Итальянский слон
naval_manual — 28.06.2018Итальянский флот не снискал славы во Второй мировой войне. Понятно: вокруг таких историй, как бой у м. Спада, разгром конвоя "Дуйсбург" или второй бой в заливе Сирт, не построишь курс военно-патриотического воспитания молодёжи. Тактические неудачи итальянского флота привели к тому, что его роль во Второй мировой войне не получила должной оценки.
Одним из немногих нейтральных исследователей, обративших внимание на незаслуженное забвение, стал Винсент О'Хара, поместивший в книге Struggle for the Middle Sea: The Great Navies At War In The Mediterranean, 1940-1945 следующий график:
О'Хара приведённую выше картинку комментирует в том смысле, что "закрытие" Средиземного моря итальянцами (как отмечает О'Хара, с июня 1940 г. по май 1943 г. через Средиземное море "насквозь" прошли только 8 пароходов) имело трагические последствия для британского траффика. Это замечание справедливо, но оно - только часть истории. Влияние итальянцев на ход войны в целом и битвы за Атлантику было куда как более значительным. В книжке Джеймса Леви The Royal Navy's Home Fleet in World War 2 имеется следующая замечательная табличка - распределение британских кораблей по театрам на 23 мая 1941 г.:
Период с ноября 1940 г. по май 1941 г. в битве за Атлантику особенно интересен тем, что в это время немцы активно и с успехом использовали свои крупные боевые корабли (и авиацию). Приведённая выше табличка - свидетельство тому, в какой степени этот успех был связан с итальянцами. Начать с линкоров - больше всего их у Каннигхема. Да, это старые и сравнительно тихоходные линкоры - но именно такие дважды заставили Лютьенса отказаться от атаки конвоев во время операции "Берлин". И, тем не менее: на коммуникациях в Атлантике 3 линкора, в Средиземном море - 4.
Не менее любопытна история с авианосцами (CV), с которыми стоит разобраться поимённо. В составе Home Fleet - один такой корабль, "Викториэс". Который вот только что загрузил "харрикейны" и собрался на Мальту. В Гибралтаре - два корабля. "Фьюриэс" так же занимается челночными операциями, "Арк Ройял" - корабль, которому приходится разрываться между Атлантикой и западным Средиземноморьем. Наконец, в распоряжении Каннигхема находится "Формидэбл". На ремонте в США - "Илластриэс", убитый как раз в Средиземном море, и, через некоторое время, за ним же отправится "Формидэбл".
Средиземном море вообще стало если не кладбищем британских авианосцев, то местом, где им жилось тяжело: один погиб ("Арк Ройял"), ещё четыре были тяжело повреждены в 1941-1943 гг. - это не считая погибшего "Игла" (ибо он в табличке идёт как CVL). На ограниченном театре военных действий авианосцу тяжело. Да, разумеется, все эти потери (равно как и тяжёлые потери в крейсерах) в основном были делом немецких рук - но привели авианосц на ограниченный театр военных действий именно итальянцы.
Впрочем, не менее интересны данные и по другим классам кораблей. В том числе - по эсминцам. Средиземноморский флот на втором месте по числу эсминцев после командования "Западных подходов": 34 проти 43, весьма любопытно с точки зрения влияния итальянцев на успехи немецких подводных лодок. С учётом "Соединения H" соотношение будет почти один к одному (41 против 43).
Всё это даёт возможность проиллюстрировать два важных утверждения. Первое: размер флота намного важнее его качества. Поскольку именно от размера флота зависит его способность решать стратегические задачи. Итальянский флот был неэффективным на тактическом уровне - но достаточно большим для того, чтобы пускать волны по поверхности мирового океана, оказывая влияние на общий ход Второй мировой. Сравнимое, думается, с влиянием флота японского.
Второе утверждение - это максима Мэхэна относительно крейсерской войны, каковую мы уже упоминали: "для успеха крейсерской войны, или хищнических действий против неприятельской торговли надо, чтобы одновременно велась война эскадренная, целыми флотами линейных кораблей, ибо эта последняя война, заставляя неприятельские корабли держаться соединенно, позволяет крейсерам искать и находить добычу безнаказанно".
Если с немецкой подводной войной в Первой мировой, или действиями американских подводных лодок против японцев во Второй всё достаточно очевидно, то в случае с "Битвой за Атлантику" ситуация сложней и интересней. Флот Метрополии требует не так много эсминцев, однако в сочетании с нуждами Соединения Н и Средиземнорского флота общая потребность британских "эскадр" в эсминцах оказывается больше того, что удаётся выделить для действий исключительно против подводных лодок (61 против 43). Таким образом, именно итальянский линейный флот во много обеспечивал успехи немецкого "крейсерского".
Увы, итальянский слон так и не был замечен немецкими коллегами. Дёниц в своих мемуарах немало места уделил рассказу о том, как и почему не получилось у итальянских подлодок. У Рёдера нет и этого. Немцы в морской стратегии не сильны.
|
</> |