Пароход против паровоза
naval_manual — 14.08.2018Что общего у Лиссы и Галлиполи.
Не знаю, почему обсуждение рецензии на книгу Граймса "свалилось" в
дискуссию о перспективах британского стратегического десанта. Этот
вариант действий Британии против Германии не кажется мне
единственно возможным - и совершенно точно не кажется мне путём,
который гарантировал Антанте быструю победу. Тем не менее,
поскольку вопросы по этому поводу накопились (ещё с обсуждения
плана Вильсона), стоит дать комментарий о перспективах десанта в
эпоху "от паровоза до аэроплана".
Идея о том, что железные дороги радикально изменили баланс сил в
паре "мегалодон-мастодонт", появилась уже в 70-х годах XIX в. и,
видимо, окончательно оформилась к началу века двадцатого. Вот как
по этому поводу высказался один современный
комментатор:
Захватив господство на море, победитель получал возможность
атаковать побережье противника. В Семилетнюю войну подобные
действия отвлекали французские войска от действий против Пруссии. В
данном случае принцип центральной позиции не работал – благодаря
тому что передвигаться по морю можно было быстрее и без такого
утомления войск как по суше, геометрия уже не играла прежнего
значения. Инициативой владел повелитель моря – и тем самым влиял на
происходящее на суше. По словам Наполеона, 30000 английских солдат
в Дувре сковывали 300000 французских солдат.
Однако любопытно отметить, что Шарме – из-за незнания стратегии не
понимавший, что попытка защитить побережье растянув силы тонкой
линией может быть опасной ошибкой, осознал, что появление
железных дорог позволяет континентальной державе быстрее
реагировать, и меняет ситуацию в её пользу. Мэхэн нехотя
признал эту перемену лишь в 1907 году. Впрочем, американский
теоретик всё равно скептически относился к амфибийным уколам,
которые играли в борьбе кита со слоном не более чем вспомогательную
роль.
Таким образом, сам Мэхэн признал победу паровоза над пароходом - и,
что удивительно, сделал это уже после русско-японской войны.
Каковая, между тем, дала прекрасный пример в пользу классической
"семилетней" трактовки. Речь, разумеется, об успешной высадке
японского десанта у Бицзыво.
Высадка 2-й японской армии на Ляодунский полуостроd стала
"отрицанием" новой "железнодорожной реальности" - но, в силу
удалённости от Европы и низкой, постфактум, репутации одного из
противников факт этот не заслужил должного внимания. Для начала
следует отметить, что японцы высаживались в непосредственной
близости (~30 км) от железнодорожной станции Пуландян. Что,
впрочем, не казалось им чем-то плохим - напротив, они как раз
стремились к русским перронам.
Далее, к северу и югу (точнее, юго-западу) от места высадки и
железнодорожной станции находились две крупные группировки русских
войск, которые - теоретически - могли на эту самую станцию
приехать. Основу гарнизона Порт-Артура (~100 км от Пуландяна)
составляли 4-я и 7-я восточно-сибирские стрелковые дивизии (всего,
с запасными, 30 батальнов). К северу от места высадки располагался
так называемый "Южный авангард" русской армии - 1-й Сибирский
армейский корпус (23 батальона, 6 эскадронов), главные силы
которого находились в районе Хайчен-Инкоу (~170-200 км по железной
дороге от Пуландяна). В состав японской армии, высаживавшейся у
Бидзыво, входили три пехотные дивизии (1-я, 3-я и 4-я), имевшие в
своём составе, если не обсчитался, 30 батальонов и 6 эскадронов, и
одна артиллерийская бригада. Иными словами, русские могли в
сравнительно короткое время сосредоточить силы, превосходящие
японский десант.
Однако, японский десант не был сброшен в море. Основные причины -
"навалистские". Командование гарнизона Порт-Артура не собиралось
посылать сколько-нибудь значительные силы дальше Кинчжоу, поскольку
боялось: японцы могут высадить новый десант в тылу этих сил, и
отрезать их от крепости. "Южный авангард" - созданный для
противодействия японскому десанту - был сосредоточен сравнительно
далеко от Бицзыво, поскольку русское командование боялось высадки в
Инкоу. Более того, даже рассматривая вариант посылки части сил к
месту десанта, Куропаткин считал необходимым оставить силы и у
Инкоу - иными словами, боялся высадки там уже после того, как
японцы высадились у Бицзыво. Классика жанра.
Третье обстоятельство не было "навалистским", однако оно интересно
в контексте перспектив десанта на германское побережье в Первой
мировой. Японцы увязали высадку 2-й армии с переходом 1-й армии
через Ялу: в таком случае 1-я армия создавала угрозу флангу русской
Манчжурской армии в том случае, если бы последняя двинулась к югу.
Их расчёт вполне оправдался: Куропаткин боялся за левый фланг, его
итоговая калькуляция - к Бицзыво можно послать только 18 батальонов
- не сулила успеха и грозила ослаблением главных сил армии. В итоге
японцы высадились успешно и практически без противодействия со
стороны русских.
Таким образом был решён "железнодорожный ребус" во время
русско-японской войны. Поскольку русское командование в этой войне
в целом не проявило должных качеств, велик соблазн объявить пример
нерелевантным. Однако подобные ситуации складывалась позже, с
другими участниками и руководителями.
Так, интересен пример высадки на Галлиполи. Как мы уже обсуждали, к
весне 1915 г. турки держали в пролиной зоне 20 дивизий - в то
время, как союзники поначалу пытались высадить шесть. Однако из 20
дивизий 14 находились в районе Босфора - помимо угрозы союзного
десанта, существовала угроза десанта русского. Из 6 дивизий,
оборонявших Дарданеллы, Лиман фон Сандерс в первый день смог ввести
в бой только 2 - ещё 2 сидели на азиатском берегу, а 2 охраняли
залив Сарос в тылу. И там, и там союзники предприняли успешные
демонстрации - что, в свою очередь, обеспечило итоговый успех
высадки.
Сразу сбросить десант в море турки не смогли. Далее, по ходу
кампании турки использовали силы, сосредоточенные у
Константинополя, в качестве резерва - но вводили их в бой по
частям, а в июле и вовсе отказали фон Сандерсу в очередных
подкреплениях. Поскольку они по-прежнему боялись высадки русских -
такова сила господства на море - а русские работали над усилением
этих страхов, обстреливая Босфор с моря. Иными словами,
превосходство на море компенсировало существенный численный перевес
"противодесантных" сил турок над силами союзников - 20:6 в
апреле 1915 г.
Конечный неуспех Галлиполийской операции был связан с рядом
просчётов - в первую очередь, недостаточными силами, выделенными
для операции союзниками - спецификой театра военных действий
(сложный рельеф местности) и тем фактом, что турки "угадали" с
местом высадки противника на оперативном уровне. Комбинация
уникальная - и, тем не менее, при всей уникальности ситуации и
условий, Галлиполи стал симоволом кризиса амфибийной войны. Это
роднит операцию со сражением у Лиссы, принесшим незаслуженную славу
тарану.
Наконец, стоит вспомнить ещё одну крупную десантную операцию времён
Первой мировой - Моонзундскую. Немцам предстояла высадка на
охраняемое побережье. Охраняемое - но не обороняемое. Относительно
большая протяжённость береговой линии и наличие большого числа
удобных для десанта мест привели к тому, что русское командование
решило сосредоточить войска в центре Эзеля, чтобы контратаковать
уже по факту высадки - классическая ситуация для десантной
операции. В дальнейшем, несмотря на то, что русские могли
подвезти подкрепления по железной дороге в Гапсаль, перебросить их
на Моон и далее, по Ориссарской дамбе, на Эзель - исправить
ситуацию не удалось.
Иными словами, появление паровоза облегчило положение
континентальной державы - но не более того. При наличии
сколько-нибудь протяжённого побережья создание прочной обороны по
всему берегу требует пассивного "сидения" слишком большого
количества войск. Выделение такого количества войск могло
обернуться крупными проблемами на других фронтах - это случилось с
турками в Первой мировой. Попытка выделить отдельный
"противодесантный корпус" без возможности точно угадать место
высадки оканчивалась неудачей - это случилось с русскими в 1904 г.
и 1917 г. И, если примеров с русской аримей недостаточно, можно
вспомнить про немецкие танковые дивизии, сидящие к северу от Сены в
июне 1944 г. Таким образом, как и во времена Семилетней войны, 30
тысяч солдат морской державы могли сковать 300 тысяч солдат державы
континентальной, но для этого первой требовалось действовать
агрессивно и обеспечить за собой уверенное господство на море, в
том числе и в прибрежной зоне противника. Что же касается
перспектив действий крупного десанта на суше - они почти целиком
определялись соотношением сил на берегу, т.е. наличием достаточного
количества войск у мегалодона (или мастодонта), а не густотой
железных дорог.
Спасибо ув. kim_noir за текст Мортена
Мотте.
|
</> |