее принадлежит проигрывающим, является больше сферой нехватки, томления, чем наличия и осуществления. Мне кажется, что и в так называемой жизни не нужно всегда выигрывать. Зато на футбольном поле – нужно. А жизнь выиграть невозможно.
Итак, Пушкаш тот человек, вместе с которым из мира что-то уходит, он меняется, он уже не такой, как прежде, и не будет таким никогда. В самом деле, не является ли наш век веком утраты невинности? Веком отбрасывания всех барьеров и осознания неизбежности их наличия? Я говорю (знаю, знаю, всего только «говорю») одновременно о естествознании, намерившемся покорить или, уж на худой конец, до конца изучить природу, и Гёделе, указавшем на принципиальную ограниченность математики, о тотальной войне и принципе неопределённости Гейзенберга, об Освенциме и дыре в истории, являющейся её неотъемлемой частью, а также о скорости света, которой, как нам стало ясно, мы никогда не достигнем.
Бедный Пушкаш.
Петер Эстерхази. Записки синего чулка и другие тексты. Составление, послесловие и перевод с венгерского Вячеслава Середы. М., Новое литературное обозрение, 2001

Tézisem – Istenem, milyen régóta várok erre, hogy tézisem legyen: egy fél évszázada élek e „reményét és emlékezetét vesztett bolygón”, s eddig még a közelében sem voltam, hogy tézisem legyen! – a következő:
Puskás a futball utolsó személyisége, személyes személyisége, a modernitás utolsó villanása és összefoglalása, az út az egyetlen metafora felé. Őt követően már (csak) sztárok vannak, a léthelyzetnek nem megoldása van, hanem válaszverziók vannak, magas szintű, perfekt változatok. Illetve, hogy gyorsan korrigáljak: Beckenbauer, Cruyff: az átmenet: valami már nincs és még nincs, és ebben az ürességben világol a bajor és németalföldi csillag.
Másképp fogalmazva: Puskással szűnik meg a játék, s kezdődik a szórakoztatás korszaka.

Mintegy zárójelben: hiba volna Puskásban vagy a futballban túl széles metaforát látni. Aki focizott vagy aki valódi drukker, az tudja, a futball a győzteseké. Idegen a játék szellemétől például azt mondani, hogy inkább játsszunk jól, szépen, és veszítsünk, mint rossz játékkal nyerjünk. Nem. Nyerni kell. És ha nyerünk, azt úgyse lehet mindig rossz játékkal. Van a futballban valami szép, hideg gyakorlatiasság. A művészetben ritka a Goethe, az inkább a veszteseké, inkább a hiányé, mint a vané, inkább a vágyé, mint a beteljesülésé. És szerintem az ún. életben sem kell állandóan nyerni. De a futballpályán igen. Aki ott nem akar nyerni, az nem tiszteli a játékot. Az élet pedig megnyerhetetlen.
Puskás tehát az, akivel eltűnik valami a világból, más lesz, megváltozik, már nem olyan, mint előtte volt, és soha nem is lesz olyan. És ez a század vajon nem az ártatlanság elvesztésének százada? Minden korlát elvetésének és a korlátok szükségszerű létének a belátásának a százada? Egyszerre beszélek (tudom, tudom: csupán „beszélek”) a természetet legyőzni akaró, de legalábbis mindenestül
megismerni szándékozó természettudományokról, a matematika elvi korlátaira rámutató Gödelről, a totális háborúról és Heisenberg bizonytalansági relációjáról, Auschwitzról, a lyukról a történelemben, mely a történelem szükségképpeni része, és a fénysebességről, melyről kiderült, kiderítettük, nem érhetjük el soha.

Szegény Puskás.
Esterházy Péter: Utazás a tizenhatos mélyére (részlet) - Könyves magazin (konyvesmagazin.hu)

Ну, главную мысль я, кажется, поняла правильно.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сначала я хотел целиком репостнуть запись 10-летней давности из одного постороннего жж. Но потом решил этого не делать, хотя многое, там написанное, моему настроению созвучно. А, вот, фотку оттуда воспроизведу: Так выглядели учредительницы этого праздника в 1910 году. И другую пикчу ...
      Как хотел на Новый год ей закусить но увы она доспевает по своим правилам. Писал о ее созревании недавно . Но теперь это будет отличный закусон к Рождественским праздникам, а что делать, закусим на Рождество!!! ...
Имена вымышленные. Совпадения возможны от частичного до самого полного. Наслаждайтесь… Поговаривают, что в нашем обычном районе завёлся необычный маньяк. Он ещё не стар, но он в свою обычную и серую повседневность позволил заглянуть настоящему чувству…. И вот история такая. В понедельник ...
На 26 августа запланировал лекцию про пространственные построения в живописи (глобально), где за полтора часа постараюсь изложить результаты своих двадцатипятилетних штудий. Видео планируется, но появится не скоро. Потом, может быть, разобью материал ещё на несколько лекций. Помпеи, ...
Листая старую тетрадь расстрелянного генерала, я часто задумываюсь о России и о судьбах. Сколько было надежд после падения режима. Казалось бы Империя Зла сокрушена, начались эффективные экономические реформы чикагских мальчиков. Ваучер, спирт Ройал, водка Распутин, Юпи, МММ, Русский дом ...