Гордые мифы и сермяжная правда о Ледовом побоище
valerongrach — 07.04.2019Наверное, нет в нашей истории более мифологизированного события, чем знаменитое Ледовое побоище, состоявшееся 5 (12) апреля 1242 года. Во многом это связано с прекрасным фильмом Эйзенштейна «Александр Невский».
Фильм прекрасный, но сплошь напичканный идеологическими штампами, которые, несомненно, были нужны в тот момент. В результате теперь публика считает, что Александр Ярославич героически остановил немецкий «Дранг нах Остен», а самом сражение имело колоссальное геополитическое значение для судеб регионов и России в целом. Кстати, историки, например, академик Тихомиров, буквально разнес первоначальный сценарий этого фильма, после чего его перерабатывали.
На самом деле большее геополитическое значение для истории России было то, что великий князь Ярослав Всеволодович, а потом и его сын Александр последовательно проводили политику подчинения ордынскому хану. У Ярослава, собственно, другого выбора не было. А вот Александр пользовался ордынской силой, в том числе и для того, чтобы устанавливать свою власть на Руси. С помощью татар он свалил своего брата Андрея, приведя на Русь Неврюеву рать, по масштабам разорения для Северо-Восточной Руси не меньшую, чем нашествие Батыя. Кстати, именно Андрей хотел отложиться от Орды и править независимо. Но сейчас не об этом. А о Ледовом побоище.
Итак, Ледовое Побоище в школьных учебниках подается как сражение, остановившее средневековый немецкий «Дранг нах Остен» на Русь. Проблема в том, что Русь, точнее разрозненные русские княжества, об этом даже не узнали и в летописях своих это сражение упомянули парой строк. Эта битва была важна для одного единственного государства – Новгорода. Он на тот момент был совершенно независимым, отдельным государством и новгородцы себя с остальными русскими княжествами не отождествляли. Одно дело «низовцы», а другое мы, «новгородцы». Ледовое побоище было региональной разборкой двух соседей – Новгорода и Ливонского ордена. Одной из многих, только с очень неудачным для Ордена результатом.
И если уж говорить об остановке «Дранг нах Остена», то под эти слова больше подходит битва при Сауле. В этом сражении, состоявшемся в 1236 году, литовцы наголову разгромили орден Меченосцев. Потери Ордена оказались настолько большими, что ему пришлось сливаться с Тевтонским орденом. А теперь внимание: в этой битве русские, то есть псковичи дрались с Литвой на стороне Ордена. Это по поводу «Дранг нах остена».
В 1242 году в Пскове на самом деле стоял немецкий гарнизон, в котором было целых ДВА рыцаря. Вот только гарнизон этот Псков впустил не потому что его захватили, а по мирному договору.
Надо четко понимать, что все эти драки Пскова и Новгорода с Орденом были обычными пограничными разборками. В основном они торговали. Новгород и Псков (главным образом Новгород) был большими воротами Европы на Северо-Восток. Отсюда шла пушнина. Стратегический товар, приносящий огромные прибыли. Захватить этот мощнейший город у Ордена не было никакой возможности и орденские немцы к Новгороду никогда не совались. А все разборки между соседями шли за земли, населенные эстами – «чудью» русских летописей. Если коротко, большие ребята никак не могли договориться, кто кого будет крышевать. При этом драки драками, а торговля – торговлей. Ганза бы очень обиделась на Орден, если бы тот помешал ей торговать. А с Ганзейским союзом было лучше не ссориться.
Это коротко про «Драг нах Остен». Теперь про отражение нашествия немцев на Русь.
Самое забавное во всей этой истории то, что Ледовое побоище – на самом деле не результат того, что немцы начали вторжение, а ровно наоборот. Приглашенный новгородский князь Александр Ярославич вышиб немецкий гарнизон из Пскова, причем даже не штурмовал город, а просто приехал и прогнал всех двух рыцарей. После чего дружины Александра, его брата Андрея и новгородцы отправились «за зипунами» в земли эстов. За эстов решил впрячься Орден и епископ Дерпта, что и привело к сражению в районе Чудского озера.
Про то, что инициатором вторжения был именно Александр нам четко, русскими буквами, сообщает основной русский источник об этом сражении, Новгородская Первая летопись старшего извода:
«…Поиде князь Александръ с новгородци и с братомъ Андрѣемъ и с низовци на Чюдскую землю на Нѣмци в зимѣ, в силѣ велицѣ, да не похвалятся, ркуще: «укоримъ словеньскыи языкъ ниже себе»; уже бо бяше Пьсковъ взят, и тиюнѣ их посаженѣ. И князь Александръ зая вси пути до Плескова; и изгони князь Пьсковъ, и изима Нѣмци и Чюдь, и, сковавъ, поточи в Новъгород, асамъ поиде на Чюдь. И яко быша на земли, пусти полкъ всь в зажитья….»
Дальше немцы сначала нанесли удар по находившему впереди отряду, в котором был Домаш Твердиславич, которому не повезло. После разгрома передового отряда, князь Александр отступил к Чудскому озеру, где и состоялась битва.
Само Ледовое побоище без всяких сомнений было. И немцы в нем без всяких сомнений огребли. Что сообщают как русские летописи, так и Ливонская рифмованная хроника.
Не буду касаться того, дрались они на льду Чудского озера или на берегу. Лично мое мнение – дрались на берегу, хотя бы потому что на льду на коне удержаться, мягко говоря, сложно. А атаковать – просто невозможно. И потом – на дворе стоял апрель. Даже если исключить глобальное потепление, надо помнить, что малый ледниковый период начнется в XIV веке. А конь с вооруженным всадником в доспехах весит чуть более чем много. В апреле лед такого не выдержит. И кстати, русские всадники весили ничуть не меньше немецких рыцарей. Тем более, что в летописях нет упоминаний о том, что немцы провались под лед. Есть упоминания, что их гнали. Причем этот рассказ похож на описание позднейшей Раковорской битвы.
Итак, немцы построились «свиньей», то есть клином, которым удобно подходить компактной массой для удара по противнику. Атаковали русских. Видимо смогли проломить передовой строй, в котором были конные лучники. Но потом на них навалились русские дружинники, которых, скорее всего, было больше. Наглый удар не получился, чудь, пришедшая с немцами, просто побежала, после чего орденские силы были окружены и огребли по полной программе.
По русским летописям было перебито 400-500 немцев, а «чуди без числа» и 50 человек было взято в плен. По Ливонской рифмованной хронике – погибло 20 рыцарей, чудь также никто не считал и 6 рыцарей попали в плен.
Независимо от того, сколько было перебито немцев и взято в плен, 6 или 50 – Орден понес очень серьезные для него потери. Настолько серьезные, что около 20 лет ни в какие пограничные стычки с Новгородом не ввязывался. Для примера, в 1236 году, потеря 48 рыцарей в битве при Сауле с литовцами привела к тому, что орден Меченосцев прекратил свое существование.
Таким образом Ледовое побоище несомненно было большим воинским успехом молодого князя Александра Ярославича. Он и его дружинники неплохо заработали. Потому что войну тогда вели именно для этого.
Никакой «Дранг нах остен» на Русь он не останавливал, потому что никому этот «Дранг» был не нужен. Кроме того, Александр на тот момент вообще был не уполномочен принимать какие-то слишком большие решения. Главным в тех краях на тот момент был его отец Ярослав Всеволодович.
А потом, когда придет его очередь принимать на самом деле важные решения, в целях получения большей личной власти и ее укрепления, Александр Невский сделает все, чтобы Северо-Восточные русские княжества стали одним из улусов Орды. Вот такая геополитика.