Футуризм 2. В этот раз с элементами искусствоведения.

Надо сказать, подобрать картины в духе футуризма не так просто. Есть несколько факторов, отличающих работы в стиле: "Как будет" от обычных картинок в стиле: "Пиу-пиу, тетки в блестящих бикини, разумные существа с тентаклями". Во-первых, пиу-пиу быть не должно. Изображение военных действий, их последствий и вооруженных людей, готовящихся применить средства уничтожения - это совсем другой жанр. Во-вторых, картины не должны иметь отсылок к фентези и прочим нефизическим воздействиям. В-третьих, на картинах должно быть отражено не какое-то уникальное действие, например Прорыв в Неведомое или Выход за Границы Человеческого Восприятия. Наоборот, сюжет работы должен показывать что-то абсолютно обыденное: жизнь мегаполиса; работяг, отправляющихся в утреннюю смену; отбытие рейсового маршрутного корабля куда-нибудь в соседнюю систему (точно по расписанию) или работу геостационарной гелиоцентрической геотермальной геостанции.
Итак, помолясь Господу нашему и Святой Науке, приступим.
1. Первая глава включает в себя работы художника, который обозначил себя, как Поль Жуард (Paul Joard). Я произношу его имя и фамилию на французский лад, но на самом деле я отнюдь не уверен, что он француз. Почти все работы мастера (за исключением одной) отличает определенный оптимизм. Для того, чтобы подчеркнуть светлый характер изображаемого им будущего, художник использует такие приемы, как большие открытые пространства, чистое небо и хорошая погода. Все это создает ощущение определенной приподнятости, чистоты и даже в некотором роде гуманизма.
Здесь мы видим расположенные на берегу моря или океана жилые комплексы. Штиль и зеркальная поверхность воды создают ощущение умиротворенности:

Отбытие рейсового корабля в солнечный день:

Несколько менее оптимистичная картина, изображающая заправочную, закусочную и, возможно, стрипбар на хайвэе будущего. Горящие бочки и остов автомобиля говорят, что это, пожалуй, не совсем мир Стартрека:

Свет, синева моря и неба, зелень лесов создают фон для колоссальных конструкций, устремленных буквально в космос. Это могут быть орбитальные лифты или устройства для сбора вырабатываемой на орбите энергии - не важно. Важен общий яркий и необыкновенно оптимистичный настрой картины. Это будущее в полной мере можно назвать "светлым":

Единственная картина, настрой которой не умиротворяющий, а тревожный. Изображение солнца, как глаза невообразимого космического чудовища, возможно, призвано показать, что светлое будущее весьма хрупко перед лицом бесконечного и равнодушного космоса:

2. Работы художника Эрика Стилта, представленные в этой главе, имеют два основных направления. Первое - это города будущего, представленные как традиционные, устремленные ввех муравейники или, скорее, термитники, потому что именно термиты строят такие гигантские, уходящие вверх на несколько метров конструкции:


Исключение составляет эта картина с говорящим названием "Древнее Будущее". В ней мы видим висящий посреди футуристического города, прикрытый прозрачным куполом то ли квартал, то ли здание в форме усеченной пирамиды:

Вторая часть посвящена освоению космического пространства. На мой взгляд художник очень удачно отразил то, что этот процесс - не единомоментный, он продлится века, если не тысячелетия. Обратите внимание на разницу в дизайне трансляционных станций, представляющих собой "традиционные" в нашем понимании космические постройки, и проходящих через них кораблей, которые не только выглядят совершенно иначе, но и явно сдланы из совсем других материалов. Станции, по всей видимости, построены многие века назад, но потомки строителей, ушедшие далеко вперед по дороге Познания, продолжают использовать творения своих пращуров:




А здесь художник отобразил строящийся орбитальный город:

3. Большой раздел с картинами художника Фабио Комин (Fabio Comin) также подразделяется на две части. Первая посвящена городам будущего. Как и Эрик Стилт, Комин представляет эти поселения в виде устремленных вверх мегаполисов. Квртины художника имеют в некотором роде дистопийное настроение. Комин изображает свои города гигантскими, залитыми неоновым светом, но бездушными механизмами, на фоне которых человек - не более, чем муравей, устремления и мечты которого ничего не значат. Для отражения этой мысли художник использует проверенные приемы: темнота, дождь, отсутствие земли, находящейся где-то глубоко внизу. Интересно, что в двух картинах Комин использовал фрактальные структуры, очень хорошо вписашиеся в мир его мегаполисов:


Теплый свет этого города делает его несколько менее безжалостным:

И снова вертикальная жизнь:


А здесь у нас не просто вертикальный мегаполис, но вертикальная промышленная зона:

Вторая часть работ художника - это изображение повседневной жизни промышленных предприятий будущего. Как ни странно, здесь его настрой гораздо более оптимистичен. Мы видим рабочих, идущих к своим цехам, шахты и заводы, некоторые из которых, возможно, расположены не на Земле, а на других планетах, транспортные линии, поезда и даже порт. Интересным способом продемонстрировать сдержанный оптимизм этих работ является использование утра в качестве времени дня, когда происходит действие. Таким образом зритель получает некоторый заряд бодрости, обычно ассоциируемой с началом рабочего дня (пусть и не у всех):
Карьер:

Здесь прибывший грузовик, кажется. испытывает некоторые проблемы:

Работающий завод:

Завод в небе:

Антигравитационный поезд:

Порт:

4. Работы Якоба Грыйгьера (Jacob Grygier) выполнены в очень разной манере. Первая картина, которую я хочу здесь представить - это обычное (хоть и очень качественно выполненное) 3D полотно, изображающее очередной мегаполис не слишком далекого будущего. Налицо все необходимые элементы: дорожные развязки сложной формы, небоскребы необычного вида, пирамидальная конструкция, которая может быть как замкнутым городским кварталом, так и научным центром, электростанцией или неким сложным производственным предприятием. Интересно, что город на переднем плане совершенно не освещен, что производит гнетущее впечатление, хотя в кварталах на горизонте свет есть:

Три другие работы - это определенного рода концептуализм. Две выполнены широкими, даже небрежными мазками электронной кисти и представляют собой картины далекого будущего, с городом-кораблем в космосе и парящими в атмосфере планет странными конструкциями: городами? Заводами? Причалами космических кораблей?


На третьей картине мы видим целую планету, закрытую прозрачным куполом:

5. В пятой главе представлены картины художника Марио Понтона. Две первых работы представляют собой вариации на тему: "Города в небе". Башенноподобные конструкции, выводящие жилую зону на уровень облаков или за них - обычная примета футуристического представления городов на обитаемых планетах с атмосферой. Причины могут быть разные: от плохих условий жизни на поверхности планеты до недостатка места. Здесь мы видим целый город, построенный в таком стиле, и отдельный квартал, мимо которого пролетают воздушные корабли:


Сложно сказать, что изображают эти башни. Это могут быть жилые комплексы, устройства охлаждения, производственные линии или даже причальные конструкции для космических кораблей:

Ну а здесь у нас концепт города относительно недалекого будущего, в котором по какой-то причине запрещена сотовая связь:

6. Картины художника Дасти Кросли (Dusty Crosley - имейте в виду, это все, скорее всего, псевдонимы) - это очередное "вертикальное" представление городов будущего. Работы отличают резкие, четкие границы между цветами, а также приверженность к прямым линиям и прямым углам:



7. От Клауса Пиллона сегодня лишь две картины. На первой изображен достаточно стандартный ночной мегаполис. Строго говоря, это вполне может быть современный город в каком-то из азиатских "Тигров" - лишь слишком смелые линии некоторых небоскребов позволяют предположить, что это, все же, будущее. Картину отличает большое внимание к деталям - город нарисован очень подробно:

Вторая работа более интересна. На ней мы видим некое промышленное предприятие, расположенное на открытой воде, судя по всему довольно далеко от берега. Не совсем понятно, что конкретно здесь производится: белковая масса, энергия или опасные бесчеловечные эксперименты:

8. Ну и, наконец, маленька глава, в которой мы видим две картины с прибывающими космическими кораблями. Первая работа оставляет тревожное, гнетущее впечатлдение: корабль прибывает ночью, над бурным морем, ракурс таков, что кажется, что он атакует ночной город:

Вторая картина - это типичный мир Стартрек. Обратите внимание на совершенно колоссальную конструкцию в небесах. Она не бросается в глаза, но ее размеры говорят сами за себя:

Вот таким нехитрым образом можно писать рецензии на различные картины. Говорят, кто-то этим даже зарабатывает на жизнь. Честно говоря, мне сложно представить, что за подобное могут платить живыми деньгами, но если это правда - возможно, я занимаюсь в жизни не тем, чем нужно))).
Некоторые картины будут использованы в будущих главах Полиции Реальностей.
|
</> |