Голубая форель Гатчины
p_syutkin — 20.12.2023Когда-то в этих прудах сверкала серебристыми боками форель. По приказу Николая I сотня этих рыб была завезена в гатчинские пруды из Ропшинского озера. А окрестные жители и дачники создали ей славу петербургского угощения.
Эта рыбка – отголосок давнего кулинарного прошлого. Еще классик нашей гастрономии Игнатий Радецкий в середине XIX века приводит рецепт «Гатчинская форель натурально». Спинки рыб обмакивали в кипящий уксус, пока те не сделаются голубыми, а сами тушки потом отваривались в белом вине, укладывались на салфетку, украшались зеленью и вареным картофелем. И подавались с разными соусами – от тартара до хрена.
Сегодня в этих местах в 30 километрах от Санкт-Петербурга снова оживленно. В поселке Мыза-Ивановка открылся музейно-выставочный комплекс «Гатчинская мельница». Он посвящен памяти Андрея Штакеншнейдера - главного архитектора при дворе Николая I. Это он спроектировал Мариинский, Новомихайловский дворцы, павильоны в Луговом парке в Петергофе. Вода из расположенных там девяти прудов до сих пор питает знаменитые дворцовые фонтаны.
А.Штакеншнейдер был внуком кожевника, выписанного в Россию императором Павлом I из Брауншвейга. Отец будущего архитектора Иоганн Штакеншнейдер оставался еще немецким подданным, построил мукомольную мельницу на реке Пудость близ Гатчины. В семье говорили по-немецки, сына назвали Генрихом, и только впоследствии его имя переделали на русский лад: Андрей Иванович.
В 1815 году Андрей Штакеншнейдер отправился из родного дома в столицу, чтобы поступить в Академию художеств. Денег за обучение не хватало, пришлось устроиться в чертежную мастерскую, которую возглавлял Огюст Монферран. Это знакомство очень пригодится молодому специалисту. По протекции Монферрана он начинает в 1825 году работать в комиссии о построении Исаакиевского собора, затем отправляется на учебу в Италию, Францию, Германию. А с 1832 года начинает частную архитектурную практику в России. Счастливая судьба свела его с Бенкендорфом, для которого он перестроил его поместье. В благодарность за это всесильный шеф жандармов представил его Николаю I, который привлекает Штакеншнейдера к крупным государственным и частным проектам.
Любопытно, но наша кулинарная история тоже имела пересечения с судьбой архитектора. Для дочери Николая I, в 1839 году вышедшей замуж за принца Лейхтенбергского, Андрей Иванович возвёл загородный дом в Сергиевке близ Петергофа (1839—1842). Кто знает, может быть, обсуждая проект с заказчиком, Штакеншнейдер присутствовал на обедах, которые подавал метрдотель двора принца Лейхтенбергского тот самый кулинар Игнатий Радецкий (с рецепта которого мы начали рассказ).
А в конце 1850-х годов после смерти отца он становится владельцем его усадьбы в Гатчине. Сегодня от нее сохранились часть парка и развалины мельницы на реке Ижоре. И вот для старинных стен настали новые времена.
Начались они в 2015 году, когда известный петербургский ресторатор Леонид Гарбар вместе со своими коллегами выступили с инициативой собрать исторические рецепты и воссоздать старую петербургскую кухню. «Когда живешь в многонациональном городе, - говорил он, - где много разных ресторанов, тянет к пищевому разнообразию: хочется и стейка отрезать, и пасту попробовать. Но все равно – русское, как говорится, в крови. В одном из путеводителей по Петербургу конца XIX века была хорошая фраза: горожанин вспоминал на берегах Невы, что он русский, шел к Палкину, заказывал стерлядь пожирнее, щи и чувствовал себя русским человеком».
Идею поддержали и в городской администрации, обратились к жителям северной столицы с призывов: присылайте старые рецепты. И пошел ручеек этих кулинарных воспоминаний. Понятно, большинство этих писем содержали не слишком уж «специфически» петербургские блюда. Многие вообще к городу не имели отношения. Но вот попалась и та самая жемчужина, ради которой, может быть, и стоило начинать весь проекта.
Письмо от петербуржца Александра Белохвостикова открыло удивительные страницы прошлого: «Представляю Вашему вниманию, - писал он, - аутентичные рецепты времен имперского Санкт-Петербурга: "Мелкая гатчинская форель" или "Пеструшка по-Ларионовски" и "Каша Штакеншнейдера". Более ста пятидесяти лет эти рецепты хранились в его семье.
Возможно, общественный интерес к этим реликвиям и побудил воссоздать старинное поместье Штакеншнейдеров. Нашлись люди, желающие и способные это сделать. И вот уже в сентябре 2023 года открыл свои двери первый музейный павильон. Пока это просто современный дом, лишь напоминающий по форме силуэт мельницы. Ее руины чуть выше по течению Ижоры. Но есть планы воссоздания и мельницы, и розовой дачи, и старинного парка.
По замыслу основателя комплекса «Гатчинская мельница» Владимира Епешина, музей станет культурным пространством, куда, как и 200 лет назад, будут приезжать художники, поэты, писатели. И атмосфера творчества и истории снова вернется на берега гатчинских озер. В которых, глядишь, и блеснет серебром знаменитая форель.