Фото: East News
Смерть «Жемчужины»
novayagazeta — 19.07.2021 Экипаж сгоревшего контейнеровоза во главе с русским капитаном держат на Шри-Ланке как залог выплат судовладельца. В регионе — экологическая катастрофа.Пожар на контейнеровозе X-Press Pearl. Фото: East News
Второй месяц в Высоком суде Коломбо (Шри-Ланка) допрашивают экипаж сгоревшего контейнеровоза X-press Pearl. Сейчас эти люди — гарантия, что судовладелец заплатит за ущерб, причиненный местной флоре и фауне, а именно — 40 миллионов долларов (или больше — судя по публикациям в местной прессе, аппетиты растут во время еды).
Об этой истории пишут много, но вопросов не становится меньше. Почему именно такая сумма, кто и как ее считал? Почему в портах по ходу следования судна на запросы о помощи никто не откликнулся? Почему, пока судно стояло в порту, пожар больше пяти дней тушил экипаж? Почему электронные письма и радиопереговоры стерты, а «черный ящик» VDR никто не может расшифровать?
«Новая» разбиралась в ситуации.
Морякам запрещено давать интервью, пока идут следственные действия, и мы побеседовали с ними на условиях анонимности, а также изучили судовые документы, фото, видео и статьи в ланкийской прессе.
СПРАВКА
Судно X-Press Pearl построено в Китае в феврале 2021 года. Длина/ширина — 186/34 м. Дедвейт — 37тыс. т. Водоизмещение — 48848 т. Вместимость —2,7 тыс. TEU. Четвертый рейс для контейнеровоза с романтическим именем «Жемчужина» стал последним.
В мае X-Press Pearl следовал по расписанию из Индии в Сингапур через Шри-Ланку. На борту находилось в общей сложности 1486 контейнеров, среди них — с косметикой и химикатами, в том числе 25 т азотной кислоты (81 контейнер). Кроме того, 297 т мазута и 51 т дизельного топлива.
Судовладелец — сингапурская компания X-Press Feeders — один из крупнейших перевозчиков в Азии. Флот под управлением этой компании насчитывает 110 судов, обслуживающих хабы в Азии, Африке, Карибском бассейне, Латинской Америке, Европе, Средиземноморье и на Ближнем Востоке.
Из списка судов, находящихся в собственности и управлении компании, X-Press Pearl уже удален.
Ущерб
Масштабы бедствия до сих пор не оценены до конца — и официальными
организациями Шри-Ланки, и специалистами Клуба взаимного
страхования («P&I клуба»). Клуб мобилизовал для очистки
акватории и побережья Международную федерацию владельцев танкеров
по борьбе с загрязнением, британскую Oil Spill Response Limited
(OSRL, это организация по ликвидации последствий нефтяных и
химических реагентов), Resolve Marine (она проводит съемку
гидролокатором бокового обзора, чтобы обнаружить на дне контейнеры
и определить груз, находящийся в них).
Экологи называют ущерб от затопления X-Press Pearl
экологической катастрофой. По официальным данным, на Шри-Ланке
возможны умеренные кислотные дожди из-за выбросов диоксида азота во
время бедствия. Местные СМИ пишут, что на берег выбрасывает
мертвых черепах и рыб. Прибрежная рыбалка
от Калутара до Негомбо запрещена, рыбакам обещаны компенсации от
правительства.
Катастрофа
10 мая в порту Хамад (Катар) обнаружилась утечка азотной кислоты в
одном из 20-тонных контейнеров. Порты захода Хамад и Хазира (Индия)
не дали капитану и судовладельцу согласия на выгрузку и переукладку
судна, и оно, проследовав далее по расписанию, прибыло в Коломбо и
встало на якорь в ожидании швартовки.
20 мая на X-Press Pearl начался пожар. Азотная кислота
смешалась с другими химикатами и воспламенилась. Тушил огонь экипаж
с периодическими подходами местных буксиров, которые капитан,
житель Владивостока Виталий Тюткало, беспрерывно выпрашивал у
местного портового контроля. Более пяти дней пожар сдерживали в
одном трюме, порт оказался просто не способен оказать надлежащую
помощь (не было даже систем углекислотного, пенного или порошкового
тушения). В конце концов экипаж покинул судно, после того как пожар
и взрывы дошли до надстройки и машинного отделения.
Контейнеровоз сгорел и затонул.
Рамадан и коррозия
Рапорт капитана на английском языке, пересказ событий по-русски, скриншоты переписок по WhatsApp и электронной почте, фото, видео, иные документы о развитии ситуации имеются в распоряжении «Новой».
10 мая в порту Джебель-Али (ОАЭ) на борт был погружен злополучный контейнер весом 28,7 т. В тот же день судно отправилось в порт Хамад (Катар), где пришвартовалась 11 мая. Рано утром экипаж обнаружил утечку — примерно 1 литр в час. Об аварийном контейнере капитан сразу же сообщил всем, кому положено: судовладельцу, планерам, агентам, властям портов. Приложил фото. Потребовал снять опасный груз с борта. Но катарцы категорически отказались, и на судне произвели только запланированные грузовые операции.
«В 22.00 получено письмо, что порт ничего не сможет организовать по
причине Рамадана. Дано указание следовать дальше и искать помощи в
следующем порту», — рассказывают моряки.
В 23.00 X-Press Pearl отправился в порт Хазира
(Индия).
По пути к утечке добавился и дым — желтый, с сильным
химическим запахом, усиливающийся во время дождя. И вновь — десятки
электронных писем и капитан, и судовладельцы пересылают по десяткам
адресов официальных лиц, обязанных оказать помощь в такого рода
ситуациях.
Агент порта Хазира заверил капитана, что их грузчики все
сделают: выгрузят и проверят контейнер на причале. Но 15 мая,
причалив, судно вновь получает отказ. На этот раз под предлогом
того, что вытекающий груз сильно коррозийный и повредит причал.
Капитану дано указание следовать дальше и сообщать о
происходящем.
Из Хазиры в Коломбо (Шри-Ланка) судно идет в штормовых
условиях. Утечка и дым периодически прекращаются, но местному
агенту с «Жемчужины» продолжают напоминать, что необходимо будет
проверить аварийный контейнер. 19 мая около полуночи X-Press Pearl
бросает якорь в Коломбо. До самого прихода подтверждения от агента
так и не были получены.
Фото: East News
Спасение погибающих — дело рук самих погибающих
В 2 часа ночи 20 мая срабатывает дымовая сигнализация. Вентиляция трюмов по всему судну закрывается.
Около 12 дня стармех сообщает на мостик, что видит в трюме пожар в
нескольких контейнерах. Объявлена общесудовая тревога, собирается
весь экипаж, 25 человек — русские капитан и старший механик, 14
китайцев, работающих на судне с самой постройки, 4 филиппинца (на
борту с апреля), 5 индийцев (прибыли в порту Хазира). Возгорание
тушат углекислотной системой, единственной предусмотренной для
тушения огня в трюмах.
Через полчаса загорается резина, ее тушат водой, температура
под палубой — около 50 °C. Моряки просят помощи от порта, ее нет, а
пожар усиливается, температура повышается, валит черный
дым.
В 16.30 на борт терпящего бедствие контейнеровоза (который,
напомним, все еще тушит только экипаж) поднимаются трое пожарных и
морской офицер — для оценки ситуации. В 18.30 береговые проверяющие
уходят. Обещают все обсудить с капитаном порта. Судно продолжает
гореть, просит срочной помощи и все еще тушит огонь только своими
силами. К 21.00 пожар в трюме локализован.
Но в 23.00 загорается тот самый злополучный контейнер на
палубе трюма № 2.
Лишь 21 мая в 1.20 ночи к судну подходит первый пожарный
катер Megha и начинает даже не тушение, а охлаждение корпуса
контейнеровоза забортной водой из шланга небольшой мощности. Экипаж
тушит из своих трех шлангов, к тому же заполняются водой балластные
танки.
В 6 утра подходят буксиры Hercules и Maha Wewa. X-Press Pearl
поливают сверху морской водой, орошают.
А капитан шлет в порт депеши о том, что такой груз тушить необходимо только углекислотой, пеной или химическим порошком. Ответ поражает: ничего подобного на буксирах нет, а швартовать к причалу такой опасный пароход они тоже не будут, пока пожар не возьмут под контроль.
В 13.55 с вертолета ВВС Шри-Ланки скидывают пакеты с порошком для
тушения — штук 10, по килограмму каждый.
«Экипаж по радиосвязи обратился за помощью, в результате чего
Военно-морские силы Шри-Ланки направили к горящему контейнеровозу
несколько своих судов для тушения огня», — сообщил портал Seanews
со ссылкой на Splash.
Ланкийские СМИ сообщают, что пожар на судне локализован (хотя
и не потушен полностью).
В разговоре с «Новой» члены экипажа эмоционально называют это
полным враньем и подчеркивают, что справлялись своими силами, ну и
буксиры помогали чем могли. То же самое пишут судовладельцы.
Активное присутствие военных не подтверждается фотографиями или
видео.
Еще через пару часов после того, как военные Шри-Ланки
приложили «неимоверные усилия» для спасения судна, горящий X-Press
Pearl фотографируют страховщики из P&I Club (Клуб взаимного
страхования судов). В 20.15 из трюма № 2 по правому борту слышен
взрыв. На следующий день — еще несколько.
Буксиры Hercules и Maha Wewa по очереди или вместе работают
до 8 утра 22 мая. С горящего судна у портконтроля просят, чтобы
буксиров всегда было минимум два.
В 5 утра на борт Posh Teal (буксира, управляемого русским
капитаном; он до сих пор дежурит на месте) прибывает команда из 12
спасателей из Голландии (компания SMIT Salvage — одна из лучших в
мире по оказанию таких услуг; судовладелец заказал четыре
спецсудна, оказавшихся неподалеку).
Днем спасатели поднимаются на борт горящего
контейнеровоза.
Контейнеровоз, уничтоженный пожаром, идет ко дну. Фото: East News
Порвать швартовы!
24 мая рвутся швартовы с Posh Teal, который пытался тянуть судно, поворачивая и удерживая поперек ветра, чтобы избежать распространения огня. Происходит новый сильный взрыв. X-Press Pearl трясется и вибрирует.
К вечеру рвется трос буксира Astro Capella. В воду падают с палубы четыре 40-футовых контейнера, об этом снова сообщают в порт.
Во вторник, 25 мая, продолжается борьба с огнем, но продолжаются и взрывы. Ударной волной вбивает все водонепроницаемые пожарные двери в трюмах. Объявляется общесудовая тревога, звучит приказ «Покинуть судно!».
Шлюпку на воду спустить невозможно из-за сильного дыма на палубе. Поэтому на подошедший по просьбе капитана буксир «Геркулес» экипаж и спасатели спускаются по канатам. Всех размещают по отелям, которые нельзя покидать в течение месяца (на Шри-Ланке коронавирусный локдаун). У входа в отели выставлена вооруженная охрана.
«Весь мир знает, что это шантаж!»
Сертификаты экипажа и судна, журналы, судовую кассу (14 тыс. долларов), печать судна капитан 28 мая передал главному местному агенту Арджуне Хеттиараччи. А уже на следующий день началось расследование Морского министерства, сперва лишь с устных опросов, без подписей. Потом последовали протоколы, допросы, работа со следователями, адвокатами (их предоставил судовладелец). А 7 июня начались суды.
Через неделю на втором слушании у капитана отобрали паспорт. Хотя официальных обвинений ему не предъявлено.
Все 25 членов экипажа еще 21 июня отдали документы на визы. Их
обещали оформить в течение пяти дней, однако паспорта и «мореходки»
не вернули до сих пор (выезд из страны на днях разрешили 14 членам
экипажа, по остальным — непонятно).
Непосредственно на заседания Верховного суда возят только
капитана и четырех судовых агентов (их обвиняют в попытке удалить
электронные письма).
Один из моряков, оставшийся в отеле, рассказывает:
«Нас тут держат как залог...»
«Я считаю, что нас тут держат как залог. А чего им от нас-то лично хотеть? Мы свое честно отработали, тушили как могли и даже больше. А вот судовладелец, по их мнению, должен платить, пока нас не отпустят…
Вон в Нигерии тоже воруют иностранных моряков и выкуп просят. Но тут якобы еще и причина есть. Весь мир знает, что это шантаж! Но пока мы здесь, все молчат.
Надо понимать, что Шри-Ланка — страна третьего мира, уж простите меня за такие слова. Здесь то гражданская война на 26 лет, то попытки переворота…
Так что те, кто стоит у власти, понимают только деньги и боятся только силу. Мы СМИ читаем и видим, что аппетиты растут. Вон 10 июля местная Daily News пишет уже, что правительство даже получило 40 миллионов долларов, но этого недостаточно — это, говорит местный министр юстиции Аль Сабри, лишь промежуточная компенсация. Однако сами подсчитать ущерб они не могут: просят помощи у США, Австралии и Сингапура. Но опять же — это местная газета пишет; может, и врет…»
Версия судовладельца
27 мая тушение пожара на борту продолжалось с использованием
буксиров. ВМС Шри-Ланки и индийская береговая охрана оставались на
месте. Были приняты все меры для спасения судна и груза, для защиты
морской среды, и похоже, что площадь пожара несколько уменьшилась,
говорится в материалах, предоставленных судовладельцем.
2 июня на борт судна поднялись спасатели, прикрепили
буксировочный трос. Контейнеровоз попытались отбуксировать на
большую глубину. На 21 метрах корма затонула, со временем в воду
медленно погрузился и нос «Жемчужины».
«6 июня военные водолазы извлекли с судна регистраторы данных
рейса. По-прежнему не было никаких следов мусора или разлива
мазута», — утверждают в X-Press Feeders. В конце июня, по
официальным заявлениям, разлива топлива тоже не было. Это
подтверждают данные мониторинга, заказанного X-Press
Feeders.
«X-Press Feeders, операторы контейнеровоза X-Press Pearl,
через страховщиков P&I судовладельца внесли первоначальный
платеж в размере 3,6 млн долларов США правительству Шри-Ланки,
чтобы помочь компенсировать пострадавшим от последствий пожара и
затопление судна. Обсуждение оплаты дальнейших требований
продолжается, и все законные претензии будут рассмотрены», —
сказано в заявлении для прессы за 12 июля.
Позиция местных
ЦИТАТЫ СМИ
Daily News за 24 июня:
«Преподобный Фр. Сарат Иддамалгода и двое рыбаков вчера подали в Верховный суд ходатайство, требуя распоряжения властей о присуждении 500 тыс. рупий каждому рыбаку, серьезно пострадавшему от катастрофы X-Press Pearl. Заявители утверждают, что вокруг Шри-Ланки находится 15 рыболовных районов».
Daily News за 1 июля:
«На прошлой неделе Шри-Ланка подала временный иск о возмещении ущерба в размере 40 млн долларов США от владельцев грузового судна.
Представитель ООН в Шри-Ланке заявил, что затопление контейнеровоза нанесло планете значительный ущерб из-за выброса опасных веществ в экосистему. Группа экспертов по разливам нефти и химическим веществам из ООН и Европейского союза работает с агентствами Шри-Ланки над оценкой последствий стихийного бедствия».
Colombo Page за 13 июля:
«Генеральный прокурор сообщил сегодня магистратскому суду Коломбо, что начато обширное расследование предполагаемого удаления данных, записанных на связи между капитаном MV X-Press Pearl и капитаном порта Коломбо во время пожара. Заместитель генерального солиситора сказал, что данные обмена между капитаном судна и капитаном гавани во время пожара были стерты».
|
</> |