Господин Дартаньян, ваш сын упал с пальмы и сломал себе хвост!
movie_rippers — 16.08.2023
Обзор на фильм «Три мушкетера» (2023), производства Великобритании.
Минутка раскаяния.
Начала я по совету одного из моих подписчиков смотреть это кино – и взяла меня оторопь великая. А заодно и раскаяние немалое.
Чего я так гнала на нашу «Этерну»! Отличный фильм: актеры, драки, костюмы, реквизит. Честно, у меня до сих пор папка на рабочем столе с названием «Этерна», которую рука не поднимается кинуть в корзину. Какой там Юрий Чурсин красавчик (Алва), Павел Крайнов (Робер Эпинэ)...
А сейчас мне придется обозревать фильм, который не имеет ни одной положительной черты и оценен лишь в 2 из 10 баллов на Кинопоиске.
Франция. Ночь.
В зловещих темных лесах с высокими соснами кто-то бежит. Его пытаются поймать какие-то люди с топорами викингов и в шлемах испанских конкистадоров.
Несмотря на то, что догнать раненого беглеца было делом одной минуты, преследователи настигают его только у какой-то таверны, что ли, откуда выходит не пойми кто в одежде то ли монашеского ордена, то ли путешественника в Альпах,
кидает факел прямо в кучу сухих листьев, медленно и печально отбивается от трех бронированных преследователей с топорами всего лишь одним мечом и выслушивает потом доклад от отдышавшегося связного: «Кардинал, это вoйна. Ищите знак Флер де Лис». После чего связной, перед этим пробежавший с проткнутым животом половину леса и обогнавший четырех преследователей, почему-то откисает, а небритый толстый кардинал, путешествующий по лесам в одиночку, сурово смотрит вдаль.
Лирическо-историческое отступление.
Пока длится минута молчания над телом марафонца, вспомним о том, что люди в те времена не путешествовали пешком, а скакали на лошадях. Особенно гонцы. А о начале вoйны чаще всего сообщали послы, которых никто не гонял по лесам. Это же цивилизованная Франция, а не Африка, где плохих вестников скармливали львам и крокодилам.
Кардиналу Ришелье, которого играет 75-летний Джеймс Космо, в те времена было всего 40 лет. Он был главой правительства, автором нескольких реформ и теологических трактатов. Незаурядный ум и административные таланты выдвинули Ришелье из среды прочих дворян, и он фактически правил страной вместо короля. Взяв власть в свои руки, кардинал-министр (таков был его титул) навел порядок в стране, раскрыв заговор против короля и против самого Ришелье. После этого у кардинала появилась личная охрана – те самые гвардейцы кардинала, с которыми постоянно дрались королевские мушкетеры. Это был 1626 год, но уже задолго до этого кардинал никуда не ездил один. Иначе он просто не дожил бы до своего триумфа в 1627 году, когда возглавляемая им армия выдержала все атаки англичан и гугенотов, взяла крепость Ла-Рошель и навсегда внесла имя кардинала в историю. Не говоря уже про 1630 год, когда случился невероятный конфуз – «День одураченных», день, который враги Ришелье начали с празднования его свержения, а закончили в темницах или опале. В числе тех, кому относительно повезло, были мать и брат короля Людовика. Мария Медичи бежала в Бельгию, а Гастон Орлеанский – в Лотарингию, где плел нескончаемые интриги. Был неоднократно за это прощен, но в 1650-е годы терпение судьбы кончилось, после чего Гастон был сослан прозябать в Блуа, где мы и увидим его в самом печальном виде в романе А. Дюма «Десять лет спустя».
Вот где кипели страсти, куда там подвескам королевы!
Я это к тому, что наш изысканный Александр Трофимов даст сто очков британскому актеру Джеймсу Космо, который играет роль Ришелье у британцев.
Джеймс Космо – это не Ришелье в возрасте 40 лет, это обитатель дома престарелых, где бы ему лучше и оставаться.
Дальше нам сообщают, что на дворе стоит 1628 год, хотя первое появление Дартаньяна в романе состоялось в 1625 году.
«Молодой король слаб, а его враги сильны, – говорит фильм про короля Людовика XIII, которому в 1628 году было полновесных 27 лет. – Легендарные хранители короля уже не те, что прежде: их репутация запятнана слухами о скандалах и коррупции».
Кто эти легендарные хранители?! "Мушкетеры!!!" – отвечает фильм.
И вот тут появляется наш главный герой, который мечтает сражаться бок о бок с мушкетерами. Он идет пешком по дороге с таким лицом, словно во Франции на каждом километре стоит полицейский пост. Его странный наряд порождает много вопросов, а горжет на шее – ещё больше.
Я так и не поняла, зачем он его надел. Это сейчас за пучок нацепленных шевронов в худшем случае пожурят, а раньше за надевание чужой униформы могли и в тюрьму посадить. Или это знак того, что у парня был целый доспех, лошадь и всё прочее, но в своем путешествии молодой человек по неопытности загнал лошадь, а потом загнал ещё и доспех какому-нибудь трактирщику за пару ливров?
Путешествуя налегке, наш герой видит путников, которые тоже идут пешком. Ну, или едут всемером в карете на двух лошадях, потому что никакого транспорта я больше не вижу.
Ничтоже сумняшеся наш герой подходит к посторонним дворянам и начинает учить единственную среди них женщину-индианку в платье служанки правилам приличия: «Вам незачем мыться, мадемуазель».
"Да-а-а?" – с нехорошим прищуром спрашивает женщина.
"Да!" – уверенно отвечает молодой негр.
Далее он предупредил прелестную Миледи (да, это Миледи), что ее сопровождающие замышляют недоброе.
А потом получил по репе, потерял равновесие, оружие и чувство собственного достоинства.
Сколько он потом ни надувал губы, впечатлить Рошфора ему не удалось. Этот нехороший человек у 23-летней ляльки ещё и шпагу отобрал.
Поорав на воду, в которую его кинули, Максимка начал канючить: «Обидели мышку, написали в норку, отобрали шпагу», – но Миледи уже надоело утирать ему сопли, и она уехала со своими провожатыми.Не успел зритель моргнуть глазом, как наш Дартаньян уже в Париже. Пришел в трактир переночевать и поужинать. Трактирщик требует с него 8 су, но тут выясняется, что наш Максимка не умеет считать. Дартаньян поступает как маленький ребенок в магазине – вываливает перед трактирщиком весь кошель, и тот отсчитывает нужную сумму.
В книге папа Бертран дал сыну аж 15 экю. «Интересно, куда они делись?» – думала я все это время. После вышеописанной сцены этот вопрос отпал.
– Что привело вас сюда? – спрашивает трактирщик.
– Ищу королевских мушкетеров! – гордо сообщает ему на ушко Дартаньян.
В книге Дартаньян искал мушкетеров в доме де Тревиля, капитана королевских мушкетеров – какой же дуpaлей. Ясное дело, мушкетеров надо искать на постоялых дворах, спрашивая о них трактирщиков тpaгическим шепотом так, словно мушкетеры – это какая-то банда, запрещенная на территории Франции, а не личная гвардия короля.
А вы знаете, по ходу, так и есть. Вон даже Атос, который тихонько беседовал с трактирщиком Планше, не хочет защищать их имя. Это дает повод Дартаньяну для дуэли. В полночь.
Портос, угощающий дам «вином со своих виноградников» и курящий в их присутствии сигару, нарывается на грубость со стороны Дартаньяна, разоблачившего его попытку продать вино с таможни. Их дуэль будет в 00:15.
![]()
Клянусь, это шикарно! Портос – торговец! Портос – курильщик! Портос – мошенник!
В 1625 году, как и в 1628, французы не курили. Они нюхали табак «для прочищения носа и освежения ума», потом жевали плиточный табак, и только в 18 веке во Францию пришла мода курить трубки. Этот фильм пролетает мимо всякой историчности, как фанера над Парижем. А уж чтобы мушкетер занимался презренной торговлей – это просто уму непостижимо. Наконец, привычкой курить при дамах не злоупотребляли, это был дурной вкус, так что были курительные комнаты и специально отведенное время для курения, когда дамы покидали мужчин, чтобы «попудрить носик», уединяясь для болтовни о женских делах. Наконец, сигары появились в Европе лишь в 18 веке (в Испании), а широко распространились – в веке 19, примерно 200 лет спустя.
Ладно. Как же авторы поссорят Дартаньяна с Арамисом?
Элементарно. Дартаньян подслушивает разговор Арамиса с графиней де Руа и расстраивает их рандеву. Приватное рандеву с целью «побольше узнать о грехе».
А заодно мешает Арамису обобрать графиню до нитки. «Я уговорил ее бросить вызов самому кардиналу… эти деньги пойдут сироткам на приюты», – говорит Дартаньяну, абсолютно незнакомому ему человеку, скрытный и недоверчивый Арамис.
В общем, Дартаньян назначает очередную дуэль в 00:30 и отправляется к месту, где его уже ждет Атос.
В книге дуэль состоялась подле монастыря Дешо, чтобы монашки потом вылечили раненых. В фильме на раненых начхать, поэтому дуэль состоится у трактира. Чтобы потом свежие тела в гуляш пошли, наверное.
Сценарий этого фильма похож на неудачный рерайт, который продюсеры заказали школьнику за чебурек. Школьник не знает историю, географию, математику, правила этикета, но что-то помнит из Дюма, которого он читал летом – учитель задал. А ещё он читал пару американских детективов и смотрел несколько боевиков, вот и перемешалось всё.
Дуэль.
Пьяный в сосиську Атос выползает на двор. Туда же стягиваются Арамис и Портос. Посмотрев на Максимку, три мушкетера теряют весь запал. Ну куда его… Коня потерял, шпагу отобрали, последние деньги трактирщик отнял. Остается обнять и плакать.
Но храбрый Максимка вытащил кинжал и принялся тявкать на всех, в очередной раз оскорбив всех противников разом.
Ну что ж. Так хочет судьба. Дал Арамис шпагу убогому и приготовился смотреть шоу.
Дартаньян шпагу взял и принялся,
как обезьянка, прыгать от Атоса по двору всем на забаву. Но увы, на
визг перепуганного поросён… негритенка сбежались гвардейцы
кардинала.
Ну, вы же знаете… Дуэли запрещены, дуэлянты прячутся по рощам и монастырским закоулкам. Именно поэтому мушкетеры решили драться у трактира, где народу полно и зевак целая толпа. Режим строгой секретности, блин.
Жюссак сообщает мушкетерам, что де Тревиль арестован, а рота мушкетеров распущена за подстрекательство к мятежу и коррупцию.
Жюссак: "Этот приказ подписан кардиналом Ришелье!"
Мушкетеры нормального человека: "И че? Нам вправе приказывать лишь король и наш капитан!"
Мушкетеры в фильме: "Ай-яй-яй, бяда какая..."
Я тут даже не знаю, что сказать. Мушкетеров обвиняли в картежничестве, пьянстве, дебошах, дуэлях, но чтобы в коррупции… Откуда у них для этого деньги? Они же служат королю, который им платит жалованье и дает чины и звания. Так на кой против него бунтовать?!
И подкупать кого? Звание мушкетера давало возможность быть рядом с самим королем, это же его личная охрана! Кого пытались подкупить мушкетеры, чтобы повысить свой статус? Кардинала? Королеву? Самого короля?!
Ну хорошо, хорошо. Был в истории случай, когда де Тревиль действительно оказался замешан в заговоре кавалера Сен-Мара. Заговоре, направленном против кардинала Ришелье! И произошло это аж в 1642 году, 14 лет спустя. А роту мушкетеров распустили только в 1646 году, по настоянию кардинала Мазарини.
В фильме же смешались в кучу кони, люди…
Стоящий перед мушкетерами без шляпы Жюссак требует сдать оружие.
– Повторите имена, – говорит ошеломленный Максимка, судя по всему, впервые услышавший название горы Афон.
Добрый Портос, снисходительно посмотрев на двоечника, вслух называет всем настоящие имена мушкетеров, которые они скрывали, между прочим!
– Три мушкетера? – переспрашивает наш двоечник с всё ещё открытым ртом.
– Похоже умеет считать! – резюмирует ехидный Арамис.
Эх, под@бнул двоечника как боженька, держи пятюню! ☺
– Значит, про этих сирот была правда и женщин тех вы не обманывали? – проникается атмосферой Максимка.
– Да! – строят невинные моськи мушкетеры. – Кстати, знаете, что советовал делать Тревиль при численном превосходстве противника? Бежать!
И мушкетеры бегут от гвардейцев кардинала.
***
Господин де Тревиль, вам слово.
«Клянусь честью, господа мушкетеры играют жалкую роль при дворе… Я не желаю в конце концов, чтобы мои люди служили посмешищем для гвардейцев господина кардинала! Эти гвардейцы – спокойные ребята, порядочные, ловкие. Их не за что арестовывать, да, кроме того, они и не дали бы себя арестовать. Я в этом уверен! Они предпочли бы умереть на месте, чем отступить хоть на шаг. Спасаться, бежать, удирать – на это способны только королевские мушкетеры!..
Я принял решение. Прямо отсюда я отправляюсь в Лувр и подаю в отставку, отказываюсь от звания капитана мушкетеров короля и прошу назначить меня лейтенантом гвардейцев кардинала. А если мне откажут, тысяча чертей, я сделаюсь аббатом!»
Спасибо, господин де Тревиль.
Первое сражение мушкетеров с гвардейцами кардинала в фильме.
Убежали наши мушкетеры недалеко – в трактир, у которого они стояли. И почти сразу обнаружили, что выхода из него нет.
Ай-ай-ай, кто бы мог подумать, что в трактире будет только одна дверь, а сбежать в окна или в дверь для прислуги мушкетерам не позволит слабое развитие мозга.
«Все за одного!» – орет Максимка и прыгает на гвардейцев.
Итак, мы видим первую драку гвардейцев с мушкетерами. И лучше бы мы ее не видели. Да, в фильме постоянно сумрак и не видно ни черта, но лучше бы весь он был похож на «Квадрат Малевича», честное слово.
Поскольку фехтованию надо учиться не один месяц (ещё лучше – несколько лет), а актеров набрали на ближайшей помойке (или из моделей, которым нельзя портить личико), гвардейцы и мушкетеры дерутся без применения холодного оружия. Кулаками, книжками, бутылками, стульями… Максимка с одним из гвардейцев играет каким-то мешком в «горячую картошку». Арамису гвардеец палкой (!) засадил пониже живота, но попал не туда, куда целился, а в англиканскую библию.
Арамис-то, оказывается, не убежденный католик, а приверженец англиканской церкви. А гвардейцам разрешено бить палками дворян! Какие ещё нас ждут открытия?
«Стреляйте!» – орет Жюссак. И какой-то гвардеец стреляет бесшумным порохом. Нет, вы не ошиблись. Именно бесшумным, а не бездымным. Потому что дымок виден, а выстрела не слышно. Видать, у товарища мушкет с глушителем.
Под узнаваемую, хоть и чуть убыстренную музыку из «Игры престолов» Атос сбивает двух оставшихся гвардейцев колесом и пришпиливает Жюссака топором к двери. Дело кончено, и хорошо бы запить победу вином, но у Дартаньяна нет денег. Тогда Портос с кинжалом и нехорошей улыбкой подходит к Жюссаку и прижимается к его спине.
«О боже мой! – ужасается тот. – Я женат, не делайте со мной ничего противоестественного!» Но Портосу от него нужна не мошонка, а мошна, так что и Жюссак остался неопороченным, и праздник у мушкетеров удался.
Сюрприз, сюрприз, или Мальчишник в Париже.
Утро, трактир, тотальный разгром.
Над телами гвардейцев и пьяных мушкетеров появляется мужик из начала фильма, которого я приняла за кардинала… и оказывается де Тревилем!
Что происходит?! То есть это не кардинал, а де Тревиль?! И какого черта он расхаживает везде в круглой, безбожно измятой шляпе без пера и в плаще с накладными бляхами с крестом? И почему ему на вид все 60 лет, когда историческому Тревилю было всего 27? Да блин, даже Ришелье с его 40 годами был явно моложе того человека, которого нам выдают за де Тревиля! Почему он похож не на капитана королевских мушкетеров, а на святого Иеронима в изображении Рубенса? Наконец, де Тревиль был человеком военным и гасконцем – да он бы в пять секунд на куски порвал тех трех испанцев, которые пытались убить его связного! И вряд ли пошел один в опасное место, захватил бы своих мушкетеров. Почему гонец назвал его кардиналом? Наконец, какого черта сам Тревиль пришел к мушкетерам, а не вызвал их письмом? Насчет дохлых гвардейцев понятно, но почему при виде своего капитана мушкетеры продолжают валяться кто где и лишь один Максимка вытягивается по стойке «смирно»?
Думайте об этом сами, а фильм обрывает повествование, решая нанести зрителям финальный удар, и переносит нас к настоящему кардиналу, к которому врывается, размахивая париком, сопливый король Людовик с жалобами, что подданные держат его за мальчишку.
75-летний Джеор Мормонт смотрит на короля как на гов… младенца, нагадившего в пеленки. И он прав.
К 1628 году Людовику 13 было 27 лет. Столько, сколько де Тревилю в книге «Три мушкетера». Они даже родились с разницей всего в 3 года. Престол достался молодому королю, когда тому было всего 8 лет. И если мальчику не хватило 19 лет, чтобы построить своих же придворных… да, ваше величество, у вас больши-и-ие проблемы. И вообще, ваш сынок Луи XIV уже в 14 лет с помпой въехал в Париж и написал парламенту письмо, в котором есть такие строки: «Вся власть принадлежит Нам. Мы держим её по божьей воле, чтобы ни один человек, независимо от его состояния, не мог претендовать на неё…»
Не понимаю, зачем делать слабаков из людей, которые ими не были. Исторический Луи намба 13 женился в 14 лет, надавал по соплям своей маменьке уже в 16 лет, казнив ее фаворита Кончино Кончини и его жену, а потом ещё выиграл гражданскую вoйну, лично командуя в битве при Понт-де-Се. Я уж не говорю про вoйны с гугенотами, длившиеся с 1621 по 1629 годы и тоже закончившиеся победой. Если придворным не хватало этого, чтобы уважать своего короля, то их весьма трудно удовлетворить. Проще казнить. И с этим у Людовика тоже проблем не было.
Ладно, давайте про фильм. Кардинал Ришелье сообщает королю про заговор де Тревиля. Тревиля, науськиваемого англичанами.
Шо?! Да де Тревиль гaдить бы с ними не сел на одном гектаре! Он был убежденный монархист, верный гражданин Франции, и в заговор де Сен-Мара вляпался только из неприязни к Ришелье. И было это аж в 1642 году, в год смерти Ришелье, который пережил Сен-Мара всего на 3 месяца. А через полгода после Ришелье скончался и Людовик 13. Через три года была расформирована рота мушкетеров – «по соображениям экономии», а на деле из-за нежелания мушкетеров видеть на посту де Тревиля Манчини, племянника кардинала Мазарини. После расформирования роты Тревиль удалился к себе на родину, где посвятил себя мирным делам и губернаторству, скончавшись в почтенном возрасте. Авторы сценария, решившие собрать все события жизни Ришелье, короля и де Тревиля в один год, скачут по исторической ленте, как голодные блохи по собаке.
Ладно, терпим. После недавней русалочки, это для меня вообще не испытание…
Де Тревиль явился лично к своим подчиненным, чтобы сообщить им, что кардинал Ришелье готовит какую-то пакость королю.
Терпим, я сказала!
Кардинал отправил агента с посланием, которого Тревиль с мушкетерами решает изловить, руководствуясь подсказкой: «Ищите флер-де-лис».
Мда-а-а, весело было бы искать этот «флер-де-лис» в Париже, где он висит на каждом доме (даже в трактире есть, где наши мушкетеры бухали, не говоря уже про горжет Дартаньяна), но тут Максимка вспоминает про черную карету с королевской лилией и решает, что это именно тот знак, который нужен.
У нас намечается серьезное дело. Франция в опасности! Мушкетеры, по коням! Пора-пора-порадуемся на своем веку...
Сценаристов «Трех мушкетеров» забанили в Википедии
Знаете, если до этого момента на экране творилось какое-то непотребство, то с этой минуты фильм выглядит так, словно режиссеры и сценаристы с продюсерами окончательно махнули на него рукой и ушли догоняться боярышником в подворотню, а фильм остались дорабатывать до ума ассистенты, декораторы и уборщики. Или Шарик с Матроскиным, у которых нет денег на интернет, и вообще у них лапки.
Как выбрать между имплантацией, протезированием и коронками для восстановления улыбки
С добрым утром!
Песней стало Стихотворение "Сладкая жизнь"
Ежедневный дайджест марафона #осеньмоеймечты — 7 октября
Кардовский Дмитрий Николаевич (1866- 1943)
Мучения юного Вертера ...
Униформа в театре и кино
В Париже завершилась Неделя моды для уродов

