Парадокс авианосца №3
naval_manual — 24.07.2018
В споре о линкоре и авианосце - прекрасном споре, уходящем, увы, в край ностальгии - всегда незримо присутствовал Галилей. Самые отчаянные поклонники авиации не могли не принимать во внимание тот факт, что Земля вращается вокруг своей оси. А самолёты времён Второй мировой не могли эффективно работать ночью. Так надводные корабли находили "нишу" с лаврами и крестами. Так Галилей помог линкору - и он же, парадоксальным образом, спас благородное искусство дуэли авианосцев.
Авианосец уязвим - так считали все ещё до войны. И особенно
уязвим в тот момент, когда на его борту находятся заправленные и
вооружённые ударные самолёты. Авианосец трудно найти - с этим тоже
были все согласны. И, наконец, всем было ясно, что авианосец может
ударить сильно, а особенно сильно - по другому авианосцу. А потому,
что найти авианосец трудно - ударить он может из ниоткуда.
Даже эти, поначалу абстрактные, соображения, превращали дуэль
авианосцев в дело, требующее психики паркурщика - от мужиков за
пятьдесят, командующих авианосными соединениями. Мидуэйский кошмар
превратил абстракцию в реальность. Теперь всем было ясно,
насколько это страшно: атака пикировщиков в тот момент,
когда ангары наполнены бомбами, торпедами и бензином. Теперь всем
было ясно, насколько это опасно: не найти противника вовремя
и получить удар из звонкой пустоты. Того и Джеллико никогда не
видели во сне то, что видели Нагумо и Флетчер - после Мидуэя.
Так родилась "тактическая паранойя". После 4 июня 1942 г.
категорический императив командующего авианосным соединением был
прост: не "принимай" атаку с ударными самолётами на борту. Подними
самолёты в воздух как можно раньше и пошли хоть
куда-нибудь. Так Нагумо - которому при Мидуэе пришлось
стать паркурщиком - 26 октября 1942 г., у Санта-Крус,
после атаки американских разведчиков, приказал поднять вторую
ударную группу "Сёкаку" как можно скорее, не дожидаясь готовности
"Дзуйкаку". Нагумо не рискнул подождать лишних полчаса - и
это спасло "Энтерпрайз" от участи "Хорнета". Так Спрюэнс, 19 июня
1944 г., у Марианских островов, приказал поднять в воздух ударные
самолёты после первого радарного контакта с самолётами противника -
что фактически лишало его шансов нанести эффективный удар по
противнику, которого он ещё не нашёл. Фредерик Шерман, согрешив
против императива, 24 октября 1944 г., у Лусона, приказал убрать
готовые ударные самолёты с палубы в ангары - и потерял
"Принстон".
Дуэль авианосцев - это было что-то по-настоящему страшное, что-то,
с чем адмиралы не сталкивались ранее. Неопределённая, нестабильная
ситуация, в которой можно потерять всё за минуту - буквально.
Ставки были высоки, страх - силён. От полного паралича воли спасало
одно - ночь. Ночью можно было не бояться - почти. Ночью можно было
спокойно - сравнительно - идти на исходную, вооружать и заправлять
самолёты, размещать их на палубе и ждать астрономических сумерек -
с тем, чтобы услать "страйк". Сразу, куда-то.
Если бы палубная авиация времён Второй мировой была более
совершенна, если бы палубные самолёты могли взлетать,
садиться и атаковать ночью так же хорошо, как днём, никаких
авианосных дуэлей не было бы. Как минимум, после Мидуэя. Было бы
слишком страшно.
|
|
</> |
Какие бывают подшипники: обзор шариковых, роликовых и игольчатых моделей
Яркие детали отделки Исаакиевского собора
просто так
Гримус Вольтера, флигель Гудибраса и битва славных животных
Устал?
Орда I
Хватит сказок — Минфин отлично знает, что бюджет захлебывается от триллионов
Мир не желает содержать европейскую зелёную энергетику...

