Горе не от ума?


Российские власти активно декларируют о стремлении к технологической независимости, однако возникает вопрос : о чем вообще идет речь, когда планомерно выжигают умы России и им фактически остается только покинуть ее пределы?
Советский союз был полностью обеспечен собственными технологиями за счет конструкторских и научных бюро. Перестройка была тяжелая, но умы оставались в России, веря в будущее, которое так и не настало. Мы стали свидетелями формирования образовательной культуры, ориентированной на юристов и экономистов, в то время как мизерные зарплаты ученых и инженеров отбивали у молодежи любое желание заниматься наукой.
Сегодня мы сталкиваемся не только отсутствие технологий, но и резкое сокращение числа людей способных их создавать.
В 2023 году Николай Патрушев, на тот момент секретарь Совета безопасности, отметил, что за последние два десятилетия число ученых и исследователей в России сократилось на 25%.
Вместо того, что бы создать престижные условия, повысить зарплаты и обеспечить уникальные условия для работы ученым и изобретателям, власти сосредоточились на том, что бы ограничить контакты научных организаций с зарубежными партнерами.
«Российские научные организации вынуждены продолжать обращаться к иностранным контрагентам, что формирует риски утечки коммерчески привлекательной научно-технической информации за рубеж», - предупреждает Николай Патрушев (цитаты по ТАСС).
Но настоящая утечка происходит в утечке кадров – сейчас мы имеем исторический минимум научных специалистов за столетие.
А после объявления ВОЙНЫ начались репрессии против ученых с антивоенной позицией. В результате такие ученые, как академик РАН, президент Московского математического общества Виктор Васильев, член-корреспондент РАН Юрий Ковалев (астрофизик), профессор РАН Сергей Попов (также астрофизик) и Александр Марков (биолог), были вынуждены покинуть страну.
Из Высшей школы экономики, некогда одного из самых либеральных вузов России, уволились не менее 150 преподавателей, а из Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева ушло 60% сотрудников.
Международная организация «Scholars at Risk», которая занимается помощью ученым со всего мира, вывезла из России более 200 человек. Еще 62 деятелям науки помог уехать немецкий фонд Александра фон Гумбольдта.
Примерно 855 известных за пределами страны сотрудников, имеющих публикации в международных журналах уехали. При этом невозможно оценить число покинувших страну научного преподавательского состава ВУЗов, не имеющих публикаций в международных журналах. Оценка составляет примерно 8% от общего числа. Молодые научные кадры уезжают без раздумий, исходя из опыта ветеранов отрасли.
Возникает вопрос: зачем правительство помимо геноцида населения, продолжает уничтожать научные «мозги» родины? Они с важностью обсуждают гражданскую науку, высшее образование и программу «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», на которую выделятся около 1,2 трлн рублей в год. И снова возникает вопрос: На что конкретно идут эти средства и сколько из них оседает в карманах, если некому работать, а подготовка новых кадров займет не менее 20 лет? Стоит ли говорить о технологичном будущем?