
Гидрографическое судно «Метеор»


Гидрографическое судно «Метеор» в 1930-1934 гг.
В 1919 году командование флота распорядилось о буксировке недостроенного корпуса на верфь в Вильгельмсхафен, поскольку из-за крайне неудовлетворительного материального положения, царившего после войны, считалось, что он может быть использован в ближайшее время. В этом командование флота оказалось право. Однако с возобновлением после войны регулярных гидрографических работ стало совершенно очевидно, что пригодных для использования гидрографических судов не хватает, и «Метеор» может восполнить этот пробел. После того, как союзники в октябре 1920 года одобрили его достройку в данном качестве, она была завершена с одновременным переоборудованием в гидрографическое судно (Vermessungsschiff) без вооружения. Передача в эксплуатацию состоялась 15 ноября 1924 г.
«Метеор» попал в поле зрения научного сообщества в середине 20-х годов благодаря участию в «Немецкой Атлантической экспедиции». Она началась 16 апреля 1925 г. и закончилась только 2 июня 1927 г. За 776-дневное плавание им было совершено четырнадцать переходов через Атлантику и пройдено 67 535 морских миль. При этом была обследована большая часть Атлантического океана до границы арктических льдов, сделаны географические открытия (банка «Метеора»), а также проведено чрезвычайно большое количество наблюдений и измерений. Эта экспедиция получила признание практически во всем мире. Ее возглавлял профессор доктор Мерц, который, однако, скончался во время плавания, после чего руководство взял на себя командир «Метеора» корветтен-капитан Шпис.
Последующие годы службы до начала войны были заполнены гидрографическими, навигационными, рыболовными и научными исследованиями.
До середины 30-х годов при благоприятном ветре «Метеор» ходил под парусами; фок-мачта имела оснастку барка, а бизань-мачта несла косые паруса; общая площадь парусов составляла 463 кв.м. При поднятом парусе и благоприятном ветре корабль мог развивать скорость до 4 узлов. В 1930 году такелаж был снят и установлено вооружение, чтобы еще больше подчеркнуть военную роль корабля. В 1933-1934 годах последовала еще одна модернизация на верфи «Дойче Верке» в Киле; при этом прежняя силовая установка (паровые машины и котлы, работающие на угле) была демонтирована и заменена дизельными двигателями. Это также привело к установке новой трубы, укороченной на 2,5 м.
8 сентября 1939 г. – через неделю после начала войны – «Метеор» пришлось вывести из кампании, потому что его экипаж потребовался в другом месте, а в гидрографическом судне больше не было нужды. В начале апреля 1940 года предстоящая оккупация Норвегии и Дании привела к включению всех имеющихся судов в состав сил охранения для защиты обширных прибрежных районов оккупированных государств. Для этого «Метеор» снова был призван в строй. Его возвращение в состав флота состоялось 2 апреля 1940 г., после чего он служил в качестве флагманского корабля командующего Силами охранения на Балтике (Befehlshaber der Sicherung der Ostsee – BSO). В 1942 г. эту роль взял на себя другой корабль, после этого «Метеор» курсировал между Тромсё и Киркенесом в качестве госпитального судна,* а с июня 1943 года служил в качестве флагманского корабля командующего Начальника подводных лодок в Норвегии (Führer der Uboote in Norwegen – FdU Nord). В 1944 году он сложил с себя данную функцию и в апреле перебазировался на Балтийское море. С сентября 1944 года до конца войны он находилась в подчинении Командования специальных штурмовых средств (Kommando der Kleinkampfverbände) и служила кораблем-мишенью и эскортным кораблем.
* Есть подозрение, что Брейер перепутал данный корабль с другим "Метеором", который действительно был госпитальным судном, но имел совершенно другой внешний вид - с клиперским форштевнем и бушпритом.
В конце войны он встретил во Фленсбурге, не получив в годы войны заметных повреждений,. 22 сентября 1945 г. по распоряжению британских оккупационных властей он был передан в распоряжение Германского гидрографического института (Deutschen Hydrographischen Institut – DHI). Чуть позже последовало решение о его передаче по репарациям Советскому Союзу, которая должна была состояться в ближайшее время. Однако, поскольку Советы не видели для него подходящего применения, 17 июня 1946 г. они вернули «Метеор» Германскому гидрографическому институту. После этого она совершила несколько походов с гидрографическими целями.
1 ноября 1946 г., по решению Контрольного совета, он был окончательно передан Советскому Союзу. Там он был включен в состав ВМФ в своем прежнем качестве гидрографического судна, получил наименование «Экватор» и был передан Северному флоту, где прослужил еще пятнадцать лет. В 1961 году его вывели из эксплуатации и переформировали в плавучую казарму ПКЗ-34, а в 1965 году отправили на разборку.
Тактико-технические характеристики:

«Метеор» в проливе Бигль во время работы Немецкой Атлантической экспедиции, 1925-1927 гг. Обратите внимание на парусную оснастку фок-мачты.

«Метеор» в качестве флагманского корабля BSO

Еще один снимок «Метеора» в годы войны. Такое впечатление, что на прежней компасной площадке за грот-мачтой установлена дополнительная зенитка, хотя ни Брейер, ни Грёнер об этом ничего не сообщают.

«Метеор» в последний год войны. Камуфляжная окраска изменена. На фок-мачте видна антенна радиолокационной станции (о ее типе не сообщается).

|
</> |
