Географическая отмазка

топ 100 блогов naval_manual27.08.2018

Глобус - враг или союзник "Флота открытого моря"?

Идея о "невыгодном географическом положении" Германии, затруднявшем или делавшим попросту невозможным эффективное применение "Флота открытого моря", относится к разряду общепринятых. Ни один разбор немецкой стратегии не обходится без упоминания географического фактора - и всегда этот фактор упоминается как негативный. Подобный подход представляется ущербным.

Да, Британия занимает "внешнее" положение между Германией и атлантическими морскими путями, всё так. И это, действительно, отчасти упрощало положение Королевского флота при решении двух основных задач - защите британской торговли и воспрещении торговли германской. Однако этим задачи - реальные и возможные - не ограничивались.

Хотя А. Тирпица часто упрекают в пренебрежении географией, он всё-таки пару раз видел глобус, и выводы сделал. В апреле 1897 г. именно Тирпиц, в докладе кайзеру, указал, что географическое положение Англии и нехватка заморских баз у Германии исключают ведение эффективной "заатлантической или крейсерской" войны, и, таким образом, "всё... зависит от линейного флота". И он же, спустя два года, в докладе тому же персонажу, среди факторов, которые могут принести победу немецкому флоту в борьбе с сильнейшим британским, внезапно указал "выгодную географию" - причём она шла первой в списке.

Тирпиц в своём докладе не расшифровал выгоды немецкого положения, но, кажется, нетрудно догадаться, о чём шла речь. Североморское побережье Германии находится достаточно далеко от Великобритании - в сравнении с побережьем Франции - и при этом у германских берегов сложно найти остров, удобный для захвата в качестве передовой базы. Это - та проблема, с которой столкнулись британцы при планировании действий против Германии. Тирпиц в своей оценке был прав: немецкое географическое положение было выгодным в смысле организации непосредственной, тесной блокады немецкого побережья или хотя бы Гельголандской бухты. Попытка организации такой блокады действительно была сопряжена для британцев с рисками, которые можно было счесть - и британцы сочли - чрезмерными. В итоге тесной блокады Гельголандской бухты не было, а без такой блокады операции на Балтике были невозможны - и, таким образом, "география" обеспечила Германии безопасность стратегически важной коммуникации, связывающей Германии со Швецией, и способствовало организации "полублокады" России.

Впрочем, на этом выгоды немецкого положения не исчерпывались - с этого они, на самом деле, начинались. Была ли возможна ближняя блокада немецкого побережья или нет - вопрос спорный. Бесспорным является тот факт, что невозможной её сочли британские адмиралы - и решили использовать другой вариант. При этом для организации эффективной дальней блокады Германии и защиты собственных коммуникаций (в т.ч. связывающих Великобританию и Францию) Королевскому флоту было необходимо блокировать два выхода из Северного моря, находившихся на значительном удалении друг от друга. И здесь самое время взять в руки курвиметр. От Гельголанда до Кале - чуть больше 300 миль, до Гавра - 400. От тех же пунктов до Скапа-Флоу - и около 520 и 620 миль соответственно. От Скапа-Флоу до Гельголанда - 460.

В случае внезапного появления быстроходных кораблей - линейных и лёгких крейсеров, эсминцев - в районе Кале британские силы на севере могли вмешаться в дело только постфактум. При этом вероятность перехвата была невелика, но, что ещё важнее - британцы практически не имели возможности перехватить противника до наступления темноты. Фактически, силы, находящиеся в Канале, были предоставлены сами себе - даже немецкие дредноуты могли, при правильном планировании, пострелять по Дувру и уйти "под защиту Гельголанда", не столкнувшись с кораблями Гранд-Флита. Операции против городов на восточном побережье Великобритании, находившихся на расстоянии менее 250 миль от Гельголанда, и вовсе ничем не грозили - что немцы, вообще говоря, вполне понимали. Если бы не "Магдебург" - боёв с британским флотом вообще, наверное, не было бы, поскольку все операции "Флота открытого моря" планировались так, чтобы Гранд-Флит не мог его перехватить в принципе, или, в лучшем случае, мог перехватить только у Гельголанда.

При этом нельзя сказать, что британцы могли отказаться от надёжного прикрытия северного выхода из Северного моря. Мы уже как-то сравнивали набег крейсеров Владивостокского отряда в Корейский пролив с возможной - но не соствояшейся - операцией немецких крейсеров в Канале. Теперь можно вспомнить рейд К.П. Иессена в Тихий океан. За время операции русские крейсера прошли более 3 000 миль. Немцам, для того, чтобы дойти до северного входа в Ирландское море и вернуться обратно, при движении между Оркнейскими и Фарерскими островами, требовалось сделать около 2 200 миль - таким образом, "удалённость" ключевых британских коммуникаций от немецких баз была "кажущейся". Далеко, но не за пределами возможного. Была ли подобная операция сопряжена с риском? Была, однако две атаки против норвежских конвоев в 1917 г., уничтожение "Равалпинди" в 1939 г., регулярные походы немецких рейдеров в Атлантику в 1940 г.  показали, что риск не был чрезмерным. Надёжная блокада северных подходов к Северному морю требовала техники и ресурсов, которых не было даже у Королевского флота обр. 1914 г.

Наконец, любопытно, что в географическом "угаре" некоторые  комментаторы - например, Холгер Хервиг - сомневаются в том, что немцы могли извлечь пользу даже из успешного сражения с Гранд-Флитом. Действительно, организовать плотную блокады Великобритании и обеспечить собственную торговлю немцам было бы сложно - для этого требовалось практически полное истребление британского флота. Однако, как справедливо заметил Пол Кеннеди, немцы могли покорить Британию двумя способами - блокадой или вторжением. И вот второй вариант, в случае успешного сражения, оказывался возможным. И даже если бы он не был реализован, поражение британского флота привело бы, вне всяких сомнений, к тому, что значительная (возможна, большая) часть британской армии осталась в метрополии.

Таким образом, в географическом положении Германии были как плюсы, так и минусы - что удалось заметить Тирпицу. При правильных, агрессивных действиях немецкого флота эффективная реализация принятой Королевским флотом стратегии потребовала бы двух Гранд-Флитов - одного на севере, другого - на юге. А двух Гранд-Флитов не было даже у Британии (заметим, впрочем, что в 1907 г., при ином соотношении сил, британцы разработали как раз такой вариант: 22 лучших броненосца в Шотландии, "следующие" 25 - в Канале). Попытка разместить главные силы в центральной позиции - например, в устье р. Хамбер - открывала перед немцами широкие перспективы активной войны против Гранд-Флита с использованием эсминцев, подводных лодок и мин (почему британцы и отказались от этого варианта). В таком случае главной опцией осталась бы попытка принудить немцев к бою - и, поскольку последние были согласны на такой вариант, британцам тоже пришлось бы с ним согласиться...

Впрочем, это всё альтернативы, однако сказанное выше позволяет сделать и важный исторический вывод. География Северного моря походила на  "психологию Порфирия Петровича" - обе были "о двух концах". Однако если Королевский флот свои географические козыри использовал в полной мере, то немцы дарами природы воспользоваться толком не смогли - после чего и стали её, природу, проклинать. Предпринятая спустя двадцать пять лет вторая попытка, с "улучшенной" географией, показала, насколько наивными были проклятия глобусу.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ну вот и остров Боракай...не легкая дорожка получилась, через Гонконг, и столицу Филипинн Манилу, с ночевкой в аэропорту Гонконга Белый пляж (White Beach) из мелкого белого песка тянется на 4 километра, и это основной пляж острова и основное достояние ...
Распространить опыт по взиманию налога на самозанятых на всю Российскую Федерацию уже с 2020 года предложила Валентина Матвиенко , пояснив: «Мне кажется, не стоит затягивать этот вопрос, который давно надо было решать », – и можно не сомневаться: поскольку двуглавая ...
За богослужением молились студенты всех отделений Санкт-Петербургской православной духовной академии. Молитвенная радость престольного праздника дополнялась радостью спортивной победы футбольной сборной России над командой Ирландии со ...
Продолжаю показ конвертов первого дня по теме «Живопись». Конверт см. ниже посвящён 150 летию со дня рождения Ф.А. Малявина, со спецгашением сделанным в Санкт-Петербурге. на конверте блок Блок. 150 лет со дня ...
К началу процесса перехода частей украинской армии на сторону восставшего народа. На видео украинские военные присоединяются к восставшему Краматорску ...