Геттисберг как американское Ватерлоо.

В смысле битва конечно в чем то поворотная, но перецененная.
Иногда сражения представляют как встречу двух армий. Встречу симметричную — типа шахматной партии. Кто выиграет — тот и молодец. Беда что в реале у двух армий могут быть совсем разные задачи. И критерии для успеха и неуспеха — тоже разные. Это верно для того же Ватерлоо, и еще более верно для сражения у Геттисберга.
В американском фильме (во многом разговорного жанра) Геттисберг — это пытаются замаскировать. Всякие военноначальники ведут монологи и диалоги с целью объяснить что и почему, но в итоге еще более запутывают понимание.
Ли не оставил внятного описания чего он хотел добиться от своего предприятия, но примерно его задачи можно реконструировать. Показать Северу что Юг — это ого-го. Что воевать с ним лучше не надо и надо заключать мир. Положение таково что Юг идет в атаку, а Север безнадежно обороняется. Для этого надо вторгнуться в ключевой регион, а столица это как раз такой регион и быстро и показательно ( с малыми потерями ) разгромить армию северян. Практически то же что и хотел Наполеон. Неубедительная победа, размен на равны и тд — Ли явно не устроит. Более того для него это будет поражением. Как и вышло в реале и для Ли и для Наполеона.
У командира северян Мида — задача проще. Ему надо не допустить падения Вашингтона. Ему эту задачу поставили конкретно, а все остальное — по способности. Получиться и хорошо, а не выйдет — так и не надо. И он эту задачу блестяще выполнил.
Ну а теперь вернемся к самой битве, а точнее ее отражении в фильме Геттисберг. Началось все с того что к Геттисбергу прискакала конница генерала Бьюфорда. Он занял господствующие высоты и послал за помощью.
Потом к городу в поисках ботинок подошла дивизия южан и вступила в огневой контакт с северянами, которые перешли в полноценный бой. Южанам не удалось с ходу сбить кавалерию с высот, к северянам подошла помощь и все завертелось...
И Север и Юг подбрасывали свежие в итоге и произошло сражение двух армий. Южане штурмовали холмы, а северяне их обороняли. Сбросить северную армию с холмов не удалось, и Ли отступил.
И вот в начале кино Бьюфорд перед своими подчиненными разражается целой речью, про то что если холмы они не удержат и южане их займут — северянам придется их атаковать на холмах неся гигантские потери. То бишь сражение примет симметричный вид относительно реала юг обороняется используя преимущества местности, а север пытается его сбить с холмов неся большие потери. Но почему? Вспомним задачу Мида — оборона Вашингтона. Не разбить Ли, а защитить город.
А потому представим что южане сбили Бьюфорда с холма. И что? Северяне просто бы стали сосредотачиваться в другом месте удобном для обороны между Ли и Вашингтоном. Возможно не таком удобном, но что точно можно сказать — штурмовать холмы с засевшей там армией Ли они бы не стали при любом раскладе. Тем более что время работало на них — резервов у Севера было больше, а линии снабжения короче.
Собственно ничего бы не дала попытка флангового обхода северян, чтобы оказаться между ними и Вашингтоном с целью заставить их атаковать. Не стал бы Мид седеть на холмах, а просто бы отошел. То есть ситуация оказалась бы той же самой. Мид между Ли и Вашингтоном, и южане вынуждены атаковать северян на позициях которые они сочтут хорошими для обороны. То есть в любом случае сражение примет вид что Ли вынужденно атакует Мида на позициях которые тот выбрал для обороны.
Оба полководца это видимо прекрасно понимали, а потому сражение и произошло в первом же месте где северяне стали обороняться. Собственно поэтому Мид и не бросился в лихую погоню за отступающим Ли — ситуация вполне могла стать такой, что теперь он бы штурмовал Ли на удобной для Ли позиции. А зачем? Он задачу обороны Вашингтона выполнил.
Так что единственное отличие Геттисберга от Ватерлоо — юг не сдался сразу, а оборонялся еще два года, хотя итог был войны был уже ясен.
|
</> |