Образ «идеального себя»

"Перечитывая её сейчас, я поймал себя вот на какой мысли. В ситуации войны именно это как раз одна из важнейших задач, решаемых каждой из сторон — «если ты силён, покажи, что слаб, если слаб, покажи, что силён» и т.п. по Сунь-Цзы. Наоборот, в «мирной», «дружественной» коммуникации крайне важно быть именно тем, кто ты есть — это твой ключевой вклад в построение пространства доверия, и ты ждёшь того же от партнёра. И когда вдруг вскрывается, что кто-то из вас «строил легенду», это считывается как недостойный обман или манипуляция. Но потребительская цивилизация как она есть сейчас именно что вынуждает тебя вести себя как будто ты на войне — строить виртуального аватара, подрихтованного и «отфотошопленного» по сравнению с прототипом. Мы все «строим персонажа» и дальше действуем этим персонажем, «прокачивая» его как экранного героя компьютерной игры.
У Дяченок (киевские, опять же, авторы, хотя сейчас живут в Штатах) есть фэнтези-цикл «Метаморфозы», где в одном из произведений обычный подросток сумел «прокачать» своего персонажа в игре до такого уровня, что в итоге им заинтересовались «серьёзные люди» уже в реале, будучи уверенными, что за таким персонажем стоит кто-то очень крутой, богатый и могущественный. И дальше там раскрывается контраст его всесилия в реалиях игры — и беспомощности в офлайне.
Хорошо помню это ощущение сам по своим 90-м — когда в мире ФИДО я был довольно известной личностью, в 97-м даже организовал — только через сеть! — многотысячный митинг в центре Москвы против введения повременной оплаты за городскую телефонную связь (тогда мы все сидели на телефонных модемах) — а «в реале» был старшеклассником и студентом младших курсов, из обычной семьи московских инженеров, никто и звать никак. То есть классическая дилемма «быть или казаться» в новых реалиях выглядит так: «прокачивать» самого себя — или своего сетевого виртуала.
Разница между виртуальной реальностью 90-х и теперешней, однако, состоит в том, что тогда это был фронтир и пространство свободы, где можно было всё и всем, а теперь это одно из основных полей борьбы «больших систем», и уже они диктуют любым игрокам «правила игры». И, похоже, дилемма профессора Корнаракиса сегодня выглядит так: делая выбор в пользу «строительства персонажа», ты больше не можешь строить его по своим собственным канонам. Этот путь закрыт. Но остался ты сам — такой, какой есть. И вот в этом пространстве, к счастью, никакие «князья мира сего» над тобой не властны."
|
</> |