История массового поражения

топ 100 блогов novayagazeta21.07.2021 России нужна своя Критическая теория.

История массового поражения
Во время Всероссийской патриотической акции «Служить России суждено тебе и мне!». Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС

Непредсказуемое прошлое России получило новые указы: во-первых, текст о (не)единстве с Украиной; во-вторых, новый школьный ФГОС, в котором наконец-то установлена необходимость традиционно-патриотического, духовно-нравственного, эстетического, экологического, цифрового, физического, личностного, ценностного, научно-познавательного, гражданственно-идентичного, устремленно-в-будущее, трудового воспитания.

Можно, конечно, вспомнить, что странность российских законов искупается необязательностью их исполнения, — но закон здесь направлен не на создание нового, а оформление существующего.

И если хэштег #япатриот, «Юнармия» и храмы цвета хаки — настоящее, то политруки в школах, как в Беларуси, — скорое будущее.

Но пока у нас военных обязывают копаться в каких-то нюансах XVII века, в США кипит свой историческо-образовательный скандал. Республиканцы обнаружили, что в ряде школ обсуждают так называемую «критическую расовую теорию», по определению экс-президента Трампа — «марксистскую антиамериканскую пропаганду».

У российских госСМИ, как обычно, где не хватит материала на критику Киева, всегда найдётся «злорадство» в адрес Вашингтона. В этой «теории» великие американисты видят очередной «закат Запада», твердя «не дай бог, у нас будет так же» / «слава богу, у нас такое невозможно». Но, во-первых, это от проекции российских практик наружу (индоктринация — родимое пятно наших, а не американских образовательных институтов), и во-вторых — от непонимания. Контекстуально близкие, но принципиально разные идеи, концепции, практики — критическая (расовая) теория, «новая этика», движения woke и SJW, metoo и снос памятников, квоты и т.д. — все смешалось в их сознании.

На самом деле критическая (расовая) теория — вполне простая и позитивная идея. На уровне школы ее смысл в следующем: историю пишут победители. Но правители, военачальники, генералы проигравших — тоже победители: на примере Второй мировой видно, как нацисты-военные в большинстве своем неплохо устроились после войны, писали мемуары, дополняли картину «своим опытом». Настоящие проигравшие — те, кто воспоминаний вообще оставить не мог. Обезличенные армии рядовых; огромные массы мирных жителей, которые для военных были частью рельефа; те, кто вообще не умел писать; те, кто погиб, так и не получив шанса передать свой опыт.

У правителей враждующих стран друг с другом больше общего, чем с рядовыми и гражданскими. Если в изучении истории опираться только на «элиты», то мы снова и снова будем подвержены систематической ошибке выжившего. Такой взгляд порождает иллюзию, что жили на свете только «цари» и иногда некие «народы», а среднестатистический «простой» человек — не более, чем объект. Он даже не вторичен по отношению к военно-политическим сдвигам, его просто нет. Он ни на что не повлиял, помнить о нем незачем.

Это история, написанная правом сильного.

Критическая теория предлагает эту ошибку исправить. Она обращается к тем, кого ранее игнорировали. В Штатах скандал вызвала именно «расовая» оптика: изучение институциональных, (не)формальных элементов расизма. Но подход адаптивен: он может предложить взгляд и для гендерного, и для социального анализа, и даже для международных отношений (отвечают ли «национальные интересы» интересам граждан?). Это научная идея, и хотя она вроде как поддержана «левыми», по сути, такой анализ аполитичен, он не «помогает» какой-то из партий, а устанавливает истину — дополняет наши знания о мире и об обществе.

Профессор Чикагского университета Константин Сонин точно сформулировал, что это как сноски к книге, но абсурдно читать вместо книги сноски, даже если они «очень хорошие». С другой стороны, есть книги, где появление сносок радикально меняет восприятие сюжета. В этой связи неплохо было бы в российских школах изучать идеи нашей собственной, актуальной именно для России критической теории.

Вариантов может быть много, и я приведу лишь самый очевидный. Крепостное право было рабовладением — и его отмена (1861) даже символически совпадает с отменой рабства в США (1862). Для «воспитания» настоящей гражданственности в школьниках хорошо бы не зазубривать набор военно-политических дат, которые забудутся на следующее утро, и не обсуждать чехарду царей-императоров-императриц, людей за редким исключением случайных, неумных и психопатичных.

Наша настоящая история должна, наверное, начинаться с рассказа о том, какую катастрофически бесправную, несправедливую, страшную жизнь — вплоть до совсем недавних лет — вели наши предки.

И о том, как со сменой поколений, госстроев, идеологий — для подавляющего большинства людей в России не менялось вообще ничего. И если, как указывает все тот же ФГОС, «защита жизни, прав и свобод человека» — часть духовно-нравственных ценностей, то, может, военным вместо Украины лучше изучить историю гуманизма и правозащиты?

Кирилл Фокин

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Меня часто спрашивают про обработку фотографий или в чем я делаю те или иные "вещи". Я решил сделать один большой пост с разными "behind the scenes" картинками и небольшим рассказом, как и что я делал. Кстати, по тэгу photoshop можно найти еще другие посты. ...
Френд, стой! Не иди мимо! Дело на сто миллионов. Жажду советов. Особенно от тех, у кого читающие мамы. Хочу своей подарить букридер на день рождения. И закачать сразу туда некоторое количество книг. Спросила, какие она хочет, мама растерялась. В ...
Сборка ротативного авиадвигателя времен Первой мировой войны Clerget ("Клерже") 9В. В 1915-18 годах такие или аналогичные движки с неподвижным коленвалом и крутящимися вокруг него цилиндрами стояли на большинстве английских, французских и русских истребетелей. Обожаю такие ...
Москву засыпало снегом, нас тоже. Под окном бегает лиса: ярко рыжее на белом - очень красиво. Ловлю себя на мысли, что смотрю на эту лису из окна седьмого этажа. Сюр. Но это Россия. Что вы хотите. Лису показать не могу, пока ходила за телефоном, она ушла. Что поделать - у лисы свои ...
В горы ехать не пришлось. Оказалось достаточно выйти во двор. "Повезло" жителям третьего этажа после того, как с крыши сбили сосульки. Хлынула вода, скопившаяся на крыше. И это даже хорошо, потому что иначе ...