
В день праздника (1978)


Зинаида (Людмила Зайцева) и Гринин (Николай Пастухов), кадр из фильма "В праздничный день" (1978)
Фильм Валерия Тодоровского "В день праздника" малоизвестен, не слишком внятен, но хорош тем, что создает атмосферу и заставляет задуматься о некоторых важных вещах.
Через всю картину празднование Дня победы проходит особым лейтмотивом - атмосфера фильма пропитана этим, и поневоле начинаешь ощущать связь времен - вот только герои фильма явно проигрывают тем, из времен войны. Причем, и сам Пантелеймон Дмитриевич предстает в результате не слишком-то героическим...

Праздник в семье Гринина, кадр из фильма "В праздничный день" (1978)
Важными, кроме праздника, для Гринина являются на данный момент две проблемы - его статья в газету, вскрывающая повальное взяточничничество на шахте, и знакомство Зинаиды со своей семьей. Чем дальше - тем больше нагнетается обстановка: сначала мы узнаем, что из-за этой статьи, еще не опубликованной, Пантелеймону Дмитриевичу угрожают - всерьез или так, попугать, неизвестно, но сам факт напрягает. Нет, не боится никого фронтовик, не собирается он отступать, но ситуация в корне меняется, когда оказывается, что его старший сын Василий (Геннадий Корольков), его гордость, тоже замешан в истории со взятками.
Зинаида... вроде, и сам Гринин говорит сыну, что любит её, что жизнь без любви для него пуста и никчемна, но в общении с невестой ведет себя как последний трус, складывается впечатление, что молодая женщина тащит их отношения на себе, постоянно подбадривая жениха и вселяя в него уверенность. Но для Зинаиды этот день становится своего рода лакмусовой бумажкой, проявляя возлюбленного как болтуна, озабоченного чем угодно, но только не той, которой он в любви признавался.

Гринин (Николай Пастухов), кадр из фильма "В праздничный день" (1978)
Дочь, приехавшая с кавалером в гости к отцу из другого города, неожиданно утирает нос трусливому папеньке, заставляя того стыдиться самого себя. Но, пока он рефлексирует, невеста... уходит? Или прощение возможно?
Лично для меня Гринин малопонятен. Более того - вызывает брезгливость. Я не понимаю - как можно так бояться представить женщину детям? При том, что все взрослые, у всех свои семьи, живут отдельно, и личная жизнь отца их никаки не касается. И первую жену свою, их мать, Пантелеймон не бросал - он вдовец, причем, судя по всему, давно. Но нет - мы сделаем себе проблемы, а потом, когда этот праздничный день закончится, всенепременно будем страдать и на всех обижаться. Вместо того, чтобы стать, наконец, не заивисимым от всех просителем, а... ну, пусть не героем, а, хотя бы, просто Мужчиной.

Рамзес (Марлен Хуциев), кадр из фильма "В праздничный день" (1978)
В фильме также снимались Алла Мещерякова (она может быть знакома киноманам по заглавной роли в "Ксении, любимой жене Фёдора"), Ксения Минина (также Клава Себейкина в "Старый Новый год"), Татьяна Божок ("Дамы приглашают кавалеров", "Одиноким предоставляется общежитие"), Марлен Хуциев, Станислав Садальский, Александр Филиппенко.
Моя оценка фильма - 3+ (плюс - за атмосферу)
От А до Я. Советское кино 70-х. Прекрасное прошлое
|
</> |
