
Генералы песчаных карьеров (США, 1971)

В СССР 70-х это фильм бы культовым, на него шли толпы, за
билетами давились очереди, а зеленые шкеты, вроде меня, только
завистливо вздыхали, так как "Генералы песчаных карьеров"
демонстрировались с грифом "Не для детей до 16 лет". В первый
прокат (1973-74 гг) я даже и не надеялся попасть в кино - моим
сверстникам оставалось лишь переписывать, высунув язык, слова
песни, существовавшей даже не в одном, а в нескольких вариантах
переводов.
Буллет (Кент Лей), кадр из фильма "Генералы песчаных карьеров"
(1971)
О том, что это вовсе не переводы, а народное творчество, мы узнали
позже и удивились, что в песне, так затронувшей души большей части
детей и молодежи, речь идет о рыбацкой лодке. Всего лишь.
Второй раз "Генералы" появились в прокате (у нас в городе, во
всяком случае). Это был 1978 год, мне - 14. Я надеялся прорваться,
я даже купил билет, но в кассе меня честно предупредили, что в
сомнительных случаях контролеры попросят предъявить паспорт. И я,
конечно, пролетел. В компании мы обсуждали в каком из кинотеатров
не зверствуют, но увы - зрительный зал от малолеток защищался с
пылом пограничников на государственной границе.
Дорвался я до него лишь на излете 80-х, когда появилось кабельное.
Честное слово, я рад, что посмотрел тогда - "Генералы песчаных
карьеров" относятся к тем фильмам, которые смотреть надо вовремя.
Будучи молодым, а не старым пеньком, которого мало что может
изумить, увлечь и растрогать.
Кадр из фильма "Генералы песчаных карьеров" (1971)
Фильм снят по роману "Капитаны песка" бразильского писателя Жоржи
Амаду и посвящен беспризорникам Бразилии, обитавшим близ города
Баии. Местом ночлега герои выбрали заброшенный портовый склад среди
песков. Море отступило, строения стали ненужными, а для бездомных -
это отличное место: подходы просматриваются, и никакая облава не
сможет подойти незамеченной.
Возраст "генералов" разный - здесь от совсем малышей до почти
взрослых парней. Предводитель компании - Буллет (Кент Лейн)
старается заботиться о тех, кто доверился ему. Самое главное для
этих ребят - выжить. То есть - найти пропитание. Как... кто как
может. Одни попрошайничают, другие роются на свалках, третьи
грабят. Да, они совсем не ангелочки, они умеют манипулировать на
добрых чувствах и убивать. Но разве можно поставить это в вину? Это
всего лишь дети, до которых никому нет дела, - и разве странно, что
они враждебно относятся к миру, вышвырнувшему их на смерть? Совсем
не странно.
Хосе Педро (Алехандро Рей), кадр из фильма "Генералы песчаных
карьеров" (1971)
И только один взрослый проникается бедой беспризорников - это
священник Хосе Педро (Алехандро Рей). На свой страх и риск, рискуя
жизнью, он проникает к ребятам и предлагает свою помощь. Конечно,
ему не верят, ведь он из мира благополучных взрослых. Но он докажет
свою искренность, более того - он не побоится отстаивать интересы
свой маргинальной "паствы" перед властьимущими, за что тоже
поплатится.
Кадр из фильма "Генералы песчаных карьеров" (1971)
Однажды двое "генералов" приводят в своё обиталище девушку. Дора
(Тиша Стерлинг) и её маленький брат недавно потеряли мать, а дядя
выгнал их из дома. В одиночку, тем более - девушке, выжить
невозможно. Но и вести Дору в компанию неблагополучных парней -
рискованно. Однако девушке удалось прижиться и стать матерью
малышей и сестрой для тех, кто постарше. Её любили - кто-то
по-детски, кто-то по-взрослому, но прикасаться к ней не
смели...
Дора (Тиша Стерлинг), кадр из фильма "Генералы песчаных
карьеров" (1971)
Я пересматривал фильм и думал о его феномене. Что увидела в нём
советская молодежь? Еще одну историю о Ромео и Джульетте? Романтику
беспризорных? Нет. Не думаю. Драма этих бездомных бразильских
ребят? Да, конечно. Но еще более - взаимопомощь отверженных
обществом мальчишек. Они одни против всех, и они честно
поддерживают друг друга. Это чистая мальчишеская дружба, и недаром
в самом популярном варианте песни на мелодию этого фильма звучат
слова:
И если вдруг меня судьба сведет
С песков владыкой молодым,
То я скажу ему: "О, генерал,
возьми меня к себе хоть рядовым!"
Моя оценка - 5
От А до Я. Зарубежное кино до 1980-го года.
Марафон 92 дня лета, задание 77: Свободная тема.
|
</> |
