Гностическая мечта о переделке мира

топ 100 блогов swamp_lynx05.05.2022 "У американского консерватора Патрика Денина есть интересный анализ современного противостояния между Россией и Западом, который базируется на политической философии Эрика Фёгелина. Фёгелин — немец, в 1938 году эмигрировавший в США, близкий изначально к кругам консервативной революции, однако позже ставший «атипичным либералом».
Фёгелин, вслед за «политической теологией» К. Шмитта вводит понятие «политической религии». Ключевое в его философии противопоставление порядка и хаоса. Все человеческие системы, политические и религиозные призваны упорядочить хаотичное многообразие жизни. Но можно делать это постепенно, сохраняя это мноообразие, а можно ненавидеть жизненное и культурное богатство, будучи одержимыми «порядком». В последнем случае появляются ереси и идеологии, которые Фёгелин называл «политическим гностицизмом»." Александр Бовдунов.

"В истории Запада Фёгелин выделял три политико-теологических "этапа" или "главы". Первым был век гражданской религии: сакральное слито нераздельно с политическим: античный полис с его богами, Римская Империя с сакральным императором. Второй этап — христианство Августина — деление на «град Земной» и «град Божий». Происходет «де-дивинизация» политического порядка. Политическое и сакральное размыкаются и в европейское Средневековье возникают сложные системы, опосредующие отношения одного и другого. Третий такт — гностицизм — как попытка преодолеть августиново христианство, радикальное противопоставление трансцедентного порядка имманентному, стремление "ре-дивинизировать» порядок. Мир является падшим и несовершенным местом, но что люди, наделенные формой божественного знания (гнозисом), могут преодолеть эти несовершенства, достигнув через гнозис совершенного существования вне и за пределами падшего мир.

Фашизм и коммунизм Фёгелин считал формами «политического гностицизма», представлением, что человека и общество можно радикально изменить, навязать ему простые схемы существования ради осуществления некой трансцедентной мечты. Однако он же считал, что и либерализм способен измениться в «гностическом» направлении. Гностический элемент в либерализме связан по Фёгелину с теорией прогресса, научной революции, сциентизмом, преодолением и забвением традиции и идентичности, сложных форм мышления и политического строительства, предпочтением простых схем.

В то время, когда Фёгелин писал свои работы, он считал, что в США и, в частности, в Великобритании существует "баланс" между "социальными силами" августиновского христианства и политического гностицизма. Однако он верил - или боялся, - что внутренняя тенденция внутри либерализма склонялась к более революционной форме гностицизма. Левые - за которыми стояла сила научности и идеологического прогрессивизма - питали надежду на то, "что за "частичными" революциями прошлого последует "радикальная" революция [для] установления окончательного царства", надежду, которая "основывается на предположении, что традиции западного общества теперь достаточно разрушены". Современные США по мнению Патрика Денина захвачены новой формой политического гностицизма в форме левого нетерпимого либерализма.

Современная Россия в этой схеме является представительницей первого «такта», гражданской религии, христианства, но христианства имперского. Это тео-политический оппонент и «августинового Запада» и нового «политического гностицизма», который исповедуют западные элиты."

«Гностические левые - революционный гностицизм - справедливо рассматривают Россию как теополитического конкурента. Это противоположная форма дивинизации, эхо Римской империи, сформированная по образу и подобию дохристианской римской гражданской религии. Ему противостоит агрессивный противник - политический гностицизм имперского либерализма. Ярость левых<...> продиктована религиозным рвением, поскольку Россия является цивилизационным противником гностического универсализма. Жажда уничтожить существующую Россию - участвовать в "смене режима" или даже поспорить, что победа возможна в ядерной войне - отражает глубоко гностическую мечту о переделке мира по образу универсализированного рая на земле».

Патрик Денин о "либеральном гностицизме" на современном Западе:

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Предварить этот пост хочу Готторпским глобусом , первым и некогда самым крупным в мире глобусом-планетарием, сделанным (в части карт) в 1656-1658 годах, переданным в Петербург в качестве дипломатического подарка в 1713 году, пострадавшим от пожара в 1747 году, восстановленным (в части ...
Давайте попытаемся разобраться, что плохого во том, что Сергей Доля sergeydolya пишет книги или что в этом хорошего? Например, фотограф акул pats0n высказался в таком духе о книге Сергея Доли: "Теперь, великий мыслитель современности Сергей ...
...
В три пункта и одну картинку ликбез. 1. Ислам не предписывает женщине закрывать лицо, эта традиция идет от жителей пустынь, где закрывать лицо оправдано. 2. Слово «паранжда» не корректно, строго говоря, паранджа — это халат с ложными рукавами, ...
Слушайте, люди, а правильно сделали в Польше, что приняли закон о приписывании польскому народу ответственности за нацистские преступления, совершенные Третьим Рейхом. Давайте тоже так сделаем. Конечно, закон не будет иметь силы за пределами нашей страны: на чужой роток не накинешь ...