Год назад я писал, что с каждым годом нарастает какое-то

топ 100 блогов mike6709.05.2012 Год назад я писал, что с каждым годом нарастает какое-то непонятное сопротивление празднованию Дня Победы. Будто кто-то задался целью доказать, что России лучше забыть о девятом дне мая, причем в этом желании едины и ура-патриоты, и те, для кого "патриотизм" – понятие ругательное. Сейчас мне приходится повторить эти слова.

В Рунете на днях прошла кампания против намечавшегося на 7 мая показа фильма Ахима фон Борриса "Четыре дня в мае". Сюжет фильма замысловат: небольшое подразделение Красной армии вместе с отрядом фашистов защищает немецкий приют от танкистов, решивших повеселиться с девочками-сиротами. Гендиректор телекомпании Владимир Кулистиков спешно заменил "Четыре дня" на фильм про советских контрразведчиков: "В августе 44-го…". Вместе с тем, даже извиняясь, НТВ ухитрилось еще раз оскорбить людей, заявив, что фильм "действительно затрагивает темы, вокруг которых ведутся споры и отсутствуют однозначные оценки". Какие споры? Какие неоднозначные оценки? Насильник и освободитель – это взаимоисключающие оценки, причем создатели фильма это прекрасно понимают и не злоупотребляют амбивалентностью. Эталонное поведение демонстрируют немцы и те немногие русские, которые доросли до европейского уровня (неслучайно нам сообщают, что капитан "Горыныч" оказался земляком аристократичной патронессы приюта – она его прямо спрашивает, откуда он).

Кульминацией фильма, точкой невозврата для зрителя, становится не похищение солдатами молоденькой немки и даже не бой красноармейцев бок о бок с фашистами, а сцена, когда самый положительный герой из всех русских капитан "Горыныч" убеждает немецкого офицера сдаться со всем отрядом не англичанам, а русским. "Он что, ненормальный?" – участливо спрашивает один из немцев.

Авторская метафора ясна: цивилизации противопоставлено варварство, в том числе, и это очень важно, признается варварским и десакрализуется русское представление о священной войне. Тут туристы собрались с Рюгена в Данию, а злые "совки" непонятно зачем пытаются им помешать. Как это похоже на советских и российских пограничников и консульские службы! Аналогия прочитывается за секунду. Основной посыл фильма: цивилизованные люди не понимают той звериной серьезности, с которой вы относитесь к вашей войне. И вот этот фильм российское телевидение выбрало для показа в прайм-тайм.

И тут пора задать главный вопрос: почему это показывает российское телевидение, которое не заподозришь в пропаганде антироссийского взгляда на историю, да и вообще в излишнем либерализме. Наоборот, наше TV в последнее время все чаще ругают за показной, квасной патриотизм. За угодничание перед властью и оплевывание ее критиков, за постоянное предоставление трибуны открытым сталинистам. Но каждый год под 9 мая телевизионщики организовывают какую-нибудь расчетливую, утонченную гадость людям, для которых День Победы свят. Нет ли в этом противоречия? Нет.

Культ Победы в СССР, а затем в России – это прославление государства, но ни в коем случае не воина-победителя. Русского человека всегда приучали бояться начальство больше всего на свете. Государство – это такая штука, ради которой можно все. Вообще все. Родину предать можно ради государства. Поэтому нам будут нахваливать полководческий гений Сталина, а параллельно пустят такие вот фильмы про трусливых русских солдат, насилующих все, что движется. Первый сюжет показывает зрителю, как он мелок и ничтожен, второй – то же самое. Где ж тут противоречие?

Люди вернулись с войны сильными и смелыми, большими и значительными. С этого момента государство занялось их разукрупнением. Ветерана полюбили уже через 20 лет после Победы в качестве побитого жизнью старика. С того момента берет начало и вереница фильмов о войне, главным настроением которых становится безнадежность. Если "Спасти рядового Райана", "Мистер Питкин в тылу врага", "Грязная дюжина" и так любимые в СССР "Четыре танкиста и собака" – воспевали героизм и жизнь, то советские фильмы отчетливо брали уклон на терпение и смерть. "А зори здесь тихие" в этом отношении ничуть не отличаются от "Проверки на дорогах", "Судьбы человека", "Жени, Женечки и ''катюши" и "Восхождение". Я специально назвал очень хорошие и очень человечные фильмы. Но вот "Небесный тихоход" 1945 года – он другой, в нем нет этой вынимающей душу тоски. Да и сама эта тоска, безусловно, была не результатом спускаемых "сверху" установок, а откликом чутких художников на безысходность, на неотвратимое превращение "фронтовика" в "маленького человека". Инстинктивную попытку противостать этой политике "остаривания" и "разукрупнения" можно видеть в "Белорусском вокзале".

Но в советское время разница между "маленькими людьми" и хозяевами жизни была хотя и принципиальной, но очень небольшой, сейчас она огромна. "Маленький человек" так и остался маленьким, у него нет возможности постоять за себя, как не было ее и раньше, но теперь ему могут открытым текстом сказать: "ты никто и звать тебя никак". Ему объяснят: "твой дед был не освободителем, а тупым животным", причем объяснят те же самые люди, которые за подобные слова порвали бы на части эстонского или латвийского посла. Потому как в первом случае унижают тебя, а во втором – государство. Это вещи не просто разные, а противоположные. Добавлю, что оскорбить память павших и достоинство живых может не только официальный государственник. Так у нас повелось, что одна часть людей, считающих всех вокруг мусором, реализует себя на государственном поприще, а другая – на антигосударственном. Но к нам-то одинаково относятся и те, и эти.

Поскольку записи о Дне Победы стали для меня ежегодным упражнением, даю ссылки на тексты за 2007 год (еще), за 2008, 2010 и 2011 годы.

И всех с Днем Победы!

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Предупреждение: пост получился большим, субъективным, во многом даже - личностным. Так что, если дефицит времени и трафика - подумайте. Если не передумали, то Субботний день был отведён под семейное посещение "Крокуса" - смотреть "старинные машинки". Нормально выспавшись, пообедав, ...
На сегодняшний день выпало еще одно знаковое событие российской истории, однако, не радостное, а трагичное. Ровно 120 лет назад (и ровно через 90 лет после взятия Парижа русскими войсками ), 31 марта 1904 года, возле Порт-Артура подорвался на японской мине и очень быстро затонул ...
13 сентября в Конаковском районе в Единый день голосования проходили выборы. В поселениях выбирали депутатов районного Собрания. И от поселка Новозавидовский с большим перевесом голосов, обойдя двух соперников, победил чернокожий местный житель – Жан Грегуар Сагбо. Именно он теперь б ...
Манчкины — очень необычные кошки. При средней длине тела их лапки короче, чем у обычных кошек в 2-3 раза, из-за этой особенности их иногда называют кошки-таксы. Но внешним видом странности не ограничиваются. Тогда как обычные кошки, чтобы ...
Иногда для понимания сути происходящего в стране не надо читать заумных политологов и аналитиков. А достаточно лишь посмотреть две соседние новости в ленте. Тут и комментарии даже не нужны будут, потому что и так все понятно. В связи с этим вспоминаю лишь одну похожую ситуацию. Зашли мы ...