Горбатая гора Николая Клюева
basilius3 — 12.10.2022 «21 января 1932 г.Когда цветет команика,
Лососиха мечет икру в бысуринах,
Самоед скидает пимы оленьи,
Молодо в берестяном чуме,
Потому что тебя на нартах,
Я ласкаю, шаря в волосьях
Последнюю зимнюю гниду,
И губы пью, как молоки,
Иль жир поморского гуся.
Когда поспевает морошка,
И китиха учит китенка
Курчавить плавниками волны,
И резвиться, глотая солнце,
Похожее на кошелек с грибами,
На мережу, где бьется щука,
Как сердце, когда ты уходишь
Дозорят силы россомашьи,
И нарты пустынно вдовеют,-
Очаг голубеет как жемчуг,
В ларце из узорчатой кости,
И ноги за многие версты
Нытью и мозолям прощают,
Тебе бородою слезинки
С любимых ресниц утираю
И слушаю вечное „Толя“
В прибое и в ветре высоком
Н. Клюев».
Анатолий Никифорович Яр-Кравченко (1911-1983) — советский художник, работавший преимущественно в жанре графического портрета. С поэтом Николаем Клюевым его связывали «близко-творческие» отношения. Впервые они встретились на выставке художественного фонда в «Обществе покровительства художников им. Куинджи» в 1928 году. Николай Клюев, будучи на 27 лет старше и имея репутацию состоявшегося поэта, познакомил 17-летнего художника с творческой элитой: Алексеем Толстым, Клычковым, дирижёром Большого театра Головановым. А через год с помощью Клюева художник обрел псевдоним.
Из письма: «Милые мои родители, я хотел бы с Вами разделить один сложный вопрос и получить согласие или совет. Сейчас, когда в Москве и Ленинграде до 8 известных Кравченко (певцов, художников, графиков, литераторов, артистов), я хочу изменить свою фамилию приставкой „Яр“. Я говорил с Коленькой, и он это придумал».
Отношения Клюева и Яр-Кравченко продлились около шести лет, закончившись незадолго до ареста Клюева.
|
</> |