Генезис атеизма
anairos — 21.10.2019 Атеизм – коварная штука. У каждого есть интуитивное представление, что это такое... но, как и многие другие, оно вводит в заблуждение. В конце концов, мы интуитивно полагаем, что клубника – ягода, а миндаль – орех.Для начала вспомним, кто не является атеистом.
Неверующие. Это люди, которые живут без оглядки на учение и путь какой-либо религии. Если в их обществе есть господствующая идеология, они соблюдают её ритуалы и декларируют верность её принципам – но ровно настолько, чтобы не выбиваться из социума, быть своим. Во всём остальном они руководствуются необходимостью, пользой и удовольствием.
Неверующие составляют большинство населения планеты – и большинство людей, официально принадлежащих к любой вере и идеологии. Включая атеизм. Между неверующим православным и неверующим атеистом разница только в том, к какой тусовке они принадлежат и, соответственно, какие ритуалы считают нужным исполнять.
Агностики. Это те же неверующие, но идейные. Они полагают, что истину не знает никто, а правда у каждого своя, а потому образ жизни неверующего и есть самый разумный. Бессмысленно руководствоваться идеями и учениями, в полезности которых ты не убедился на практике.
Вольнодумцы-безбожники. Это нонконформисты, которые демонстративно отрицают и общепринятые ритуалы, и устои своего социума, если не согласны с ними.
Их проще всего перепутать с атеистами, поскольку в христианском обществе они чаще всего отвергают веру в Бога, авторитет церкви и силу таинств. Но всё же это не синонимы.
Вольнодумцев объединяет только их отрицание. На вопрос «Бога нет, так что же тогда есть?» они дают самые разные ответы. Многие из них не столько отрицают Бога, сколько восстают против него, поскольку считают религию несправедливой и жестокой.
Атеизм же обладает собственным определённым учением и картиной мира. Его приверженцы – особенно самые известные и идейные, вроде пресловутого Докинза – активно проповедуют это учение и борются с любыми другими религиями.
При первой возможности атеизм превращается в такую же нетерпимую «единственно истинную» идеологию, как и ислам или христианство. Тогда в его пределах появляются собственные вольнодумцы, которые, наоборот, демонстративно обращаются к религии и духовности.
Чтобы понять, что такое атеизм, придётся взглянуть на его историю. Он стоит на вершине пути, который начался в седьмом веке до нашей эры, в древнем Израиле. Второй акт пьесы состоялся в четвёртом веке уже нашей эры, когда религия Израиля разделилась на иудаизм и христианство. Третьим стала Реформация, изменившая весь католическо-протестантский мир.
На каждом шаге религия всё тщательнее избавлялась от Другого. Этот Другой вначале носил названия «язычество» и «идолопоклонство», затем «суеверие» и «магия». Если же описать его совсем кратко – это вера в мир, наполненный духом.
Силы этого мира – живые. У них есть воля и сознание, и потому они непредсказуемы, их нельзя контролировать.
Человек может искать встречи с ними – или, наоборот, прятаться от них. Может прислушиваться и присматриваться к происходящему, чтобы вовремя заметить их приближение.
Чего он, однако, не может – так это действовать без оглядки на потусторонние силы. Любое дело, которому противостоит дух, развалится, даже если ты попробовал всё спланировать. Любое дело, которому дух способствует, преуспеет, если только ему не противостоит более могущественный дух.
Дух присутствует везде, но в разной степени. Есть места, предметы и даже люди, в которых он действует особенно сильно. Они – точки соприкосновения миров, святыни, объекты поклонения. Через них люди могут обращаться к духу, искать его помощи или пытаться отвратить его гнев.
Дух соединяет сознание и материю. Там, где он действует, их невозможно различить. То, что связано в представлении человека, связано и в действительности. То, что сделано в воображении, в видении или во сне, может иметь реальные последствия. Человек может вспомнить то, что ещё не случилось, или то, что было не с ним.
И для всего этого есть правильные методы. Они позволяют призывать и изгонять духов, читать приметы, гадать, создавать новых идолов и святилища, привлекать удачу и отгонять беду.
Эти методы не заменяют повседневных знаний, навыков и умений – но и те без них бесполезны. Успешным может быть только дело, предпринятое человеком и духом в союзе – таинство волшебства.
Расставание с этой картиной мира шло медленно и постепенно – не зря на него ушло два с лишним тысячелетия.
Вначале религия разделила весь духовный мир на небесный и нечистый. Правильные духи – единый истинный Бог и Его слуги. Все остальные – демоны, с которыми связываться грех и некошерно.
Бог постоянен и неизменен. То, что Он обещал однажды, остаётся истиной на все века. Законы, которые Он установил, не сдвинутся с мест до конца мира. Заповеданные Им молитвы и таинства всегда действенны. Значит, нет необходимости в гаданиях и нет смысла в заклинаниях. Нужно лишь жить, полагаясь на волю Бога, выраженную в святом Писании и учении церкви.
Затем Бога и демонов постепенно переместили в область воображаемого. Демоны бессильны и могут только искушать людей греховными мыслями, образами и желаниями. Бог всесилен, но, однажды сотворив мир, больше не вмешивается. Его слуги-ангелы посылают людям благие мысли и намерения, чтобы укреплять их на пути праведности.
Оставалось сделать только последний шаг и провозгласить, что никакого духа не существует вовсе. Боги и демоны – лишь образы человеческого сознания, искажённые отражения сил природы и психики. Сознание же – свойство сложно организованных систем.
Между сознанием и материей – непреодолимая пропасть. Единственный мостик через неё – тело, которому принадлежит сознание. Только через показания органов чувств сознание строит представление о действительности. Только через действия тела сознание может на неё влиять.
В результате для атеиста мир делится на природу (мир вещей) и культуру (мир сознания и воображения). Культура существует лишь в человеческих умах, пронизана символическими связями, управляется словами и символами, поэтому в ней, как и раньше, действует магия. Но природа подвластна только настоящим объективным силам, и в ней магия по определению бесполезна.
Мир атеизма – мир закономерный, детерминированный. В нём реально только то, что постоянно и неизменно. Константы и симметрии составляют твёрдый скелет объективной реальности. У любого события есть причины, и оно непременно случится, как только соблюдены все условия.
Человек, понимающий устройство мира, может учесть все обстоятельства и действовать наверняка, рассчитывая на заранее вычисленный результат.
Свободная воля не вписывается в эту картину, и потому некоторые последовательные атеисты отвергают и её. Мы не можем ничего выбирать – наш выбор предопределён процессами, протекающими в мозге. Свобода воли, как и случайность – иллюзия, вызванная незнанием.
Конечно, это упрощённое описание. Каждый шаг на этом пути вовсе не уничтожал предыдущие версии, а только чуть отодвигал их. В полной мере новое учение принимали только интеллектуалы, народ продолжал исповедовать прежнюю веру в новой обёртке. Но общее направление несомненно и очевидно.
При таком подходе атеизм естественно оказался религией поклонения Науке.
Научный метод – поиск постоянного, неизменного, закономерного и повторяющегося. С точки зрения атеиста, только он позволяет отделить реальность от иллюзий и заблуждений.
Наука стала для атеизма коллективным пророком. Свод научных знаний, постоянно дополняемый и уточняемый учёными – священным писанием, собранием открывшихся человечеству истин об объективной реальности. Объективная реальность – Богом, Истиной, тем, что Есть.
Название «атеизм» лукаво ещё и потому, что в мире атеиста вполне могут существовать боги.
Представьте, что во вселенной есть существа, чьи знания, силы и возможности невообразимо больше наших. Возможно, это достаточно развитые инопланетяне. Возможно – некие формы жизни, родившиеся на заре времён и имеющие совершенно иное, чем мы, устройство.
Предположим, что некоторые из них по каким-то своим причинам заинтересованы в нас. Одни пытаются нас научить, воспитать, помочь. Для других мы – развлечение или пища. Третьим мы и вовсе кажемся вредителями или паразитами. Все они по своей прихоти вмешиваются в нашу жизнь: устраивают чудеса, насылают катастрофы, отвечают на молитвы, являются в зримом облике...
Ни одно из этих предположений не противоречит догматам атеистической веры.
Но если боги существуют на самом деле, рано или поздно их обнаружат учёные. Наука предоставит неопровержимые свидетельства их вмешательства и подтвердит – да, они настоящие, и их нужно учитывать.
До тех пор – это ложные боги, и атеист не поклонится им.
|
</> |