Исключительную ценность представляет стол-треножник (Россия,
конец ХVIII века) со столешницей, выполненной из яшмы в технике
русской мозаики и служивший для возложения императорских регалий:
скипетра, державы и государственной печати.
Парадная опочивальня императрицы Марии Федоровны относится
к самым совершенным творениям В. Бренны. Подобные
представительские апартаменты, в восемнадцатом столетии
располагавшиеся на пути обязательного следования гостей, не только
подчеркивали социальный статус хозяев, но и возвеличивали обыденные
стороны жизни.
Гармоничное сочетание всех элементов отделки, их
утонченность, превосходные живописные и скульптурные вставки, а
также позолота, изысканно введенная в гипсовую лепнину и резной
декор — все это делало зал «прелестной и лучшей комнатой
дворца».
Интерьер зала представляет двухчастную композицию, состоящую
из центрального объема и алькова. На стенах архитектор
разместил пилястры искусственного мрамора, которые расписал Франц
Лабенский. Такую живопись принято называть гротеском. Художник, не
придерживаясь никаких правил, мог изображать все, что подскажет
безудержная фантазия, красота природы или капризный ум.
В простенках между пилястрами были вставлены в рамы
панно голубого лионского шелка, затканного серебряной нитью. В
конце ХIX века ткань заменили на новую, выполненную на мануфактуре
братьев Сапожниковых по историческому рисунку.
От первоначальной отделки зала сохранилось
объемно-пространственное решение, перекрытие с распалубками и
центром, представляющим эллиптический по форме медальон. На падуге
– пластические композиции из стилизованных листьев аканта и
цветочных венков. Лепной декор оконных откосов выполнен в виде
рамки, увитой плющом.
Наличники искусственного мрамора, с венчающей их рельефной
вазой и ниспадающими цветочными гирляндами, превосходный по своему
рисунку паркет, составленный из растительного орнамента и
повторяющий геометрию перекрытия, – все это типичные,
ринальдиевские приемы отделки интерьеров.
Башенный кабинет императрицы Марии Федоровны
Небольшое помещение, служившее для императрицы Марии Федоровны
кабинетом. Из его окон открывается прекрасный вид на парк, Белое
озеро с Чесменским обелиском и полуциркульную галерею Гатчинского
дворца.
Часть художественной отделки относится к «орловскому» периоду:
изящное перекрытие с невысоким круглым куполом, украшенное лепкой и
живописью; без сомнения, ринальдиевскими деталями интерьера
являются инкрустированные ценными породами деревьев полотнища
дверей, их наличники искусственного мрамора розового тона,
изысканный узор оконных откосов в виде трельяжной сетки, украшенной
виноградными листьями.
В середине ХIX века (при перестройке дворца в 1844–1857 годах
под руководством архитектора Р.И. Кузьмина) стены сплошь затянули
зеленым шелком, а из бывших личных комнат императрицы Марии
Федоровны, располагавшихся в Арсенальном каре, были перенесены в
Башенный кабинет мемориальные предметы: мраморные скульптурные
портреты родителей государыни – герцога и герцогини Вюртембергских
работы И.-Х. Даннекера (за портрет отца немецкий мастер получил в
1798 году, сверх платы, бриллиантовый перстень и приглашение
приехать в Петербург).
Центральное место в убранстве занимал тканый портрет Павла I,
изготовленный на Петербургской шпалерной мануфактуре в 1790-е годы.
Ценный экспонат был эвакуирован и сегодня снова находится на своем
историческом месте.
Туалетная императрицы Марии Федоровны
В замечательно воздушном интерьере Туалетной сразу
чувствуется искусная рука А. Ринальди, который, используя свои
излюбленные приемы, создал отделку, заставляющую подолгу
всматриваться в прихотливый декор стен, падуг, перекрытия.
На потолке — горящие факелы и скрещенные ветки
полураспустившихся лилий. Разнообразные гирлянды, перевитые лентами
венки, тирсы, букеты на карнизах — все это создает впечатление
нарядной легкости. Эффектную ноту вносят неповторяющиеся
изображения птиц: одна из них сжимает в лапках ветвь для
строительства гнезда, другая словно застыла в настороженной позе,
третья взмывает вверх и сильный ветер топорщит ее перья...
На богато декорированных панелях особо выделяются
архаичные по рисунку композиции птиц, запряженных в тройку и
везущих горящий жертвенник — символ любви, милосердной и
всепрощающей.
Наличники искусственного мрамора венчают пластические
десюдепорты (наддверники) в виде панно, на которых размещены
фигуры путти, еще две украшают стену с камином. Возможно, они
олицетворяют четыре времени суток: ночь — малыш спит, слегка
укрывшись покрывалом (над дверью в проходную), утро — путти
проснулся и летит навстречу солнцу (над дверью в Овальный будуар),
день и вечер (справа и слева от камина).
В художественное убранство зала включены мраморные
барельефы, изображающие римских императоров; портрет императрицы
Екатерины II в лазуритовой оправе работы М.А. Колло. Скорее всего,
он появился здесь, еще при первом владельце Гатчинского дворца. До
Великой Отечественной войны над камином находился второй портрет
Екатерины Великой — скульптора Д. Чибеи (в настоящее время хранится
в ГМЗ «Царское Село»).
Ринальдиевский, виртуозный по своему орнаменту паркет,
был воссоздан в 2007 году.
Зеленая угловая
Первоначально Зеленая угловая была просто передней, через которую
нужно было пройти, следуя из открытой галереи-лоджии в Центральный
корпус.
При Павле I в галереях-«полуциркулях» появились новые парадные
залы, и Угловая, сохранив свой интерьер, превратилась в
проходную.
Тронная императрицы Марии Федоровны
Известно, что когда Гатчинский дворец принадлежал графу
Орлову, на месте Тронной находилась Китайская комната,
декорированная, по весьма распространенной традиции, в модном
«восточном вкусе». Надо полагать, что Антонио Ринальди, с таким
блеском воплотивший китайскую тему в Ораниенбуме, и в Гатчине
преуспел в мастерстве отделки, создав нечто особенное. К этому
обязывало и местоположение: помещение находилось рядом с Белым
залом, и поэтому в его интерьере должна была присутствовать
красочность и парадность.
Впоследствии стены затянули малиновым штофом и на них
разместили «картины разного сорта ... из числа орловских и
привезенных Бренном». Так зал превратился в Картинную.
Сегодня на стенах зала экспонируется пятьдесят девять
картин, занимающих исторические места. Среди них особый интерес
представляют: портреты ювелира Динглингера и его супруги работы А.
Пэна (слева и справа от камина), «Суд царя Соломона» кисти Д.
Романелли, красочная «Диана на охоте» Ван Баллена и Брейгеля
Бархатного, выполненная на дереве, пейзажи Г. Пуссена, «Вид виллы
Конти во Фраскати» Я. Ф. Хакккерта.
Единственный предмет мебели (не считая тронного кресла)
— резной золоченый столик-консоль, на котором стоят порфировые вазы
с крышками «из тех, что совершенны в своей солидной
простоте».
На месте утраченного в годы войны плафона, находится
полотно «Свадьба Ариадны и Бахуса», воссозданное в 1980-х бригадой
художников под руководством Я.А. Казакова по сохранившемуся эскизу
мастера ХVIII века С. Торелли.
Белый зал
Самое большое парадное помещение (250 кв.м.), занимающее
центральную часть дворца, своими арочными дверями-окнами выходит
на открытую террасу, откуда открывается превосходный вид на
огромный плац и строгие стены Кухонного и Арсенального каре. Белый
зал всегда использовался для пышных торжеств, праздничных приемов и
многолюдных балов.
Здесь нет позолоты, что вовсе не умаляет роскоши и
«внешнего блеска» этого зала, который во многом сохранил
первоначальную ринальдиевскую отделку: общую разбивку стен
пилястрами, падуги перекрытия, наборные двери с наличниками
розоватого искусственного мрамора. Для окраски стен и плафона
архитектором использованы различные оттенки пастельных тонов —
бледно-зеленых, голубых, сиреневатых. Такой фон превосходно
оттеняет живописный гипсовый декор, словно стремящийся вырваться за
границы отведенного ему пространства профилированных рам, карнизов,
полуовальных тяг, создавая ту особую выразительность и
«неровность», которая позволяет называть Белый зал наиболее
интересным и ценным интерьером дворца.
Проходная Ринальди
Проходная Ринальди – память о великом итальянском зодчем - первом
архитекторе дворца. Скульптурный портрет мастера выполнен Ф. И.
Шубиным.
Чесменская галерея
До Великой Отечественной войны Чесменская галерея была одним
из самых пышных и торжественных парадных залов. Часто в дни больших
празднеств и приемов здесь устанавливали тронное место, накрывали
столы для обедов, во время которых с хоров звучала музыка.
Сейчас зал можно увидеть почти таким, каким он предстал перед
музейными сотрудниками и реставраторами в 1944 году: фрагменты
лепнины с остатками позолоты, обнаженная кирпичная кладка и зияющие
дыры старых воздуховодов напоминают о страшной войне, нанесшей
императорской резиденции значительный ущерб.
Греческая галерея
Греческая галерея – появилась при перестройке дворца в 1796-1797
годах на месте открытой галереи. Она связывала помещения,
расположенные в бельэтаже главного корпуса дворца с Арсенальным
каре. Отделка галереи была выполнена по чертежам архитектора В.
Бренны в 1790-е годы. Для европейского общества конца ХVIII века
было характерно увлечение античностью. Этим можно объяснить
использованием в оформлении галереи рельефов с изображением сцен
античного быта.
Проходная
После греческой галереи по дороге к мраморной лестнице попадаешь в
проходную, где находится бюст Николая I, а также прозрачный пол
Мраморная лестница
Мраморная лестница была главной парадной лестницей
Арсенального каре. Интерьер создан по проекту архитектора Р. И.
Кузьмина в 1840-1850-е годы. Главным элементом убранства является
декоративная отделка стен, колонн и пилястр цветным искусственным
мрамором. В лепном декоре использованы имперские мотивы –
многократно повторенные двуглавые орлы с атрибутами государственной
власти. Отличительная особенность интерьера – световой фонарь в
центре плафона.
Несмотря на то, что лестница существенно пострадала во время
пожара в 1944 году, на одной из площадок сохранился подлинный
мраморный камин, чугунная решетка сложного прихотливого рисунка
была воссоздана по историческим документам.