­
­

главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского

топ 100 блогов _arlekin_29.07.2023
На открытие музея после реконструкции Путина даже привозили, а я собирался дойти два года, при том что регулярно бываю поблизости либо проезжаю мимо на трамвае, однажды и на лавочке аккурат напротив музея подбухнуть довелось... Зато незадолго до закрытия на ремонт я побывал здесь и успел застать музей в его прежнем виде и состоянии, не то чтоб сильно впечатляющем, но, скажем, интерьеры здания, особенно больничные коридоры, на тот момент определенно выглядели современными Достоевскому:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3389325.html

Не то что теперь - а я могу сравнивать "было-стало": здание больницы для бедных, где трудился отец Достоевского и при которой жила его семья, не просто "отремонтировано", "отреставрировано" или "реконструировано" - изнутри это уже просто совершенно другая (против даже той, что застал я лично, про самого юного Достоевского уже не говоря...) постройка, аутентичного от нее сохранилось разве что вид из окна во двор... Раньше "литературная" экспозиция за отсутствием площадей вольно-невольно интегрировалась в мемориальную, теперь "мемориальные", "исторические" комнаты служебной докторской квартиры на первом этаже, освобожденные от документальных и прочих наглядных экспонатов, но опять-таки в "отремонтированных" (на собянинский "реновационный" лад) стенах, выглядят и менее "жилыми", чем в прежнем, обустроенном по совковому образцу варианте (аналогично петербургскому музею-квартире Достоевского в Кузнечном переулке), и еще более фейковыми, несмотря на 2-3 якобы подлинных "мемориальных" предмета обстановки: стол и канделябры в "гостиной", этажерка в "столовой".

На самом деле предметов в большей или меньшей степени "подлинных", ну по крайней мере осознанных как "музейные" ценности и "экспонаты" не в период СССР, а еще раньше, когда вдова писателя создавала первый "музей памяти Достоевского", точнее, музейной комнаты, ему посвященной, в рамках Исторического музея им. Александра Третьего (и насколько я понимаю, на святой руси это был вообще первый литературный музей?!.), довольно-таки много, самых разнообразных, от лаврового венка, преподнесенного Достоевскому в чесь его Пушкинской речи, до шляпы (такая же есть и в петербургском музее - ну это примерно как с простреленным в двух местах ленинским костюмом ранее), а также папиросные коробочки, перьевые ручки, всевозможные фамильные документы и деловые бумаги... - в Лениграде, хотя Достоевский большей частью своего творчества напрямую связан с Петербургом, его музей создавался в советские 1970-е, в Москве же он возник на полвека раньше и открылся уже в 1923-м году. Что кроме прочего опровергает расхожую и ныне сознательно внедряемую официозную ложь, будто советская власть не признавала Достоевского - она-то как раз его и признавала, и, при некоторых, разумеется, идеологических оговорках, и частичных "репрессиях" в отношении ряда отдельно взятых текстов, вознесла на пьедестал, канонизировала, в то время как до революции "глубокопорядочные потомственные интеллигенты" к Достоевскому относились, мягко выражаясь, двойственно, и в критике последних десятилетий 19-го века не то что с Толстым или Салтыковым-Щедриным, но и с Григоровичем (который теперь забыт и не воспринимает всерьез с его "Антоном-горемыковой", а в лучшем случае оттеснен в область "детского чтения" с "Гутапперчевым мальчиком", да и то во время моего детства, сейчас, поди, и школьникам его не втюхивают) рядом Достоевского не ставили, "идейно" он народолюбивым интеллигентам не подходил... Тогда как сегодня, в развитие как раз советской традиции - любо-дорого, первый литератор всея руси, духовидец и пророк, только сто лет назад большевики делали упор на внимание Достоевского к "маленьким людям", на его "антибуржуазность", почти тождественную, но все-таки отделенную от "антизападничества", а сейчас "антизападничество" его превозносится уже в помимо "антибуржуазности", с упором на "православие"... чем и хорош (чем и велик, без шуток) Достоевский: хочешь так его повороти, хочешь эдак - сплошная диалектика с полифонией!

Вот и "Музейный центр Московский дом Достоевского", как официально с помпой именуется теперь квартира-музей на Божедомке (филиал ГЛМ) настаивает, что Достоевский был примерный семьянин (не то чтоб совсем не поминая, например, Аполлинарию Суслову, но подчеркивая, что она была писательницей и печаталась в издаваемых братьями Достоевским журнала, а "возлюбленной" Достоевскому стала уж попутно, как бы невзначай) и беззаветный патриот, что означает на деле - верный слуга царю-государю, принявший от него каторгу со смирением и благодарностью, в качестве заслуженного наказания и незаслуженной награды (ну примерно как Герцен в "Былом и думах" отмечал, что согласно уваровской образовательной программе главным в Христе православным должно считать "повиновение  властям"):

"Конфликтов с начальством у кондуктора Достоевского не возникало. Успехи в учебе он демонстрировал прилежные. Дисциплину не нарушал. (...). Подчинялся дисциплине военного учреждения, проходил строевую подготовку, участвовал в парадах и полевых сборах". (...). Сибирь принесла ему боль и спасение. И он был благодарен ей и тосковал по ней даже под лучезарным небом Флоренции, в которой (...) "есть чудеса искусства неслыханного и невообразимого", но нет главного, "А главное - русские и родина".

Петербургский музей Достоевского, который я вот только что в очередной (уже третий - чаще, чем московский, выходит!) раз посетил - старомодный, несмотря на все относительно свежие нововведения и усовершенствования, абсолютно "советский" по духу (с идеологической поправкой на православие-самодержавие-народность, само собой), малоинформативной и не слишком выигрышной по части наглядности "литературной" экспозицией и стопроцентно фейковой "мемориальной", но при том стоит выйти оттуда на улицу и попадаешь в "настоящий" музей Достоевского, где узнаваем каждый угол, мало того, не просто в архитектуре или топографии, но, такое ощущение, в фигуре и физиономии любого прохожего опознается (без сильного риска ошибиться!) "достоевский" прототип:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4688496.html

В "благоустроенной" Москве, творческая связь с которой у Достоевского даже косвенная прослеживается с натяжками,  даром что первые 15 лет жизни он в ней проел, ничего подобного быть не может - пожалуй (для тех, кто не по музеям ходить приезжает, а живет здесь постоянно, опять-таки ездит мимо на трамвае, топает по тротуарам пешком...) к лучшему: Сенная площадь живописна и колоритна на страницах книг, а когда приходится ее пересекать, не слишком вдохновляет, если честно...  Теперешняя же Божедомка, наоборот - приятна для глаза, относительно тиха и вместе с тем комфортна как место прогулок, что литературно-краеведческих, что обыкновенных... и подбухнуть, не опасаясь встретиться с реинкарнацией Мармеладова (ну всяко меньше шансов, чем у гаупвахты на Сенной) тоже есть где. Однако всерьез нельзя не признать факта и не отдать должное всем причастным - раз уж теперь Достоевский (а даже не Пушкин), что называется, "наше все", то и музей, причем именно московский, то есть столичный и центральный а не петербургский (периферийный...), ему посвященный, создан с размахом доселе невиданным... по-моему, это вообще самый масштабный писательский музей из всех, которые я посещал когда-либо, и мало того, "головной" Литературный музей в доме Любощинских-Вернадских на Зубовском бульваре едва ли не уступает музею Достоевского если уж не размерами экспозиционных площадей (тоже еще надо замерять и сравнивать!), то размахом освоения конкретной тематики и персоны.

В разделах, прилегающих к "мемориальным" комнатам и раскрывающим семейную историю Достоевского, нашлось место не только ближайшим родственникам писателя с портретами и справками —  отцу и матери, братьям и сестрам, — но и теткам-крестным с дядьями и т.п. вплоть до горничной матери; плюс царям и государыням, благодаря которым расцветали испокон веку на святой руси литературные и все прочие таланты; а также документы по имению Даровое, где я давным-давно, как ни странно, умудрился побывать -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2010859.html

- плану-схемы больницы на Божедомке и того же Дарового... ну, короче, материалы освещают предмет всесторонне и чуть ли не с избыточной (а впрочем, не желаешь разглядывать пристально - иди мимо) детализацией. В литературной, перенасыщенной экспозиции второго и частично третьего этажей, внимание уделено не только каждому этапу биографии Достоевского, но и каждому из основных его сочинений, помимо романов — и Пушкинской речи, и Дневнику писателя. Биография представлена, допустим, сомнительными пейзажами и второсортными портретами малоизвестных живописцев, а также персональными справками о современниках, причастных к тому или иному периоды жизни Достоевского, в частности, с необыкновенной детальностью подан состав кружка "петрашевцев", подробно рассмотрен каторжно-острожный этап (подчеркнут факт получения Достоевским в дар он Фонвизиной драгоценного впоследствии для писателя Евангелия - репринт самого Евангелия прилагается в витрине как издание общества, специализирующегося на "духовном возрождении Тобольска" - очевидно, там предполагается возрождать "духовность" через каторгу и острог, как будто такая духовность хоть ненадолго переводилась на святой руси!), на стене висит картина, живописующая Достоевского среди каторжан (художник, кажется, некий Померанцев - впрочем, холст даже не подписан, имя автора пришлось уточнять у смотрительниц, а они по большей части заняты своими делами, обсуждают недавних посетителей либо через планшеты смотрел телевизионные новости), так же как в первом "петербургском", до ареста, суда и ссылки, периоде бросается в глаза ночной вид Невы, который издали недолго принять за пейзаж Куинджи (на самом деле писано раньше якобы на сто лет и неведомым И.Жуковым - Иваном? Ванькой?!.. 1810 дата стоит на этикетке).

С той же скрупулезностью (и дежурной необязательностью одновременно) прослежены и европейские путешествия Достоевского - подчеркнуто разочарование Достоевского в Европе и людях Запада, плюс ко всему «заразивших» православного литератора игроманией (он мечтал найти героев Шиллера и Гюго - а увидел пошлых буржуа...), а виды городов Европы, архитектурных памятников и музейных шедевров надерганы из подбора, и не обойдено вниманием, что в ненавистную Европу писатель, живя там порой годами (на любимой родине высокодуховного патриота преследовали кредиторы), регулярно возвращался, в том числе на лечение к германским источником (не духовности, так здоровья телесного... да не впрок пошли воды)... я б, пожалуй, тоже вернулся, скажем, в швейцарский Вевей, где одиннадцать лет назад обнаружил на фасаде дома по центральной улице приозерного городка (плавал на кораблике по Женевскому озеру) посвященную Достоевскому мемориальную табличку -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2340749.html

- но увы, теперь вынужден довольствоваться репродукциями на музейных стенах. Апофеоз кураторской фантазии - зал, посвященный не "Братьям Карамазовым" (им отдельный раздел отведен, без вопросов), но Пушкинской речи, тут экспозиционный контент не ограничивается сувенирными значками с изображением памятника Пушкину, эскизами к проекту памятника Опекушина, трехцветным бантом участника Пушкинского праздника 1880 г. и т.п., но практически все участники заседания, на котором она впервые прозвучала, вывешены портретами и биографическими справками на стене, будто иконостас, где Пушкину отведено место «бога-отца», портрет Достоевского размещен прямо под ним, а "деисусным" чином отходят рядами не только литераторы (всякого пошиба, и первостатейные, хрестоматийные, канонизированные, и забытые, никчемные, бросовые... но по меркам своего времени, может, и заметные), но и, что принципиально, сановники, представители власти, что доказательно и наглядно демонстрирует: не в пример бездуховному западу, на святой руси культура (литература, в частности) и власть едины!

От этой тупиковой залы отходят в разные стороны "мемориальный" закуток и побочная "мультимедийная" анфилада. В закутке венчают историко-литературную экспозицию витрины и шкафы, посвященные смерти и похоронам Достоевского - из артефактов, собранных предприимчивой молодой вдовой для задуманного ею уже тогда музея: изучив фото, гравюры и т.д. (посмертная маска, понятно, также в наличии), всяк с чистой совестью может сказать, что он "Достоевского в гробу видал". Здесь же выставлена и декоративная керамическая тарелка с портретом Достоевского, выпущенная в Европе - пережившей и переварившей все достоевские инвективы и его самого пустившей на сувениры. Мультимедийная инсталляция состоит из нарезки кинокадров - классических советских экранизаций Достоевского, однако неожиданно пырьевским "Братьям Карамазовым" составляет конкуренцию германская лента 1931 года Федора Оцепа и Эрика Энгельса "Убийца Дмитрий Карамазов", о которой я, каюсь, не знал, но которую теперь постараюсь отыскать в интернете и посмотреть (так что, кроме шуток, в музей ходил не зря). Помимо двух мультимедийных залов (во втором транслируются интервью о Достоевском неких мне неведомых специалистов) имеется концертный зал (это на третьем, а на втором еще и отдельный актовый!), и, чтоб мало не показалось, в еще одном помещении развернута выставка не то чтоб "детского рисунка", а бери выше, проекта для подростков «Игра слов», где школьники графически фантазируют на основе цитат из классика.

Богат, разнообразен - и принципиально развешан вразнобой, не по авторству изображений, но в сюжетно-тематической связке (что, на мой взгляд, правильно и по-своему остроумно!) иллюстративный материал на каждый из романов Достоевского, а им (основным пяти по крайней мере) отведено по целому особому залу! Набор иллюстраций - от глазастых персонажей Ильи Глазунова до нарочито "смазанных", "мутных", каких-то инфернально-неуловимых, по признанию одной из смотрительниц вызывающих у целевой аудитории (немногочисленной, однако, даже в день бесплатного посещения) скептические насмешки образов графики Александры Корсаковой, которую я (как художницу и как персону) открыл для себя недавно благодаря содержательной выставке, ей непосредственно посвященной,, Музея современного искусства в Ермолаевском переулке, но там, что касается ее иллюстраций к Достоевскому (и символических общих композиций с героями романов, и "портретами" отдельно взятых персонажей) в основном пришлось довольствоваться фотокопиями -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4651315.html

- а тут вроде оригинальные авторские рисунки в огромных количествах (помимо Рогожина или Настасьи Филипповны - и Виргинская, и Шатов, и даже Федька Каторжный обнаруживаются). Ну и весь канонический набор иллюстраторов - Боклевский, Линицкий, Гурьев, Ройтман - в ассортименте, "инсталлированные" в тотальные конструкции, но то, что с Глазуновым выглядит аляповато до неприличия, с Гурьевым и той же Корсаковой прокатывает на ура. А еще лучше с Михаилом Шемякиным - его тотальной инсталляции по мотивам "Преступления и наказания" отведен целый зал на третьем этаже, оклеены фоторепродукциями рисунков все стены, а Раскольников, замерший перед звонком перед дверью, за которой поджигает старуха-процентщица, подан в "объеме". Художественный уровень наглядности и иллюстративности, мягко говоря, в среднем по музею неровный - я бы и эстетические достоинства графики Александры Корсаковой сильно не преувеличивал (а достоинства Ильи Глазунова из идейных соображений и предубеждений не унижал бы - глазуновское наследие не сводится к композициям типа "Великого эксперимента" и панно, на которых ожиревшие жиды режут православных младенцев и продают их на органы - такое можно увидеть в персональной галерее Ильи Глазунова напротив ГМИИ, а тут Рогожин, Мышкин, Настасья Филипповна без младенцев и жидов, вполне на людей похожи...), но когда глаз скользит от деревянных скульптур великого Сергея Коненкова на статуэтки Достоевского с занесенным над его головой символическим топориком, или "книги художника" в виде опять-таки топора, или декоративные тарелки с полуабстрактным воплощением мотивов из романов Достоевского (художник Юрий Шпатаков, 2016, кстати, ему же принадлежит и "книга художника" в форме "подарочного издания" топора под витринным стеклом), считая - буквально - "Бесов" и "Братьев Карамазовых" тебе преподносят на блюдечке, а смотрительницы, отвлекаясь от свежих новостей про врагов, отказывающихся вести переговоры с миролюбивыми русскими (военная тема посредством "Дневника писателя" в экспозиции тоже не забыта и явлена, к примеру, карикатурно-аллегорической картой «Мститель», посвященной войне, которую русские вели за освобождение неблагодарных братьев-славян от чужеродного ига и которую Достоевский считал справедливой, очистительной, да практически священной, открывающей России и ее народу-богоносцу вселенские горизонты), знай посмеиваются над недалекими любителями искусства, задающими уточняющие вопросы типа: это вот когда Достоевский писал "Бесов", он с той тарелки ел, а когда "Братьев Карамазовых", то вон с этой?

главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского
главное — русские и родина: квартира-музей Ф.М.Достоевского

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
(с, не мое, найдено на конфе у Уткина) 1) Работаю в (пере)страховании... Видел и вижу сотни рисков из России... Могу (без эмоций) просто добавить тезисно - страна во всех технологичных областях (и в транспортной сфере в особенности) живёт во многом на ...
И снова о фильме "Служебный роман". Казалось бы нам все уже о нем известно, буквально до последней запятой. Однако все равно он остается интересным и смотрим его снова, и снова. И находятся в нем моменты, на которые ранее не особо обращали внимания. Например такой: кто был тот мужчина в ...
Дуб этот именуют в Твери царским. С ним связано предание, что он посажен Александром I. Такое могло быть. Александр I посещал Тверь в августе 1824-го, а дубу, как выяснилось недавно по результатам научного обследования, как раз около 190 лет Отчасти возраст дуба стал разочарованием. ...
Вот это. Всю жизнь было на слуху, это был один из двух главных песенных номеров моего дедушки. До седых... ну, в общем, до седых дожила, пока сподобилась добраться до первоисточника. У дедушки, правда, ошибочка закралась, он пел "ледве ледве сірі воли привезли, привезли мене сюди". ...
Дамы и господа, оказывается мне только через раз приходят уведомления, что меня зафрендили. Кошмар. Да, виновата, я совсем не всем отвечаю взаимностью потому что лента у меня очень большая и я ее всю читаю. Но все же я просматриваю те журналы, которые проявили ко мне интерес. И всегда рада ...