ФРС. Текущее положение дел
spydell — 12.07.2016 В отличие от Банка Японии у ФРС ожесточенное монетарное свирепство прекратилось уже почти, как два года. Баланс заморожен на уровне примерно 4.5 трлн долларов с октября 2014, причем активы (MBS, трежерис, агентские бумаги) составляют около 4.25 трлн (95% от совокупных активов ФРС). С момента кризиса баланс ФРС вырос в 5.3 раза или на 3.7 трлн долл.Концентрация центральных денег в банковской системе США по историческим меркам беспрецедентно высокая. Два года назад активы ФРС настолько сильно выросли, что занимала свыше 27% от активов коммерческих банков США, тогда как исторически средняя с 1980 по 2007 находится на уровне 9.5% Присутствие ФРС в финансовой системе США выше нормы примерно в три раза.
Относительно ВВП США баланс ФРС также чрезмерно раздут. Минимум был в конце 80-х (6.5% - отношение активов ФРС к номинальному ВВП)), средний уровень с 1980 по 2007 около 7.5%. К 2014 разогнали к 26% и сейчас там же находятся.
Основные активы ФРС удерживает в трежерис, где находится немногим больше 2.4 трлн, потом ипотечные MBS – еще на 1.8 трлн.
С 1955 по 2008 ФРС практически всегда скупали трежерис за редким исключением покупок MBS с 1972 по 1977.
Сейчас на балансе ФРС находится 16% от всех трежерис, присутствующих в свободном обращении. Это достаточно много, но бывало и больше. В середине 70-х ФРС удерживали свыше 21% всех гос.облигаций США. Однако, по MBS присутствие ФРС на рынке предельное по историческим меркам. Практически четверть все рынка на руках одного покупателя.
Кредитный мультипликатор упал с 8 до 2, а историческая норма около 6. Текущий незначительный рост с 2015 года не меняет общей картины. В системе избыток кэша, который не находит применения в реальном секторе экономики.
Зато находит применение на рынке. Последние 7 лет существует жесткая и однозначная корреляция между приращением баланса ФРС и ростом фондового рынка. Остановка эмиссии тормозит ралли на фондовом рынке.
Разумеется, сам по себе рост мало соприкасается с фактическим положением дел в корпоративном сегменте и скорее отражает дефицит точек приложения капитала в условиях нулевых ставок и стагнирующего бизнеса на фоне чрезмерного профицита ликвидности в системе.
Что точно можно сказать, так это положительные сдвиги для США в перспективе относительно движения капитала. Во-первых, нестабильность в Европе и в мире с неясным статусом Великобритании и политической неоднородностью в ЕС, а во-вторых, дифференциал процентных ставок в долларовой и евро зоне, который провоцирует трансфер капиталов в США. В этом смысле США в очередной раз берут на себя роль и функцию тихой гавани и спасителя глобальных капиталов. Ситуация с притоком иностранного капитала в США за последние 3 года крайне скверная (об этом в другой раз). И вот так все сложилось, ясное дело не случайно. Но таковы правила игры.
|
</> |