Географическая отмазка

Глобус - враг или союзник "Флота открытого моря"?
Идея о "невыгодном географическом положении" Германии,
затруднявшем или делавшим попросту невозможным эффективное
применение "Флота открытого моря", относится к разряду
общепринятых. Ни один разбор немецкой стратегии не обходится без
упоминания географического фактора - и всегда этот фактор
упоминается как негативный. Подобный подход представляется
ущербным.
Да, Британия занимает "внешнее" положение между Германией и
атлантическими морскими путями, всё так. И это, действительно,
отчасти упрощало положение Королевского флота при решении двух
основных задач - защите британской торговли и воспрещении торговли
германской. Однако этим задачи - реальные и возможные - не
ограничивались.
Хотя А. Тирпица часто упрекают в пренебрежении географией, он
всё-таки пару раз видел глобус, и выводы сделал. В апреле 1897 г.
именно Тирпиц, в докладе кайзеру, указал, что географическое
положение Англии и нехватка заморских баз у Германии исключают
ведение эффективной "заатлантической или крейсерской" войны, и,
таким образом, "всё... зависит от линейного флота". И он же,
спустя два года, в докладе тому же персонажу, среди факторов,
которые могут принести победу немецкому флоту в борьбе с сильнейшим
британским, внезапно указал "выгодную географию" - причём она шла
первой в списке.
Тирпиц в своём докладе не расшифровал выгоды немецкого положения,
но, кажется, нетрудно догадаться, о чём шла речь. Североморское
побережье Германии находится достаточно далеко от Великобритании -
в сравнении с побережьем Франции - и при этом у германских берегов
сложно найти остров, удобный для захвата в качестве передовой базы.
Это - та проблема, с которой столкнулись британцы при планировании действий против
Германии. Тирпиц в своей оценке был прав: немецкое географическое
положение было выгодным в смысле организации непосредственной,
тесной блокады немецкого побережья или хотя бы Гельголандской
бухты. Попытка организации такой блокады действительно была
сопряжена для британцев с рисками, которые можно было счесть - и
британцы сочли - чрезмерными. В итоге тесной блокады Гельголандской
бухты не было, а без такой блокады операции на Балтике были
невозможны - и, таким образом, "география" обеспечила Германии
безопасность стратегически важной коммуникации, связывающей
Германии со Швецией, и способствовало организации "полублокады"
России.
Впрочем, на этом выгоды немецкого положения не исчерпывались - с
этого они, на самом деле, начинались. Была ли возможна ближняя
блокада немецкого побережья или нет - вопрос спорный. Бесспорным
является тот факт, что невозможной её сочли британские адмиралы - и
решили использовать другой вариант. При этом для организации
эффективной дальней блокады Германии и защиты собственных
коммуникаций (в т.ч. связывающих Великобританию и Францию)
Королевскому флоту было необходимо блокировать два выхода из
Северного моря, находившихся на значительном удалении друг от
друга. И здесь самое время взять в руки курвиметр. От Гельголанда
до Кале - чуть больше 300 миль, до Гавра - 400. От тех же пунктов
до Скапа-Флоу - и около 520 и 620 миль соответственно. От
Скапа-Флоу до Гельголанда - 460.
В случае внезапного появления быстроходных кораблей - линейных и
лёгких крейсеров, эсминцев - в районе Кале британские силы на
севере могли вмешаться в дело только постфактум. При этом
вероятность перехвата была невелика, но, что ещё важнее - британцы
практически не имели возможности перехватить противника до
наступления темноты. Фактически, силы, находящиеся в Канале, были
предоставлены сами себе - даже немецкие дредноуты могли, при
правильном планировании, пострелять по Дувру и уйти "под защиту
Гельголанда", не столкнувшись с кораблями Гранд-Флита. Операции
против городов на восточном побережье Великобритании, находившихся
на расстоянии менее 250 миль от Гельголанда, и вовсе ничем не
грозили - что немцы, вообще говоря, вполне понимали. Если бы не
"Магдебург" - боёв с британским флотом вообще, наверное, не было
бы, поскольку все операции "Флота открытого моря" планировались
так, чтобы Гранд-Флит не мог его перехватить в принципе, или, в
лучшем случае, мог перехватить только у Гельголанда.
При этом нельзя сказать, что британцы могли отказаться от надёжного
прикрытия северного выхода из Северного моря. Мы уже как-то
сравнивали набег крейсеров
Владивостокского отряда в Корейский пролив с возможной - но не
соствояшейся - операцией немецких крейсеров в Канале. Теперь можно
вспомнить рейд К.П. Иессена в Тихий океан. За время операции
русские крейсера прошли более 3 000 миль. Немцам, для того, чтобы
дойти до северного входа в Ирландское море и вернуться обратно, при
движении между Оркнейскими и Фарерскими островами, требовалось
сделать около 2 200 миль - таким образом, "удалённость" ключевых
британских коммуникаций от немецких баз была "кажущейся". Далеко,
но не за пределами возможного. Была ли подобная операция сопряжена
с риском? Была, однако две атаки против норвежских конвоев в 1917
г., уничтожение "Равалпинди" в 1939 г., регулярные походы немецких
рейдеров в Атлантику в 1940 г. показали, что риск не был
чрезмерным. Надёжная блокада северных подходов к Северному морю
требовала техники и ресурсов, которых не было даже у Королевского
флота обр. 1914 г.
Наконец, любопытно, что в географическом "угаре" некоторые
комментаторы - например, Холгер Хервиг - сомневаются в том, что
немцы могли извлечь пользу даже из успешного сражения с
Гранд-Флитом. Действительно, организовать плотную блокады
Великобритании и обеспечить собственную торговлю немцам было бы
сложно - для этого требовалось практически полное истребление
британского флота. Однако, как справедливо заметил Пол Кеннеди,
немцы могли покорить Британию двумя способами - блокадой или
вторжением. И вот второй вариант, в случае успешного сражения,
оказывался возможным. И даже если бы он не был реализован,
поражение британского флота привело бы, вне всяких сомнений, к
тому, что значительная (возможна, большая) часть британской армии
осталась в метрополии.
Таким образом, в географическом положении Германии были как плюсы,
так и минусы - что удалось заметить Тирпицу. При правильных,
агрессивных действиях немецкого флота эффективная реализация
принятой Королевским флотом стратегии потребовала бы двух
Гранд-Флитов - одного на севере, другого - на юге. А двух
Гранд-Флитов не было даже у Британии (заметим, впрочем, что в 1907
г., при ином соотношении сил, британцы разработали как раз такой
вариант: 22 лучших броненосца в Шотландии, "следующие" 25 - в
Канале). Попытка разместить главные силы в центральной позиции -
например, в устье р. Хамбер - открывала перед немцами широкие
перспективы активной войны против Гранд-Флита с использованием
эсминцев, подводных лодок и мин (почему британцы и отказались от
этого варианта). В таком случае главной опцией осталась бы попытка
принудить немцев к бою - и, поскольку последние были согласны на
такой вариант, британцам тоже пришлось бы с ним согласиться...
Впрочем, это всё альтернативы, однако сказанное выше позволяет
сделать и важный исторический вывод. География Северного моря
походила на "психологию Порфирия Петровича" - обе были "о
двух концах". Однако если Королевский флот свои
географические козыри использовал в полной мере, то немцы дарами
природы воспользоваться толком не смогли - после чего и стали её,
природу, проклинать. Предпринятая спустя двадцать пять лет вторая
попытка, с "улучшенной" географией, показала, насколько наивными
были проклятия глобусу.
|
</> |