
Фото: EPA-EFE
Фото: EPA-EFE
Граждане России в Новой Зеландии написали открытое письмо заведующему консульским отделом российского посольства в стране Александру Попову с просьбой в самые кратчайшие сроки доставить из России загранпаспорта, необходимые для жизни за границей (есть в распоряжении «Новой газеты»). Как сказано в письме, сейчас уже около 800 граждан РФ, проживающих на территории Новой Зеландии, ожидают получения своих документов, при этом у большинства из них истекли действующие загранпаспорта.
Срок ожидания нового паспорта у большинства заявителей превышает
установленное регламентом и законом время, у некоторых он
составляет уже более 18 месяцев с момента подачи заявки, пишут
граждане РФ. По словам подписантов письма, на все запросы о
разъяснении сроков и причин задержки работники консульского отдела
отвечают так: «Ваш паспорт изготовлен, но не может быть доставлен
из Москвы в посольство РФ в Новой Зеландии из-за ограничений для
дипломатических курьеров в связи с COVID-19». При этом в сообщении
не указывается никаких возможных сроков доставки.
В МИД РФ «Новой газете» подтвердили, что 700 паспортов для
россиян готовы к отправке в Новую Зеландию. Министерство и
посольство уверили, что работают над решением проблемы, однако не
назвали сроков отправки загранпаспортов и не указали конкретных мер
по урегулированию ситуации (ответ МИД целиком — в конце
материала).
С такой проблемой, в частности, столкнулась 33-летняя Екатерина Влызько. Она переехала в Новую Зеландию из Москвы чуть больше двух лет назад — учиться в магистратуре в университете Уэйкато в Гамильтоне. Как раз во время учебы и началась пандемия COVID-19, в результате которой, как говорит девушка, Новая Зеландия стала «полузакрытой страной»: «Новая Зеландия закрыла границы для всех, кроме граждан и резидентов, — объясняет она. — Любой приезжающий должен две недели отсидеть в карантине — так контролируют, чтобы вирус не попал в страну».
Екатерина Влызько. Фото из личного архива
Сейчас Екатерина нашла здесь работу и возвращаться в Россию пока не
планирует. Однако возникла проблема — действие 10-летнего
загранпаспорта девушки истекает 2 августа. По факту она уже не
может им пользоваться, так как для любых виз и поездок обычно
необходимо, чтобы оставалось как минимум три месяца до истечения
срока действия. Зная о том, что могут возникнуть такие сложности,
девушка подала документы на новый 10-летний загранпаспорт более
года назад — 11 июня 2020 года:
«Я поехала в город Вэллингтон — там находится российское
посольство и консульство — и подала документы на новый 10-летний
загранпаспорт. Мне сказали, что оформление идет обычно три месяца»,
— говорит Екатерина.
По ее словам,
основная проблема заключается в том, что посольство РФ в Новой Зеландии имеет протоколы, по которым паспорта нельзя отправлять обычной почтой.
«Это обязательно должна быть дипломатическая почта, то есть человек
с чемоданом, который перевозит паспорта», — объясняет девушка.
Причем, как выяснила Екатерина, в других странах проблем с
доставкой документов для их граждан нет. «У меня есть знакомые
англичане, китайцы, вьетнамцы, которые получают паспорта у своего
МИДа за месяц-два, несмотря на сложность въезда в Новую Зеландию».
Также, по словам девушки, она не слышала о том, чтобы граждане РФ,
находящиеся в других странах, сталкивались с такими же сложностями
с получением документов.
«Я даже искала разные австралийские группы — Австралия тоже
закрыта на въезд для всех, кроме граждан и резидентов. В постах,
где обсуждаются загранпаспорта, я не встретила упоминаний о том,
что не работает диппочта. Вроде там такой проблемы нет», — говорит
она.
Протоколы у всех посольств российского МИДа одинаковые,
однако те, кто проживает в Новой Зеландии, оказались в сложной
ситуации из-за ограниченного въезда в страну и из-за того, что там
относительно мало россиян, предположила девушка.
Паспорт Екатерины до сих пор находится в Москве. Пытаясь
выяснить, почему МИД не отправляет диппочтой паспорта из России в
Новую Зеландию, девушка писала обращения и в консульство, и в МИД:
«В чем причина — не объясняют. Говорят, что нарушено авиасообщение,
хотя это не так. Насколько я знаю, дипломатам можно въезжать в
страну, несмотря на то, что Новая Зеландия закрыта. Возможно, они
не хотят, чтобы тот человек из диппочты сидел две недели в
карантине».
В МИД Екатерина обращалась два раза — в апреле и в мае. В
ответ на второе обращение ей прислали письмо, где был даже указан
номер ее уже готового загранпаспорта. «Паспорт готов, но в связи с
пандемией его прислать не могут. А в чем именно проблема — не
говорят. Люди у нас уже предлагают: давайте скинемся им на DHL
(на
услуги международной компании экспресс-доставки грузов и
документов. —
Ред.), может, у них проблемы с финансами и
фиксированный бюджет», — сообщает девушка.
Ответы из МИДа на апрельское и майское обращение Екатерины Влызько о состоянии загранпаспорта
Она также рассказала, что обсуждала возможность, чтобы в МИДе
выдали ее паспорт родственникам, которые затем отправят через DHL
документы в Новую Зеландию. «Но у МИДа такие правила: так как
паспорт был заказан в посольстве в Новой Зеландии, они могут
отправить его только в Новую Зеландию. Они не могут отправить его
моим родителям», — объясняет Екатерина.
По ее словам, среди сотен человек, которые ожидают своих
загранпаспортов, есть те, у кого на руках уже около полугода только
недействующий паспорт. Такие граждане РФ не могут, например, подать
документы на новую визу. Есть те, кто не может оформить в школу
детей.
«Я не могу купить что-то существенное, например, машину. Я не могу поехать ни в какую другую страну, кроме России. И в Россию я могу поехать только в одну сторону.
Также, если я буду устраиваться на другую работу, у меня тоже попросят паспорт», — говорит она.
«Я не должна объяснять, зачем мне нужен паспорт, это мой основной документ за границей, я имею на него право как гражданин», — подчеркивает девушка. Она считает, что для решения проблемы МИД должен изменить свои протоколы.
С похожей проблемой столкнулась 49-летняя гражданка РФ Ася Филипченко — она по личным причинам переехала в Новую Зеландию 8 лет назад вместе с дочкой, которой в то время было 14 лет. Сейчас ее дочка уже живет в Канаде, а сама Ася осталась в Новой Зеландии и столкнулась с проблемой получения российских документов впервые.
Ася Филипченко. Фото из личного архива
По ее словам, срок действия ее предыдущего загранпаспорта истек 8
месяцев назад. «Я не могу никуда ни выехать, ни въехать. В
посольстве мне говорят, что могут выдать справку на возвращение, но
я пока возвращаться в Россию не собираюсь. Я же свободный человек —
я хочу делать то, что я хочу, а не то, что мне говорят. Для этого
мне нужен паспорт», — говорит женщина.
Ася подала документы на новый паспорт уже более года назад —
13 июля 2020 года. Ей тогда сообщили, что документы будут делаться
полгода. Женщина согласилась. После 19 ноября, когда истек срок
действия ее загранпаспорта, Ася стала звонить в посольство и
спрашивать про сроки, однако там, по ее словам, не смогли ничего
ответить, ссылаясь на ситуацию с COVID-19.
«В то же время, насколько я знаю, в Австралии все работало и
люди получали паспорта. Кроме того, граждане других стран —
китайцы, индонезийцы, индусы — они все получают паспорта, несмотря
на трудности с въездом в Новую Зеландию. У меня подруга из Латвии —
ей правительство высылает документы по DHL, английские паспорта
высылают так же», — сообщила она.
«Я, конечно, понимаю, что Россия — специфическое государство
со специфическими правилами, но я не понимаю, почему в чрезвычайной
ситуации они не могут поменять свои правила, чтобы поддержать своих
граждан за границей. Мы — все 800 человек — чувствуем себя
брошенными. Есть люди, у которых есть новозеландский паспорт, но у
меня его нет.
Мое государство меня поставило в положение нелегала», — говорит Ася.
Она добавила, что из-за ситуации с документами она столкнулась с
проблемами на работе, так как работодатель требует у нее
загранпаспорт. «Я не могу ничего сделать. Я хочу получить свой
документ, а там уже не важно — представить его работодателю,
путешествовать, поехать к детям, подать на визу, подать документы
для того, чтобы выйти замуж.
Я очень волнуюсь, потому что у меня дети за границей. Не
знаешь, как жизнь повернется. Мне нужно получить доступ к билетам,
самолетам, чтобы выехать из страны, если моим детям нужна будет
помощь», — говорит Ася.
ОТВЕТ МИД РФ НА ЗАПРОС «НОВОЙ»
Введенные большинством государств мира меры в целях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции весьма негативно сказались на работе российских консульских загранучреждений, в т.ч. в части предоставления государственных услуг по оформлению и выдаче заграничных паспортов.
В настоящее время около 700 персонализированных бланков паспортов нового поколения ожидают отправки в посольство России в Новой Зеландии для выдачи владельцам. Следует отметить, что в целях защиты персональных данных гражданина, а также во избежание подмены личности владельца паспорта их доставка возможна только посредством дипломатической почты, сопровождаемой дипломатическими курьерами. В то же время принятые властями этой страны ограничительные меры и приостановка регулярного международного пассажирского авиасообщения создали серьезные затруднения с ее отправкой.
В сложившейся непростой ситуации МИД России совместно с российским посольством в Веллингтоне предпринимают необходимые меры для скорейшего решения возникшей проблемы. Рассчитываем, что ее удастся урегулировать в ближайшее время.
Кроме того, посольство готово оказывать содействие гражданам, своевременно не получившим паспорт, в контактах с местными властями с тем, чтобы исключить негативные последствия отсутствия действительного паспорта для них.